Как российские танкеры обходят санкции
Как российские танкеры обходят санкции

Как российские танкеры обходят санкции

Как российские танкеры обходят санкции

Российское вторжение в Украину и энергетические санкции стран G7 и Евросоюза обусловили кардинальную перестройку логистики российской нефти. Чтобы минимизировать потери от ограничений, Москва создала «теневой флот» — сеть танкеров, формально зарегистрированных в третьих юрисдикциях с сомнительным страхованием. По разным оценкам, в 2025 году этот флот насчитывает от 650 до 1000 судов. Это свыше 17% всего мирового нефтетанкерного флота, обеспечивающего до 70% морских поставок российской сырой нефти.

16-й пакет санкций ЕС и новые санкции от Британии

На этом фоне Европейский Союз ввел 16-й пакет ограничений. К перечню судов, которым запрещены доступ в порты и получение широкого спектра услуг, связанных с морским транспортом, добавили еще одно танкерное судно. Этот шаг направлен на прекращение деятельности тех неевропейских танкеров, которые являются частью «теневого флота» В.Путина и помогают обходить потолок цены на нефть и поддерживать энергетический сектор России или занимаются транспортировкой военного оборудования для РФ и украденного украинского зерна. В целом под санкциями ЕС находятся уже 153 танкера.

Одновременно с этим Британия ввела новый масштабный санкционный пакет против РФ, добавив в список подсанкционных танкеров еще 40 судов. В целом под санкциями Королевства оказались 133 танкера. Также не стоит забывать, что под американскими санкциями также находятся 183 танкера «теневого флота».

Перепродажи старых танкеров и «флаги удобства»

Основу «теневого флота» составляют подержанные суда, массово перепродаваемые компаниям из ОАЭ, Китая, Индии и других стран, не поддерживающих санкции. С 2022 года фирмы из ЕС и США продали более 230 таких старых танкеров, ставших «золотыми» для кремлевских схем. Значительная часть эти судов зарегистрирована в Панаме, Габоне, на Маршалловых Островах или Островах Кука. Привлекательность таких «удобных» флагов состоит в быстрой и необременительной процедуре регистрации и минимальном техническом контроле, а также в формальном игнорировании информации о реальных бенефициарах.

Сомнительное страхование и сложная структура собственности

Немало «теневых» танкеров отказываются от услуг страховых клубов Международной группы (International Group of P&I Clubs), охватывающей большинство мировых перевозок и требующей жесткого соблюдения норм безопасности. В то же время они покупают дешевые полисы у малоизвестных компаний из РФ, Габона или Камеруна, которые фактически не дают надлежащего покрытия убытков в случае аварии. Кроме того, каждый танкер обычно принадлежит «оболочковой» фирме в офшорах (ОАЭ, Сейшелы) и название его компании совпадает с названием судна. Такая система собственности усложняет отслеживание причастных лиц и позволяет быстро менять формальных собственников в случае наложения санкций.

AIS и STS-операции как главные инструменты обхода

Популярной практикой является скрывание или фейковое отображение маршрута судна с помощью манипуляций с его навигационными системами (AIS). Таким образом танкер может «исчезать» с радаров или демонстрировать ошибочное местонахождение. Это помогает избежать бдительного мониторинга, в частности во время операций ship-to-ship (STS) — перегрузки нефтепродуктов между двумя судами в открытом море. По данным Windward и KSE Institute, с апреля 2023-го до апреля 2024 года было зафиксировано свыше 3100 STS-операций при участии российских танкеров или «смешанных» судов, когда хотя бы один из участников родом из РФ.

Такие операции обычно осуществляются вне границ тщательного контроля. До середины 2023 года самым активным местом STS был Лаконский залив в Греции, но с началом военно-морских учений многие российские танкеры переместились к островам Лесбос и Хиос (Эгейское море), к побережью Мальты (Hurd's Bank), Малайзии, Красного моря и порта Аугуста (Сицилия). В каждом из этих регионов фиксируют перелив нефти и нефтепродуктов, иногда с сознательным отключением AIS для скрывания настоящего маршрута или количества груза.

