Золотая жила оборонки. Как направить европейские миллиарды в Украину
Золотая жила оборонки. Как направить европейские миллиарды в Украину

Золотая жила оборонки. Как направить европейские миллиарды в Украину

Золотая жила оборонки. Как направить европейские миллиарды в Украину

На прошлой неделе Европейский Союз принял, как представляется, действительно прорывную стратегию модернизации собственного оборонного сектора. В озвученном фокусе внимания — механизмы финансирования. Ключевое место отведено инвестициям в целом и, в частности, инвестиционным возможностям частного сектора экономики — как производителям, так и тем, кто хочет и имеет возможность инвестировать в оборонку. Евросоюз недвусмысленно указывает на финансовые инструменты ReArm Europe. Механизмы финансирования — целевые (качественные, в оборону) кредиты и инвестиции.

По словам еврочиновников, оба механизма направлены на мобилизацию частного капитала путем ускорения сбережений. В целом ReArm Europe может мобилизовать около 800 миллиардов евро.

И Украина может сейчас найти в этом прорывную возможность для своей экономики. Парадоксально, но, базируясь на понимании факторов (в том числе проблемных), сложившихся сегодня в Украине, можно было бы не только решить проблему финансирования оборонки, но и осуществить на основе этого сегмента неплохой экономический прорыв. Превратить проблемы в возможности.

Судите сами, у Украины есть ведущие технологии в оборонке, качественный обученный человеческий капитал, производственные возможности, внеконкурентная база испытаний. С другой стороны, Европа владеет капиталом. Если рассмотреть потенциал, то можно поставить задачу объединить эти два аспекта.

Несколько слов для понимания, что такое сегмент Aerospace/Defense в экономике. Например, в США отношение стоимости компаний к прибыли (до вычитания расходов), по самым свежим данным, составляет 17,24, что указывает на ощутимую инвестиционную привлекательность сектора. То есть сегмент Aerospace/Defense более привлекательный для инвестиций, чем большинство других сфер экономики, и конкурирует с ритейлом, недвижимостью, другими отраслями-лидерами.

Чем финансировать

При наличии средств на закупки вооружения со стороны государства у украинской оборонной промышленности нет достаточных объемов оборотных средств для того, чтобы своевременно или в полном объеме выполнять госзаказ. Банки в свою очередь не спешат увеличивать кредитование сектора обороны и, откровенно говоря, не стремятся выполнять не свойственную им функцию. Ведь фактически речь идет о финансировании стартапов, что не является функционалом банковских учреждений и будет подрывать ликвидность. И напротив, это дело инвесторов.

С другой стороны, например, имея гарантию от государства о закупке вооружения, предприятие, не владея средствами на закупку комплектующих, не может приступить к производству продукции. Вследствие этого украинские производители вооружения не используют большую часть средств производства. На производство и использование отечественных спутников дистанционного зондирования Земли и носителей различного назначения государственный заказ вообще отсутствует. А эта потребность кричащая, учитывая последние события со спутниковой разведкой.

Смена руководства в структурах, занимающихся закупкой и заказом, проблему не решает, наоборот, только привносит в ситуацию искусственную нервозность и хаос. Итак, все причины известны. Почему же не решается проблема?

Если посмотреть на проблему шире, то схематично видим два основных пути для украинского производителя оружия.

Первый — военное кейнсианство: залить все звенья в цепи от заказа до обеспечения потребности деньгами из бюджета, в том числе залить оборотными средствами всех производителей независимо от формы собственности (как вариант — национализация). Круто! (На первый взгляд.) Это даст результат, но подорвет экономику страны сейчас и в будущем.

Второй путь — проанализировав ту же цепочку, собственно, рассмотреть в проблеме возможность и добавить рыночное звено, которого не хватает в процессе производства оружия. При этом он по всем рыночным показателям должен быть сверхприбыльным. Таким звеном может стать институциональный инвестор с венчурным капиталом. То есть венчурный инвестиционный фонд как зонтик для распыленного дробленого бизнеса, которому не хватает оборотных средств, и уже как финансовое плечо для государственного сектора, которому не хватает ни ликвидности, ни оборотных средств. Экономика не работает без капитала и предприимчивости, ведь это факторы, отвечающие за процент и прибыль.

Воспользовавшись обстоятельствами, мы можем сделать так, чтобы эта отрасль стала не только самодостаточной и прибыльной, но и капитализированной. Создавала добавленную стоимость как на операционных доходах, так и на росте капитализации. Кроме того, это компенсировало бы естественно утраченный капитал, что является следствием уничтожения оружия.

Как финансировать

В современном мире одинаково важно понимать как технологию (и иметь средства) производства, так и технологию финансирования. Практика показывает, что Украина, имеющая и применяющая технологии производства всех современных видов вооружения, искусственно оставляет себя с проблемой рыночного финансирования. В оборонной промышленности этому вопросу не уделялось достаточное внимание из-за его «предопределенной» второстепенности. Потому что государство выступает заказчиком, соответственно, вопрос финансирования на нем. В то время как практика свидетельствует об обратной связи — финансовый сектор обычно выступает двигателем экономики, беря на себя большую долю стоимости продукта. Как ответ общества на вызовы войны и инертность государственных институтов, развился феномен волонтерства и финансирования через благотворительные фонды и частные счета волонтеров. Но, с точки зрения потенциального инвестора, особенно зарубежного, подобная инфраструктура не может рассматриваться как объект для инвестирования. То есть финансовому сектору просто не оставили входа в прибыльный сектор экономики. Но сегодня наряду с проблемой появляется уникальный шанс для Украины увидеть возможности и воспользоваться ими.

Если оценить составляющие потенциального экономического успеха страны, которые есть у нас сейчас, то должны определить следующее.

