Дмитрий Шульга: Deals, лоббисты и санкции "на столе" мирных переговоров - это ли путь к "Ялте 2.0"?
Дмитрий Шульга: Deals, лоббисты и санкции "на столе" мирных переговоров - это ли путь к "Ялте 2.0"?

Дмитрий Шульга: Deals, лоббисты и санкции "на столе" мирных переговоров - это ли путь к "Ялте 2.0"?

Директор программы "Европа и мир" в международном фонде "Возрождение" Дмитрий Шульга не исключает долгосрочного сближения США и РФ или договоренностей в духе "Ялты 2.0" в нестабильные времена нового "мирового беспорядка".

Об этом он написал на своей странице в Facebook.

Deals, лоббисты и санкции «на столе» мирных переговоров - это путь к «Ялте 2.0» ?

Что известно о том, что сейчас происходит на американо-московитском экономически-санкционном фронте:

1. Во-первых, м***али пытаются соблазнить администрацию Трампа заманчивыми deals, чтобы та отказалась от поддержки Украины.

Владимир Кравченко в ЗН хорошо подытожил имеющуюся информацию о потенциальных проектах, которые Кирилл Дмитриев забросил американцам - те самые «исторические экономические и инвестиционные возможности» для сотрудничества США и РФ, упомянутые Рубио после американо-российской встречи в Джидде. Всего в этой статье насчитано 9 потенциальных «deals». Приходилось слышать мнение, что будто они «зашли» Вашингтону. У меня таких инсайдов из головы Трампа и Ко нет, но чисто ИМХО, там очень много вопросов по каждой из этих 9 тем.

Например, по редкоземельным металлам где-то в глухой Сибири, где даже СССР не решился разрабатывать месторождения из-за большой стоимости и отсутствия инфраструктуры... Это долгие затратные проекты. Что-то трудно представляю (может, не хватает фантазии?), что американские частные компании захотят в это вкладываться.

Сотрудничество по торговым маршрутам в Арктике - там м***альский и американский пути являются естественными конкурентами. Теоретически, можно договориться «на двоих», но насколько это может быть надежно...

Энергетические проекты в Арктике - там американский гигант Exxon Mobil уже опекся. Он вышел из арктического проекта с Роснефтью еще до полномасштабной войны, а в 2022 году государство РФ у него просто конфисковало долю в проекте Сахалин-1 стоимостью в миллиарды долларов. После такой истории, кто из американских нефтегазовых компаний захочет заходить в стратегические проекты с м***алями? Даже если представить, например, что тому же Exxon Mobil с барского плеча вернут захваченные активы... Опять-таки, инсайдов из глав управленцев американских нефтегазовых компаний не имею, но сомневаюсь. Разве что возможно сервисные компании, которые быстрее могут прийти и быстрее уйти при изменении коньюнктуры - вроде Halliburton, Schlumberger и т.д. - хотя у них тоже свежие плохие воспоминания об обстоятельствах выхода из РФ.

Возобновление работы «Нордстрима 2» (и после ремонта также «Нордстрима 1»), для транспортировки газа из РФ в Германию при посредничестве каких-то частных компаний США. Токсичная схема, которая может оказаться мало того, что репутационно сложной для потенциальных американских «посредников», но, в первую очередь, политически неприемлемой для Германии и ЕС.

Не стоит недооценивать м***алов, тем более, с американским образованием, как у К.Дмитриева. Он наверняка учитывал все эти и другие предостережения при подготовке своих предложений. Но так или иначе, речь идет о дорогих инвестиционных проектах, в которые должны вложиться частные американские компании. Со всем бэкграундом и имиджем РФ, это надо быть ну очень рискованным инвестором.

2. Во-вторых, американские бизнес-лоббисты развернули работу и готовят предложения по снятию санкций

Здесь ведущую роль играет American Chamber of Commerce в РФ, которая готовит «белую книгу» по снятию санкций под встречу Трампа и ПНХ. В своем интервью, ее руководитель назвал следующие приоритеты для снятия санкций: 1) гражданская авиация - обслуживание западных самолетов, поставки запчастей; 2) банки (международные расчеты); 3) снятие запретов на инвестиции в РФ; 4) снятие запретов на продажу предметов роскоши, в частности, косметики.

По авиации он позиционирует это как «гуманитарный» вопрос, в отличие от других вещей, которые являются запросами тех американских компаний, которые до сих пор остаются на рынке РФ. И что Американская палата в РФ взаимодействует по этой теме с франко-российской ТПП.

На рынке РФ остались где-то половина американских компаний, остальные ушли. Действительно ли интересно им вернуться? На самом деле очень спорный вопрос. Лоббисты делают свою лоббистскую работу, это их хлеб. Но сам же руководитель Американской торговой палаты в РФ признает, что «нет очереди желающих» возвращаться. Возможно, несколько компаний-брендов потребительских товаров захотят и смогут быстро вернуться, но пока вряд ли еще кто-то. Потому что, как он же признает, нужно долго отстраивать утраченное доверие.

О реальных оценках со стороны западных компаний есть например неплохая публикация московитского оппозиционного экономического издания Bell, которое расписывает ключевые факторы, почему западные компании на самом деле не горят желанием возвращаться в РФ. Многие из них потеряли сотни миллионов и даже миллиарды, выходя с этого рынка, и в любой момент у них снова все смогут забрать - причем на абсолютно легальных по актуальному законодательству РФ основаниях.