Конкретные примеры трансферов и фиктивных сертификатов

Отмечается немало случаев, когда «теневые» суда осуществляют STS с российскими танкерами, а потом «чистые» перевозчики продают полученные объемы нефти на значительно более выгодных условиях. Например, в феврале 2024-го танкер New Trust (флаг Либерии) возле Констанцы принимал нефть от российского судна, а затем переправлял ее танкерам с международным (IG) страхованием. В Малайзии (2023–2024) корабль Pioneer Sam неоднократно отгружал смешанные объемы иранской и российской нефти на хранение в флот-сторедж A Jewel. Оттуда продукция направлялась дальше к другим судам с фиктивными сопроводительными документами.

Почему STS-операции являются ключом к обходу санкций

Смешивание нефтепродуктов позволяет маскировать реальное происхождение сырья. Российская нефть, перегруженная вместе с грузом из других стран, получает статус «неизвестного происхождения». Такая практика облегчает продажу на рынки, где санкции против российского энергетического сектора имеют ограниченную поддержку. Кроме того, из-за отключенного AIS сложнее проследить, где именно происходят STS-операции. Дополнительные «прокладки» в цепочке перевозок искажают документацию и отслеживание движения судов.

Ключевые игроки «теневого флота»

Одними из наиболее заметных участников являются Sun Ship Management (ОАЭ) — бывшие суда «Совкомфлота», переведенные на дубайские фирмы, и Gatik Ship Management (Индия), которая в течение 2023 года быстро «перепрофилировалась» под российские перевозки и в дальнейшем перерегистрировала суда на целую сеть компаний-«прокладок». Часто используется и классический адрес Seychelles Trust Company Complex, где каждая зарегистрированная компания владеет только одним танкером. В игру активно включаются китайские частные брокеры, которые скупают старые сверхкрупные танкеры (VLCC) из Ирана и Венесуэлы и направляют их под российскую нефть.

Опасные последствия и риски для мирового сообщества

Теневая система перевозок позволяет России продавать значительные объемы нефти дороже санкционного потолка в 60 долл. за баррель, а значит, не достигать полного эффекта от санкционной политики. По подсчетам KSE Institute, в 2024 году РФ могла дополнительно получить до 9,4 млрд долл. Кроме экономических выгод для Москвы, ситуация угрожает масштабными экологическими рисками: приблизительно 70% судов «теневого флота» старше 15 лет и нередко с минимальным техническим обслуживанием. В 2023–2024 годах зафиксировано более полусотни аварий, среди которых взрыв танкера Pablo возле Малайзии и столкновение Ceres I и Hafnia Nile, способных привести к катастрофическим разливам нефти.

Для международных компаний также существует реальная угроза репутационных потерь и вторичных санкций. Участие в финансировании, страховании или техническом обслуживании «теневых» судов может привести к санкциям со стороны стран «большой семерки» или ЕС.

Как противодействовать «теневому флоту»

Эффективная борьба с «теневым флотом» требует целого комплекса мер. Необходимо расширять санкционные списки конкретных судов, запрещать неконтролируемые STS-операции и требовать от перевозчиков подтвердить надежное страхование при заходе в порты и территориальные воды стран G7 и ЕС.

Параллельно нужно усилить мониторинг офшорных фирм и транзакций по покупке подержанных танкеров, чтобы сделать невозможным бесконечное возобновление «теневого флота» России.

Только слаженное и решительное взаимодействие всех стран санкционной коалиции может существенно уменьшить масштабы «темных» поставок и снизить нефтяные доходы Кремля, из которых продолжает финансироваться агрессия против Украины. «Теневой флот» уже и так страдает от вынужденных переливаний нефти и отказов многих стран-покупателей принимать подсанкционные танкеры. В основном это происходит из-за того, что российская нефть после переливаний часто обгоняет в цене марку Brent и перестает быть выгодной для закупок. По данным Reuters, эта разница составляет 2–3 долл. на барреле. Дальнейшее слаженное санкционное давление от ключевых мировых игроков сможет полностью нивелировать эффективность «теневого флота».

Источник материала
loader