Украина уже больше тридцати лет независимая, но в нашем образовании до сих пор живет советская традиция: готовить послушных наемных работников, а не предпринимателей. Школы, колледжи и университеты чаще всего учат, как стать хорошим специалистом, а не как создать собственное дело, найти инвестора или организовать команду. То есть это подготовка хороших работников для предприятий или учреждений. Спросите выпускника, о чем он мечтает после учебы, — самым популярным будет ответ: «Искать работу, где дадут (предложат) хорошую зарплату». «Возьмут», «дадут», «предложат»… В мире, где экономика держится на стартапах, инновациях и малом бизнесе, мы до сих пор живем в реалиях постсоветского мышления.
Но справедливости ради стоит отметить, что в нашем образовании начались сдвиги — в Украине появляются предпринимательские университеты и инкубаторы стартапов. Но это — в высшем образовании. А что же школа? В ней тоже заложен немалый потенциал для того, чтобы вырастить поколение предпринимателей, которые изменят экономику страны. Систему надо перенастроить так, чтобы ребенок думал о том, как он может создать собственное дело, какие у него идеи, какую команду нужно для этого собрать, какие знания и где стоит получить. И как провести эту перенастройку?
В чем недостаток идеи с уроками финансовой грамотности?
Министерство образования и науки Украины приказом №235 от 19 февраля 2021 года ввело в школах предмет «Предпринимательство и финансовая грамотность» для учеников 8-х и 9-х классов. Конечно, это шаг вперед, который открывает новые возможности. В 2024 году началось его пилотное внедрение, а с 2025-го этот курс обещают сделать обязательным. Но даст ли он тот эффект, которого все ждут? Сомневаюсь в этом. Как показывает опыт, будут мешать несколько факторов.
Поскольку нет подготовленных учителей, специализирующихся именно на финансовой грамотности, эти уроки обычно становятся дополнительной нагрузкой для педагогов, которым не хватает часов. И доплата, которую за них получает учитель, небольшая, а следовательно, вряд ли будет стимулировать к творческим поискам. Сделать так, чтобы один педагог сосредоточился именно на преподавании финансовой грамотности и предпринимательства, и это был его основной предмет, сложно. Поскольку финансовая грамотность преподается в каждом классе раз в неделю, для того чтобы насобирать учителю часов на одну ставку, нужно, чтобы в школе было хотя бы четыре или пять параллельных 8–11 классов. А это по силам только отдельным школам в крупных городах.
В таких условиях преподавание предмета «финансовая грамотность и предпринимательство» превращается в очередную формальность, которая лишь увеличивает ненужную нагрузку на школьника (ведь в его расписании появляется дополнительный урок), но не решает вопрос воспитания инициативных, предприимчивых граждан.
«Компания» для учеников
Есть ли выход из этой ситуации? Конечно, есть! Его подсказывает нам международный опыт. В частности, опыт организаций и стран, давно занимающихся предпринимательским образованием школьников. Львовщина первой, а впоследствии и другие области Украины имели возможность начать сотрудничество с одной из таких международных организаций, которая совместно с департаментами образования разных регионов Украины внедряет программу «Компания» для учеников.
Эта программа, известная в мире как JA Company Programme, — самая популярная в Европе по обучению молодежи предпринимательству. Генеральный директорат Европейской комиссии по вопросам внутреннего рынка, промышленности, предпринимательства и МСБ признал «Компанию» образцом передовой практики в сфере предпринимательского образования для молодежи. Каждый год почти 400 тысяч учеников в Европе проходят обучение по материалам этой программы и, что важно, создают более 30 тысяч собственных учебных мини-компаний.
В Украине эта программа одобрена Министерством образования и науки. Ее материалы созданы специалистами Junior Achievement USA и адаптированы к украинскому законодательству ведущими отечественными компаниями финансового сектора.
Итак, как все происходит на практике? В начале учебного года ученики объединяются в команды (от двух до десяти человек), генерируют бизнес-идеи и на основе одной из них создают свою учебную компанию и в течение года учатся руководить ею.
Важная особенность этой программы — то, что организаторы привлекают к наставнической деятельности опытных предпринимателей. Волонтер-предприниматель консультирует учеников в течение года по реализации их бизнес-идеи. Потом соискатели образования принимают участие в организованных ОО «Junior Achievement Украина» лагерях предпринимательства и ярмарках. Дополнительно организация привлекает молодежь к международным мероприятиям — онлайн-лагерям, хакатонам, ярмаркам и самой большой в Европе онлайн-выставке учебных мини-компаний Virtual Expo.
ОО «Junior Achievement Украина» обеспечивает учебные заведения методической поддержкой, учебными ресурсами и доступом к онлайн-платформе со всеми материалами курса. Педагоги, преподающие программу «Компания», проходят специализированные бесплатные тренинги.