3. В-третьих, м***али просят снятия санкций.

Андрей Цаплиенко опубликовал полученный украинскими хакерами рабочий файл российского Министерства экономики с анализом предложений по снятию санкций, подготовленный через несколько дней после американо-российской встречи в Джидде.

Это рабочий файл, незавершенный, но показывающий логику мышления. М***али проанализировали все санкции по секторам с ранжированием на самые приоритетные, менее приоритетные, и неприоритетные для отмены для них. Также, отмечают, какие из них можно снять решением одного лишь президента США, а какие требуют также согласия Конгресса.

Интересно, что в приоритете для них: 1) гражданская авиация; 2) ценовой потолок на нефть; 3) страховые компании (видимо, вовлеченные в страхование танкеров). Для отмены этих санкций достаточно лишь решений президента США, без привлечения Конгресса.

В гражданской авиации в РФ назревает кризис. Контрабанда запчастей не решает проблем, все больше самолетов ломаются. Эта сфера выглядит очень удобной для «пробного шара» отмены санкций - можно сослаться на «гуманитарные» соображения, для отмены достаточно лишь решения президента без привлечения Конгресса, и это может быть выгодным для Боинга (который сейчас переживает трудные времена). Если действительно в дискуссиях на эту тему вовлечена Франко-российская палата тоже - то здесь, видимо, речь идет об Airbus.

Ценовой потолок на нефть - казалось бы, почему за него переживать, если он, как известно, не работает? Но ведь он дает повод говорить о «теневом флоте» и бороться с ним. А это очень усложняет м***алям нефтяной экспорт, несмотря на все их уклонения и обходы.

4. В-четвёртых, администрация Трампа рассматривает варианты ослабления санкций для поощрения к миру.

Reuters сообщал о поручении администрации разработать опции ослабления санкций - пока без каких-либо деталей. Но примечательно, что США сейчас выступают против совместного заявления G7 по борьбе с «теневым флотом».

5. Что все это означает и каковы перспективы развития ситуации?

Конечно, ключевое - это какой путь выберет ПНХ сейчас в диалоге с США. Если согласится идти на перемирие, то американцы вполне могут сначала пойти на «гуманитарную» отмену санкций против гражданской авиации (если так, то стоило бы хотя бы привязать к решению других гуманитарных вопросов, как возвращение пленных, захваченных гражданских лиц, детей). А дальше и до ценового потолка на нефть дойдут, и возможно дальше. В первую очередь там, где достаточно лишь решения президента, ибо обсуждать с Конгрессом, даже контролируемым республиканцами, вопрос отмены санкций против РФ - администрации может быть не очень политически комфортно без аргументов о том, что м***али реально встали на путь мира.

Если же нет - то, как обещал Линдси Грэм - «адские санкции». Ну, может увидим...

В общем, лоббисты конечно делают свою работу и рассказывают о больших золотых горах. Но материализуется ли это в конкретные результатные договоренности - не факт. Очень не хватает доверия, причем с обеих сторон.

Здесь, кстати, м***али могут быть правы. Администрация Трампа выглядит очень непостоянной, транзакционной, пренебрегающей предыдущими соглашениями и договоренностями, принятыми столетие назад (как государственная граница с Канадой), так и во время первого срока Трампа (как обновленное соглашение НАФТА о свободной торговле с Канадой и Мексикой). В конце концов, через 4 года у США будет новый президент (хотя?..) - и кто знает, какую позицию в отношении РФ он займет. Поэтому возможность долгосрочного сближения США и РФ или даже какие-то стабильные договоренности в духе «Ялты 2.0» в нестабильные времена нового «мирового беспорядка» выглядит очень проблемной.

Для нас здесь целый ряд выводов.

Потенциальные экономические сделки США с РФ стоит мониторить, но всевозможные громкие анонсы администрации Трампа и тем более м***алов воспринимать спокойно, пока не подтвержден реальный экономический эффект/интерес серьезных американских компаний (не лоббистов). Иначе, вполне вероятно, что максимум, что останется - это краткосрочный имиджевый фон заключения каких-то выгодных сделок для обоснования политических контактов.

Если США захочет снимать какие-то санкции из «гуманитарных» соображений - это должно быть привязано к решению наших гуманитарных вопросов обменов и т.п.

Если США пойдут по пути отмены ценового потолка на нефть - то остаются другие члены G7, в частности ЕС, которые имеют свои собственные решения о ценовом потолке, и могут - и должны - не отменять его. Ну и именно европейцы имеют ключи к Балтийскому морю, откуда идет большая часть м***альского нефтетанкерного трафика.

Следует работать с Конгрессом, который имеет слово в вопросе отмены большинства санкций. Конечно, администрация Трампа может пробовать все решать декретами в обход Конгресса, еще и контролируемого республиканцами. Но все равно, здесь есть пространство для того, чтобы обеспечить political cost снятия санкций против РФ.

Полноценное снятие санкций должно быть возможным только тогда, когда РФ освободит все территории Украины. Или полностью разорвет союз с Китаем. А лучше и то, и другое.

Как сообщал "Апостроф", европейская разведка получила документ с жесткими переговорными требованиями Кремля относительно завершения войны в Украине.

Теги по теме
Россия США санкции переговоры
Источник материала
loader