«Теневой флот» РФ: как россияне обходят санкции и продолжают торговать нефтью
«Теневой флот» РФ: как россияне обходят санкции и продолжают торговать нефтью

«Теневой флот» РФ: как россияне обходят санкции и продолжают торговать нефтью

«Теневой флот» РФ: как россияне обходят санкции и продолжают торговать нефтью

С середины 2023 года россиянам пришлось сменить место операций STS.

По разным оценкам, в 2025 году «теневой флот» РФ насчитывает от 650 до 1000 судов. Это более 17% всего мирового нефтетанкерного флота, обеспечивающего до 70% морских поставок российской сырой нефти. Как россияне и дальше продолжают продавать свою нефть, несмотря на многочисленные санкции, рассказал Олег Саркиц в статье «Как российские танкеры оплывают санкции».

«Популярной практикой является сокрытие или фейковое отображение маршрута судна из-за манипуляций с его навигационными системами (AIS). Таким образом танкер может «исчезать» с радаров или демонстрировать ошибочное местонахождение. Это помогает избежать бдительного мониторинга, в частности, во время операций ship-to-ship (STS) — перегрузки нефтепродуктов между двумя судами в открытом море», – пишет автор.

По данным Windward и KSE Institute, с апреля 2023 по апрель 2024 года зафиксировали более 3100 STS-операций, в которых принимали участие танкеры РФ и «смешанные» суда, когда хотя бы один из участников происходит из страны-агрессорки.

Саркиц объяснил, что подобные операции обычно производят вне пределов тщательного контроля. Например, к середине 2023 года наиболее активная такая перегрузка нефтепродуктов происходила в Лаконийском заливе в Греции. Но когда там начались военно-морские учения, многие танкеры РФ переместились к:

  • островов Лесбос и Хиос (Эгейское море);
  • побережье Мальты (Hurd's Bank);
  • Малайзии;
  • Красное море;
  • порта Аугуста (Сицилия).

«В каждом из этих регионов фиксируют перелив нефти и нефтепродуктов, иногда с сознательным отключением AIS для сокрытия настоящего маршрута или количества груза», - добавил автор.

По его словам, отмечается немало случаев, когда теневые суда осуществляют STS с российскими танкерами, а затем чистые перевозчики продают полученные объемы нефти на более выгодных условиях. Например, в феврале прошлого года ходящий под флагом Либерии танкер New Trust возле Констанцы принимал нефть от российского судна, а впоследствии переправлял ее танкерам с международным (IG) страхованием. В то время как в Малайзии в 2023–2024 годах корабль Pioneer Sam не раз отгружал смешанные объемы и нефти из РФ и Ирана на хранение во флот-стредж A Jewel. Оттуда нефтепродукты переправляли дальше в другие суда с фиктивными сопроводительными документами.

«Смешивание нефтепродуктов позволяет маскировать реальное происхождение сырья. Российская нефть, перегруженная вместе с грузом из других стран, приобретает статус «неизвестного происхождения». Такая практика облегчает продажу на рынках, где санкции против российского энергетического сектора имеют ограниченную поддержку. Кроме того, из-за выключенного AIS сложнее проследить, где именно проходят STS-операции. Дополнительные «прокладки» в цепочке перевозок искажают документацию и отслеживание движения судов», – объяснил автор.

Напомним, за последние несколько лет компании Евросоюза и США продали более двухсот старых танкеров странам, которые не поддерживают санкции против РФ. Эти суда стали золотыми для российских схем по построению и использованию теневого флота. В целом основу «теневого флота» составляют бывшие в употреблении суда, которые массово перепродают компаниям из ОАЭ, Китая, Индии и других стран, не поддерживающих санкций.

Источник материала
loader
loader