Почему одни музеи превращаются в туристические центры, а другие покрываются пылью? Секрет не в деньгах и даже не в коллекциях. Многое зависит от того, как показано культурное наследие в музеях, какие смыслы заложены в экспозиции и какой опыт они транслируют посетителям.
Вместе с тем музей — это не только о культурном и историческом памятнике. Успешный музей — это жизнь громады, более того — это ключевой инструмент ее развития. Он способен не только привлекать туристов, но и влиять на локальную экономику, усиливать местную идентичность и создавать уникальные смыслы, отличающие регион среди сотен других.
Но есть много примеров, когда новый музей создан, деньги потрачены, а посетителей больше не стало. В чем дело? Давайте разбираться вместе.
Приглашаю в невероятный музейный мир.
Какие бывают музеи?
В зависимости от вида наследия, подходов к его демонстрации — для кого мы делаем музей и с какой целью — мы получим разные музейные модели. Сегодня существуют десятки музейных моделей и сотни экспозиционных методик. Удачный их выбор может вызвать WOW-эффект и привлечь туристов, а неудачный — привести к провалу.
Если музей базируется на коллекции предметов движимого наследия, это коллекционная модель — самый древний тип музея. У таких заведений особые требования к сохранению экспонатов, поэтому в их экспозиции всегда будут витрины, шкафы и специальное оборудование.
Особенностью коллекционного музея является его «непонятность» (Incomprehensibility): экспонаты понятны специалистам, но малопонятны широкой публике. Поэтому в коллекционных музеях посетителей всегда мало, кроме топовых заведений вроде Лувра.
Но даже там можно заметить диспропорции между толпами людей, ищущих растиражированные произведения искусства, и пустыми комнатами с античной керамикой или коллекцией французского искусства.
Если даже в Лувре есть пустые музейные залы с уникальными коллекциями, что тогда говорить об украинских музеях в регионах с собранием типичных экспонатов краеведческого характера? Поэтому для развития туризма в громаде делать коллекционный музей — худшее решение.
Но, находясь в том же Лувре, можно заметить еще одну странность. Посетители проходят мимо скульптур в Зале Кариатид, но толпятся и фотографируют трибуну музыкантов с кариатидами — элемент оригинального интерьера. Или же толпы без остановки обходят парадные доспехи Карла IX, чтобы рассмотреть бывшие апартаменты этого монарха.
Поведение людей подсказывает, что внимание привлекают не столько предметы коллекции, сколько интерьеры, сооружения, территории. Это подводит нас к другой модели — ансамблевого музея, где главным экспонатом являются недвижимые памятники (замки, дворцы, храмы, корабли и т.п.). На фото ниже — типичный ансамблевый музей, где всегда полно посетителей.
Ансамблевый музей не нуждается в предметных коллекциях или отдельном здании, ведь его цель — сделать недвижимые памятки доступными для обзора и понимания. В то же время уникальность каждого объекта архитектурного наследия делает такие музеи неповторимыми и туристически привлекательными.
Если вы берете какую-либо тему — хоть пряники, хоть легенды, хоть фильм «Игра престолов» или «Звездные войны», — и раскрываете ее через развитие предметно-пространственной обстановки в помещении, то это тематический музей. Не стоит путать с тематическим коллекционным музеем, где, например, собрана только коллекция игрушек или пивных бутылок. Здесь главное — инновационный подход и желание удивить, что обеспечивает туристическую привлекательность такого музея. На фото ниже — типичный тематический музей.
Если вы выбираете тему, но развиваете ее не через предметно-пространственную обстановку, а электронными средствами, это будет уже digital музей. Здесь нет ни одного материального экспоната. Но это не тривиальное развлечение, здесь интерпретируется сложная научная информация, поэтому такие музеи больше интересны взрослым посетителям, детей они обычно не слишком привлекают. Digital музей с головой погружает в виртуальную реальность, давая возможность пережить опыт и эмоции, которых не получишь больше нигде в мире. Поэтому сюда хочется возвращаться снова и снова, что делает digital музей мощным туристическим магнитом.
Если в музее вы демонстрируете традиционную коллекцию искусства, то это коллекционная модель, а если демонстрируете «коллекцию» медиа-арта, то это digital-art музей. Здесь нет ни одного физического полотна, традиционного экспоната. Такие музеи — фантастический микс смыслов, цветов, музыки, ритмов, композиций и пр., с головой погружающих в… картины.
