Как в мире (и Европе, в частности) рассматривают присутствие миротворцев на границах Украины и России? Попытку анализа сделала итальянская La Reppublika, описав возможные варианты. Однако эти варианты рассматриваются с точки зрения Путина и Трампа, а Украина остается как бы в стороне от решения вопроса, который касается в первую очередь ее и только потом всех остальных. Однако три года войны доказывают, что не все намерения Путина достигают цели.
"Путин ясно дал понять, - пишет La Reppublika, - что никогда не согласится на присутствие войск НАТО, Евросоюза или Европы в широком смысле ни на своей территории, ни у своих границ. Он потребовал, чтобы на этом этапе переговоров не участвовала ООН, так как считает, что для организации пока нет места в только зарождающихся обсуждениях. Эту игру он намерен вести исключительно с Дональдом Трампом. Но потом – возможно. При этом согласие Москвы остается необходимым условием для любого варианта урегулирования", - отмечает издание
Идея же заключается в том, чтобы сначала сформировать первый миротворческий контингент, который уже будет находиться под эгидой ООН. На днях генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш принял участие во встрече Европейского совета в Брюсселе, где обсуждалась возможность направления «голубых касок» из Азии и Южной Америки. Среди рассматриваемых стран – Индия, Бразилия, Индонезия и Саудовская Аравия. Предполагается, что этот миротворческий корпус займется контролем российско-украинской границы, при этом участие войск НАТО и европейских государств в этой миссии исключено.
Затем должен быть создан второй контингент, который будет состоять из так называемых «добровольцев» из Европы и их союзников. В его состав, вероятно, войдут Великобритания, Франция, Германия, Канада и Италия. Ни одна из стран, участвовавших в переговорах в Лондоне и Париже, прямо не исключала своего участия. Однако этот второй контингент будет направлен не на линию фронта, а на охрану границ между Евросоюзом и Украиной. Его задачи сосредоточатся на приграничных территориях Польши, Болгарии, Словакии и, возможно, Венгрии. Это будет своего рода дополнительный сдерживающий фактор для России, в случае если она попытается приблизиться к территориям ЕС, хотя, по сути, предполагается, что защищать европейский контингент будет исключительно свои границы.
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и глава Европейского совета Антониу Кошта проинформировали о результатах саммита лидеров Исландии, Норвегии, Турции и Великобритании, одновременно смягчив ограничения на закупку оружия у этих стран за счет средств программы ReArm Europe.
Между двумя этими зонами останется украинская армия, которую необходимо укреплять и поддерживать. Именно поэтому и европейцы, и американцы готовы активно снабжать Киев вооружением. Однако стоит учитывать важный момент: украинские войска закалены в реальных боевых действиях, тогда как армии европейских стран – значительно меньше.
Четвертым ключевым элементом в этом уравнении остаются США. Президент Дональд Трамп не раз подчеркивал, что не собирается участвовать в формировании миротворческих сил или других военных контингентов на территории Украины. Однако Вашингтон готов взять на себя роль логистического и технологического обеспечения всей операции. Это включает в себя контроль с воздуха с помощью спутников и радаров. Причем эта помощь не будет бесплатной: Трамп не скрывает, что она зависит от соглашения с Зеленским по вопросу редкоземельных металлов – ключевого ресурса для высокотехнологичного производства, которым Украина особенно богата. Таким образом, США окажутся напрямую заинтересованы в сохранении стабильности и мира, чтобы использовать эти месторождения. Этот аспект важен и для Европы, поэтому отстраниться от мирного процесса сложно: кто выйдет из игры, тот потеряет и экономические выгоды.
"Теперь все ждут звонка Трампа Путину: Крым – России, перемирие – близко», - пишет издание. Как видим, даже по предположениям, которые высказываются на страницах европейских газет, видно то, чего хочет добиться Путин: Крым, захваченные области Украины (плюс и то, что еще в этих областях не оккупировано) и придание Украине статуса зависимой от всех страны. Более того, уже как решенный рассматривается статус Крыма, хотя Украина неоднократно указывала, что никогда не признает оккупированные территории, включая Крым, российскими.
Этот четырехэтапный план, считает издание, может быть реализован только после полноценного мирного соглашения. Простого прекращения огня недостаточно. Слишком много неясностей в отношении намерений Путина – и Трампа тоже. К тому же Евросоюз оказался в непривычной ситуации: американский президент не желает вести переговоры с институтами ЕС, а только с отдельными странами, ну а Путин не разговаривает ни с ЕС, ни с национальными правительствами. В этих условиях Европа (а отнюдь не Россия!) оказывается изолированной, и усиление ее собственной обороны становится не просто приоритетом, а необходимостью.
Напомним, встречаясь 21 марта с президентом Чехии Петром Павелом, президент Украины Владимир Зеленский заметил, что Украина не видит миротворцев Организации Объединенных Наций как альтернативу международному контингенту или гарантиям безопасности.
«Что касается ООН, при всем уважении ООН нас не защитит от оккупации или желания Путина прийти снова… Мы поддерживаем разумные, логические отношения с Организацией Объединенных Наций, я имею в виду с их представителями и генсеком, но ООН не может быть альтернативой гарантиям безопасности», – рассказал Зеленский.
О том, каковы шансы, что в Украине появится европейский миротворческий контингент, и каким должен быть его мандат, в статье "Европа зашевелилась. Кто и как может отправить миротворцев в Украину" писал обозреватель отдела международной политики ZN.UA Владимир Кравченко.