Во-первых, парадигма ведения военных действий претерпевает динамичные и порой тотальные изменения. Эти изменения начались, они есть, продолжаются и они будут. В этом аспекте Украина вне конкуренции. Внеконкурентна и база испытаний новых систем. Уже проведены испытания вооружения и накоплен опыт его использования в реальных боевых условиях. Это то преимущество, которое отсутствует почти у всех игроков этого рынка. У Украины есть мощные (действительно мощные) возможности по проведению in vivo исследований новейших образцов оружия в бою. Это преимущество должно быть капитализировано и вложено в развитие экономики. Капитализация этой возможности — это средства для украинской экономики и обороны уже сейчас.

Во-вторых, у нас есть сигнал Европейского Союза о настроенности на развитие оборонного сектора за счет частных инвестиций, максимальном содействии частным инвестициям в развитие оборонной состоятельности Евросоюза. ЕС дает сигнал всем частным инвесторам, говоря о действительно серьезных средствах, которые обеспечат эту настроенность. Заметим, что даже без этого шага со стороны ЕС существует немалый запрос на инвестиции в оборонный сектор производства со стороны институциональных инвесторов, ведь это сверхприбыльный бизнес.

В-третьих, у Украины есть производственные мощности, уникальные разработки и технологии, человеческий капитал. Производственные мощности сейчас неструктурированные, дробленые (некорпоратизированные), центр прибыли не фиксирован. Частично это оправдано обстоятельствами места и времени. Но существуют ли причины отказываться от инвестиционных средств? Разумных причин вроде бы нет. Но сложно будет объяснить иностранному инвестору, во что он вкладывает средства. Если вы предлагаете ему участие в благотворительном фонде, другой подобной структуре, которая не дает дивидендов, не капитализируется и т.д., то сложно будет рассчитывать на продолжительное партнерство. Кроме того, иностранный инвестор не хочет вмешиваться в действия, в операционную деятельность относительно производства, осуществляя прямые инвестиции. Его интересует прибыль на единицу вложенного капитала. В этом смысле иностранный инвестор хочет, но не понимает, во что он должен вкладывать.

Кроме того, несмотря на любой спрос на продукцию оборонного производства, иностранный инвестор должен понимать экономику вопроса. Скрытый, дробленый бизнес в сегменте Defense не дает и не даст сигнал инвестору о вложении средств. Наоборот, бизнес, структурированный и корпоратизированный по понятным для иностранного инвестора правилам, всегда будет ликвидным и на него всегда будет спрос. Не только на продукт, но и на участие в капитале.

Главная опасность этого кейса — это то, что государственные органы могут «оседлать» такую инициативу и, конечно, погубить ее. Поэтому очень важной представляется такое участие государства, которое не будет интервенционалистким, а будет содействовать частному инвестиционному бизнесу и развитию частного партнерства.

Если описать стратегию простыми словами, то необходимо обеспечить движение средств и структурирование (корпоратизацию) объектов инвестирования. Чтобы инвестор не занимался прямыми инвестициями (что немного сложно в Украине сейчас), особенно если речь идет об иностранном инвесторе, а наоборот, чаще инвестировал в финансовые инструменты сектора Aerospace/Defense. Затем — обеспечить, чтобы средства от инвестора (в том числе иностранного) свободно двигались в объекты инвестиций в Украину и могли осуществить обратный путь так же легко.

На сегодняшний день преградами этому являются, с одной стороны, распыленная и рандомно структурированная система производителей и производства сектора Defense. С другой — запрет НБУ на вывод капитала и, традиционно, бессодержательная борьба НКЦБФР с ветряными мельницами — следствиями вместо причин.

Первый запрет касается всех. Не вопрос, в свое время он был оправдан обстоятельствами и был справедливым решением. В то же время, решая вопрос обеспечения деньгами оборонного сегмента экономики, мы должны принимать пластичные решения, решающие эту задачу, не нанося вред другим интересам и сегментам. Сделать это возможно — есть юридический путь, необходима только воля для принятия соответствующего решения. Поэтому, если экосистема, созданная вокруг этого вопроса, не решает проблему привлечения капитала, то этот вопрос должен быть решен ad hoc для сегмента Aerospace/Defense.

Показательный пример: акции Rheinmetall AG за время войны в Украине выросли в десять раз. Это прямая корреляция роста капитализации относительно прибылей компании. Это возможно исключительно благодаря тому, что бизнес Rheinmetall секъюритизирован и соединен с финансовыми рынками. И когда увеличивается объем прибыли до вычитания процентов, уплаты налогов и амортизации, то акции компании взлетают вверх на сверхприбыльном рынке. Это деньги. Кажется, их мы ищем для своей оборонной промышленности.

***

С учетом обстоятельств можем схематично описать пошаговый план и должны перейти к его выполнению уже сейчас.

  1. Создание венчурного инвестиционного Aerospace/Defense-фонда (фондов), чьей целью являются инвестиции в оборонную промышленность.
  2. Обеспечение привлечения иностранного капитала. Решение (нормативное) вопроса свободы движения капитала по принципу ad hoc для инвестиций в украинский сегмент Aerospace/Defense.
  3. Структурирование сети компаний, занимающихся оборонным заказом, вокруг инвестиционного сектора для получения финансирования.
  4. Корпоратизация тех, кто стремится зарабатывать гарантированные средства (вместо НЕ зарабатывать большие), но расти экспоненциально.
  5. Обеспечение потребности.

Отметим, это не волшебная палочка, решающая проблему немедленно. Но это немедленно создает основания и практические возможности перейти к системному решению проблемы финансирования. Если ее не начать решать сейчас, то она не будет решена никогда. Путь в тысячу километров начинается с первого шага.

Источник материала
loader
loader