Если вы на территории под открытым небом собираете перемещенные из разных мест крупногабаритные объекты наследия, их копии или воспроизведения, — это модель скансен. Скансен — целостное пространство, где долго и с наслаждением можно гулять, неторопливо рассматривая быт и организацию жизни разных эпох, регионов, социальных слоев населения.
Если же объект показа в земле, и вы строите вокруг здание, — это музей in situ. Каждый камень, стена или след древней дороги расположены там, где их оставили столетия назад. Но теперь над ним возведено современное сооружение — музей, который защищает, объясняет, раскрывает смыслы.
Если вы берете какую-либо тему и раскрываете ее не в помещении, а под открытым небом, да еще и в сочетании с ландшафтным дизайном, — это уже тематический парк. Тематика такого парка разнообразна — от истории до сказок, от динозавров до миниатюр. Как и тематические музеи, тематические парки создаются исключительно как туристические объекты.
Если парк не является носителем экспонатов, а сам становится целостным объектом показа со всеми признаками музейно-экспозиционной деятельности, — это парк-музей. В отличие от тематических парков, которые в первую очередь создают фантазийный мир, парк-музей сохраняет, воссоздает и осмысливает реальное наследие.
Если взрослому в музее неинтересно, поскольку пространство вокруг напоминает тематическую детскую площадку, — это детский музей. Сказочные замки, игрушечные персонажи, игровая обстановка и даже мини-археологические раскопки — все здесь не просто развлекает, но и учит. Для детей это мир, где они могут узнавать новое так, как им удобно, — через игру, эмоции, движение и взаимодействие.
Если в центре музея история, оживленная через воспроизведение и интерактив, — это модель интерпретированного музея. Интерпретированный музей — это когда научная статья историка или археолога визуализируется через развитие предметно-пространственной обстановки, выстраивая мир, которого больше не существует. На фото ниже музей, где всегда полно людей, потому что здесь к истории можно дотронуться руками.
Если вы ожидали увидеть скучный музей под открытым небом с однотипными экспонатами, а вместо этого видите, как такой музей стал оживленным городским районом, а его жители торгуют в лавках или пьют чай/кофе на его открытых площадях, — это интегрированный музей.
Если те же люди не торгуют или предоставляют другие туристические услуги в музейной обстановке, а точно воссоздают быт, какие-то ритуалы или просто «живут», то это средовый музей. Среди всех моделей средовый музей — самый тяжелый и сложный, потому что объектом показа здесь является действие, процесс.
Если в основе музея — память, которую вы хотите сохранить, — это мемориальный музей. У таких музеев узкие целевые аудитории, объединенные по интересам, что делает эту модель малоэффективной для туризма.
Если вы создаете музей, ориентируясь не на музейную методику, а только на собственные представления о том, как он должен выглядеть, — это музейный карго-культ. Имитация внешних признаков музейных практик без понимания их сути и механизмов действия. Музеологи уже придумали название для таких музеев и ввели его в оборот — вернакулярный музей.
А что в Украине?
Большинство украинских музеев до сих пор работают по коллекционной модели, причем в ее худшем — советском — варианте. Из-за этого экспозиции напоминают школьные методические кабинеты, где объекты наследия служат лишь фоном для экскурсовода.
Конечно, в Украине есть отдельные примеры других музейных моделей: ансамблевый музей (Чинадиевский замок), интерпретированный музей (Музей становления украинской нации в Киеве), средовый музей (Парк «Киевская Русь»), а также первые тематические парки («Парк истории Земли») и парки-музеи («Добропарк»). Но эти случаи единичны и не стали системным явлением.
Последние музейные проекты, созданные как туристические объекты, являются вернакулярами. Это мило, но не больше. И причина не в деньгах, ресурсах или даже масштабах. Причина в подходах к музейному делу, в отсутствии понимания принципов и роли наследия в музейном показе.
Выбор за громадами: сделать музей еще одним скучным заведением со стендами или превратить его в мощный центр, привлекающий людей, ресурсы и идеи. Нужно обращать внимание на разнообразие музейных моделей, использовать современные форматы взаимодействия с наследием, привлекать специалистов-музееведов и активно сотрудничать с креативными инициативами. Потому что успешные музеи сегодняшнего дня — это не о прошлом, а о будущем.