В конце учебного года мини-компании, созданные школьниками, участвуют в конкурсе «JA Компания года», где представляют свои бизнес-идеи и демонстрируют результаты деятельности. Жюри конкурса выбирает лучшую мини-компанию, которая представляет Украину на самом большом конкурсе молодежного предпринимательства в Европе Gen-E.
Успехи школьников Львовщины
В Львовской области мы начали реализовывать программу «Компания» с 2022/2023 учебного года в заведениях профессионально-технического образования. Позже присоединились заведения профессионального предвысшего образования, а также в рамках пилотного проекта — школы. За три года количество образовательных заведений — участников проекта выросло вдвое — с 23 до 45. Количество зарегистрированных ученических мини-компаний тоже увеличилось вдвое — с 27 до 51 проекта, что свидетельствует об эффективности программы.
За это время команды школьников Львовщины участвовали в Национальных отборах и конкурсах проектов мини-компаний и продемонстрировали замечательные бизнес-идеи. Так, команда NOVIA из Межрегионального центра профессионально-технического образования художественного моделирования и дизайна города Львова заняла второе место на Национальном отборе лучшей учебной мини-компании «JA Компания года 2023» с бизнес-идеей сменного вышитого мерча. Особенность такой продукции в том, что принт с вышивкой крепится на одежду с помощью кнопок. А следовательно, клиент может менять образ каждый день и всегда оставаться в тренде моды. Эту бизнес-идею разработала команда девушек, мечтающих стать дизайнерами одежды и портнихами.
А каких только мини-компаний ни предложили другие колледжи и профессиональные училища! Здесь и изготовление продукции (полезных сладостей, экосумок, экоблокнотов, тортов и десертов, статуэток и украшений), и услуги (например, по анализу воды). Есть чем гордиться.
Команда FeelTouch из Новояворовского высшего профессионального училища получила первое место и титул лучшей ученической Ja-компании 2024 года в Украине, а ее мини-компания Wound Body выиграла в номинации «Самая масштабная бизнес-идея».
Участники FeelTouch решили помочь людям с инвалидностью (в частности, лицам с травмами рук, параличом или потерей верхних конечностей) управлять гаджетами. Ведь это неотъемлемая часть нашей жизни, а с учетом того, что многие люди получили инвалидность в зрелом возрасте, они не могут полноценно работать, общаться, отдыхать без технологий в мире технологий.
Мини-компания Wound Body разработала и изготовила аналог компьютерной мыши, для которой не требуется твердая поверхность и она дает возможность перемещать гаджеты в пространстве. Прежде чем начать работу над идеей, команда провела анализ рынка и бизнес-идей конкурентов. Словом, все как у взрослых компаний.
Эта команда из Львовщины представила Украину на самом большом европейском конкурсе молодежного предпринимательства Gen-E, который проходил на острове Сицилия (Италия), и получила бронзу среди инновационных бизнес-проектов 2024 года.
В целом в прошлом году Украина заняла второе место на самой большой онлайн-выставке молодежного предпринимательства Virtual Expo 2024 по количеству мини-компаний, представивших свою продукцию и идеи международной аудитории. Это говорит об огромном предпринимательском потенциале украинской молодежи. Потенциал, который недостаточно реализуется в школах из-за определенных настроек системы образования и проблем, указанных выше.
Как можно применить международный опыт в Украине?
У нас уже есть успешные примеры обучения предпринимательству в украинских школах, и это только начало. Такие инициативы, как программа JA Company Programme, работают в формате эксперимента и охватывают ограниченное количество учебных заведений. Чтобы сделать предпринимательство частью образовательного процесса во всей стране, нужны масштабные изменения. Какие именно?
Очевидно, что более чем столетний опыт организации Junior Achievement заслуживает внимания и широкого внедрения. Но предположим, что на его основе мы разработали собственную программу вроде «Компании» и даже смогли обеспечить привлечение всех школ в нее. Хорошо? Да, но это будет лишь половина дела.
Для того чтобы завершить всю архитектуру культивирования предпринимательской инициативы и финансовой грамотности в школе, нужно сделать еще один шаг — стимулировав предпринимательскую инициативу учеников и студентов, создать для них возможности реализовывать свои идеи. И здесь может быть полезным опыт Южной Кореи, где учебные заведения имеют возможность во внеурочное время бесплатно предоставлять свое имущество для работы студенческих фирм и компаний. Но такая возможность дается только раз и на срок не больше трех лет.
Конечно, предпринимательские идеи и результаты их воплощения будут разными. Одни студенческие или ученические фирмы вырастут и станут успешными. Другие — закроются, но в них молодежь приобретет важный опыт. А свободное имущество учебных заведений, которого сейчас много с учетом демографических тенденций, будет работать как площадки для своего рода бизнес-инкубаторов.
Страна, которая учит своих детей инициативности, инновационности и ответственности за собственное будущее, имеет все шансы стать экономическим игроком мирового уровня.