На кону - миллиарды: что должна сделать Украина, чтобы получить их
На кону - миллиарды: что должна сделать Украина, чтобы получить их

На кону - миллиарды: что должна сделать Украина, чтобы получить их

"Забуксовавшие" законы.

Новый механизм поддержки на 2024-2027 годы Ukraine Facility был создан в ЕС для того, чтобы помочь Украине с возобновлением, восстановлением и модернизацией.

Он предусматривает, что ЕС в течение этого периода должен предоставить Украине на определенных условиях поддержку на сумму 50 млрд евро.

Соглашение о создании этой программы было достигнуто 6 февраля 2024 года.

С этого времени Украине предоставлено несколько траншей этой помощи на макрофинансовые нужды, в частности, на поддержку госбюджета.

Для того чтобы получать и дальше запланированные в ЕС средства, наша страна должна принять ряд законопроектов, которые, в частности, реформируют жилищное законодательство, будут регулировать все аспекты послевоенного восстановления, а также реформируют местные госадминистрации, превратив их в органы префектурного типа.

"В прошлом году мы получили средства прежде всего как макрофинансовую помощь - для поддержки бюджета.

Также в пределах этой помощи есть доля, которую можно потратить на инвестиционные проекты, в частности, в энергетике, жилищной сфере, транспорте.

Второй транш - инвестиционный фонд от ЕС для бизнеса в размере почти 7 млрд евро.

Третий - техническая и административная поддержка почти на 5 млрд евро", - отметила народный депутат, руководитель парламентского комитета по вопросам органов государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Елена Шуляк.

По ее словам, определенное количество структурных маяков Украина уже выполнила, но есть еще те, которые "забуксовали".

Речь идет, в частности, о принятии законопроектов "Об основных принципах государственной жилищной политики", "Об основных принципах восстановления", а также законопроекта "Местные государственные администрации", предусматривающего реформирование местных госадминистраций на органы префектурного типа.

Народный депутат пояснила, что первый в этом списке документ - "Об основных принципах жилищной политики" - уже разработан.

Речь идет о законопроекте №12377, прошедшем серию публичных консультаций и доработанном с учетом предложений, полученных от всех заинтересованных сторон будущей жилищной реформы, а также рекомендованного профильным комитетом для голосования в первом чтении.

Поэтому в ближайшие недели его будут рассматривать в парламенте.

"Реформирование жилищной сферы означает отмену Жилищного кодекса 1983 года и решение проблемы многолетних очередей на получение жилья от государства.

Среди основных принципов закона - внедрение механизмов по обеспечению жильем тех, кто не может приобрести его сам, и отказ от практики приватизации жилья, полученного от государства, в частности служебного.

В то же время предлагается использовать современные европейские механизмы", - пояснила глава комитета градостроительства.

Шуляк уточнила, что речь идет, в частности, о создании фонда социального жилья.

Рассматривается возможность социальной аренды жилья, которую будет финансировать государство, а гражданин будет иметь право его выкупить, а также аренду, которую будет платить гражданин, но средства от нее пойдут в фонд строительства нового жилья для него.

Также планируется запуск ряда финансово-кредитных механизмов для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Акцент - на восстановлении.

Вторым в перечне необходимых законодательных изменений, без которых Украина не получит средства от ЕС - законопроект, регулирующий все аспекты, связанные с восстановлением Украины.

Речь идет о законопроекте "Об основных принципах восстановления", который также подготовлен и прошел серию публичных консультаций.

Депутат уточнила, что законодательное урегулирование восстановления необходимо не только для получения помощи в рамках плана Ukraine Facility, но и соблюдения тех обязательств, которые Украина взяла на себя перед всеми международными партнерами по послевоенному восстановлению.

По ее словам, речь идет, в частности, о восстановлении по принципам зеленой, инклюзивной и цифровой экономики, восстановление по принципу "строй лучше, чем было", обязательность использования для мониторинга восстановления, оценки проектов восстановления и их аудита цифровой экосистемы DREAM и установления форм восстановления - пообъектного, комплексного восстановления населенных пунктов и компенсации за поврежденное и уничтоженное жилье.

Соблюдение законности на местах.

Третье законодательное изменение, без которого невозможно финансирование в рамках Ukraine Facility, касается принятия законопроекта №4298 "Местные государственные администрации", предусматривающего реформирование местных госадминистраций на органы префектурного типа.

Этим документом, в частности, предусмотрено:.

- введение системы надзора за законностью решений органов местного самоуправления;.

- предоставление председателям местных госадминистраций и их заместителям статуса государственных служащих;.

- обновление процедуры назначения и увольнения председателей местных госадминистраций;.

- введение механизма кадрового резерва и конкурса для кандидатов на должность главы местной госадминистрации.

Затруднения по этому документу заключаются в том, что его создали еще в 2018 году, и до сих пор вокруг него в профильном сообществе ведутся дискуссии.

Как отметила Шуляк, по этому законопроекту много предостережений: политическая выгода, мифы и страх потери контроля.

Однако евроинтеграционные обязательства требуют перемен.

И этот документ является частью программы Ukraine Facility.

Поэтому его реализация - необходимый и важный шаг к реформированию государственных администраций.

История вопроса, который должен решить этот законопроект, началась 10 лет назад, когда функцию общего надзора за соблюдением и применением законов на уровне местных властей осуществляла прокуратура.

Но в 2014 году, после принятия нового закона "О прокуратуре", ведомство лишили этих полномочий в рамках судебной реформы и евроинтеграционных процессов, направленных на приведение роли прокуратуры в соответствие с евростандартами.

Эти изменения в 2016 году были внесены и в Конституцию.

Однако функцию надзора за законностью решений органов местного самоуправления не предоставили ни одному из государственных институций.

Поэтому главная цель законопроекта о местных госадминистрациях - трансформация областных и районных администраций в органы префектурного типа, наделенные функцией надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления.

Кстати, как отмечено в международном сравнительном исследовании местного самоуправления, проведенном в швейцарском Университете Лозанны, сейчас Украина является единственным европейским государством, в котором отсутствует надзор за законностью решений органов местной власти.

Галина Гирак.

Теги по теме
Евросоюз помощь кредит
Источник материала
loader
loader