Новые горизонты геополитического влияния
Новые горизонты геополитического влияния

Новые горизонты геополитического влияния

Вторжение президента России Владимира Путина в Украину в 2022 году никогда не было лишь региональным конфликтом. Незаконная аннексия Крыма в 2014 году стала своеобразным испытанием для так называемого международного порядка, основанного на правилах, и проверкой того, насколько далеко Запад готов пойти для его защиты. Эта война заставила Европу переосмыслить свою зависимость от Соединенных Штатов, а американских лидеров – пересмотреть готовность брать на себя международные обязательства. Она также сделала Китай активным союзником России и заставила государства по всему миру задуматься над вопросами стратегического партнерства с великими державами.

В течение двух десятилетий после окончания Холодной войны эти вопросы казались менее актуальными. Распад Советского Союза значительно уменьшил страх Запада перед новой мировой войной – страх, который заставлял западных лидеров мириться с советскими сферами влияния в Центральной и Восточной Европе. Многие политики и аналитики надеялись, что многосторонняя дипломатия и коллективная безопасность окончательно устранят геополитическое соперничество. Однако после глобального финансового кризиса 2008 – 2009 годов, когда экономики Запада понесли удар, Путин укрепил свою власть в России, а влияние Китая в мире начало быстро расти, геополитика начала возвращаться к классическим принципам «жесткой силы».

Возрождение сфер влияния

Современный геополитический ландшафт особенно напоминает конец Второй мировой войны, когда Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин пытались разделить Европу на сферы влияния. Сегодня ведущие державы стремятся договориться о новом мировом порядке между собой, подобно тому, как союзники перерисовывали карту мира на Ялтинской (Крымской) конференции 1945 года. Эти переговоры могут происходить неофициально: если Путин, Дональд Трамп и Си Цзиньпин придут к согласию, что власть важнее идеологических разногласий, это фактически станет повторением Ялты, с последствиями для суверенитета соседних стран.

В отличие от Ялтинской конференции, где две демократии договаривались с одной автократией, ныне тип режима больше не является препятствием для общих интересов. В мире, где правит жесткая сила, многосторонние институции наподобие НАТО и ЕС могут оказаться на обочине, а независимость малых наций будет поставлена под угрозу.

Порочные круги

Концепция “сфер влияния” впервые была формализована на Берлинской конференции 1884 – 1885 годов, когда европейские государства пытались разделить Африку. Но эта идея существовала еще задолго до того. Во время Наполеоновских войн (1803 – 1815) Франция пыталась расширить свое влияние, завоевывая территории и устанавливая марионеточные режимы, но столкнулась с сопротивлением коалиций, возглавляемых Великобританией и Австрией. Великобритания и Россия боролись за контроль над Центральной Азией, особенно Афганистаном. Доктрина Монро 1823 года фактически превратила Латинскую Америку в сферу влияния США, запретив вмешательство европейских держав.

После Второй мировой войны Запад воспринимал сферы влияния как угрозу, но Ялтинское соглашение узаконило их как “временную необходимость” для предотвращения новой мировой войны. Холодная война превратила эти сферы в два враждующих блока. Однако после 1991 года они начали казаться пережитком прошлого — мир все больше ориентировался на экономическую взаимозависимость и многостороннее сотрудничество.

Жесткое возвращение

Политика сфер влияния начала возрождаться задолго до вторжения России в Украину. Военные действия НАТО в Косово (1999) и вторжение США в Ирак (2003) показали, что сильные державы продолжают применять силу, когда дипломатия не дает результата. Китай и США ведут борьбу за экономическое и технологическое доминирование. Россия использует гибридную войну, кибератаки и дезинформационные кампании для ослабления Запада, как это было во время референдума по Brexit и выборов в США в 2016 году.

Война в Украине закрепила возвращение к геополитике XIX века, где великие державы диктуют условия более слабым. Москва требует, чтобы Киев отказался от территорий и не вступал в западные военные альянсы, что превратит Украину в российский протекторат. Если это произойдет, применение военной силы для достижения политических целей станет нормой.

Открытое противостояние

Современная Россия не является сверхдержавой по экономическим и военным показателям, но ее ядерный арсенал сохраняет ее геополитический вес. Если США, Китай и Россия решат избежать ядерного конфликта, то договоренности по сферам влияния могут стать механизмом сдерживания. Это может напоминать новую Ялту, где Китай будет играть роль Великобритании в 1945 году.

Мировые лидеры стоят перед выбором: либо возвращение к старым правилам геополитического соперничества, либо восстановление международного порядка, основанного на многостороннем сотрудничестве. Пока что США больше не являются гарантом стабильности, а наоборот, начинают подражать стратегиям авторитарных государств. Будущее мирового порядка зависит от того, как далеко страны готовы зайти в борьбе за свои сферы влияния.

Теги по теме
Владимир Зеленский Владимир Путин Дональд Трамп
Источник материала
loader
loader