WP: Бизнес-империя Илона Маска построена на $38 миллиардах государственного финансирования
WP: Бизнес-империя Илона Маска построена на $38 миллиардах государственного финансирования

WP: Бизнес-империя Илона Маска построена на $38 миллиардах государственного финансирования

Компании Илона Маска получили как минимум $38 миллиардов в виде государственных контрактов, займов, субсидий и налоговых кредитов, которые помогли ему стать самым богатым человеком в мире, согласно анализу Washington Post.

Правительственная поддержка часто поступала в критические моменты развития компаний Маска. В 2008 году, вскоре после того, как он стал генеральным директором Tesla, которая на тот момент испытывала финансовые трудности, Маск активно работал над получением низкопроцентного займа от Министерства энергетики США. По данным двух лиц, непосредственно вовлеченных в этот процесс, он проводил ежедневные брифинги с руководителями компании по документации и часами общался с представителем государственного кредитного учреждения.

Почти две трети из $38 миллиардов были выделены компаниям Маска за последние пять лет. Только в 2024 году федеральные и местные правительства обязались предоставить компаниям Маска как минимум $6,3 миллиарда, что является самым высоким годовым показателем на сегодняшний день.

Общая сумма, вероятно, еще больше, поскольку анализ включает только публично доступные контракты, не учитывая засекреченные оборонные и разведывательные работы для федерального правительства. По информации Reuters, SpaceX разрабатывает шпионские спутники для Национального разведывательного управления Пентагона. По данным Wall Street Journal, этот контракт оценивается в $1,8 миллиарда.

Washington Post обнаружил еще около десятка местных грантов, возмещений и налоговых кредитов, где конкретные суммы не являются публичными. Еще 52 действующих контракта с семью правительственными агентствами, включая NASA, Министерство обороны и Управление общих служб, потенциально принесут компаниям Маска дополнительные $11,8 миллиарда в течение следующих нескольких лет.

Большинство средств составляют контракты SpaceX с NASA и Министерством обороны. Tesla заработала $11,4 миллиарда на регуляторных кредитах от федеральных и государственных программ, направленных на поддержку электромобильной отрасли. Эксперты отмечают, что продажам компании способствовал федеральный налоговый кредит для потребителей в размере $7,500 за электромобиль. Маск призвал прекратить этот потребительский кредит, утверждая, что его конкуренты нуждаются в стимулах больше, чем Tesla.

В то же время, DOGE (Департамент эффективности правительства), который возглавляет Маск, стремится сократить персонал, уменьшить бюджеты или сократить контракты во всех семи агентствах, где компании Маска имеют действующие контракты.

"Не каждый предприниматель такого масштаба был настолько зависимым от федеральных денег — безусловно, не Nvidia, не Microsoft, ни Amazon, ни Meta", — сказал Джеффри Сонненфельд, профессор Школы менеджмента Йельского университета, отметив, что значительная часть финансирования поступила во время демократических администраций. "С DOGE, кажется, есть парадокс. Он был большим бенефициаром национальной промышленной политики, особенно демократической промышленной политики, благодаря государственному финансированию".

Государственное финансирование также обеспечило ключевые ранние вливания в предприятия Маска. NASA и Министерство обороны поддерживали SpaceX в самые первые годы контрактами, которые помогли компании построить инфраструктуру, при этом агентство толерантно относилось к несвоевременному выполнению компанией необходимых этапов, согласно данным конгрессовых следователей.

Заем Министерства энергетики в размере $465 миллионов, поступивший в 2010 году, способствовал стремительному росту Tesla: на эти средства компания разработала и собрала свой роскошный электрический седан — Model S — и приобрела завод во Фримонте, Калифорния.

"Tesla бы не выжила без этого займа", — сказал бывший высокопоставленный сотрудник Tesla, знакомый с финансами компании, пожелавший остаться анонимным из-за опасений мести. "Это был критически важный заем в критическое время".

Сам Маск отмечал проблемы, с которыми сталкивалась компания в то время, согласно электронным письмам, опубликованным Free Beacon. Он обращался к тогдашнему главе EPA Лизе Джексон с просьбой о помощи: "Tesla боролась за свою жизнь в течение прошлого года, а затем, когда мы думали, что все будет хорошо, возникла эта проблема", — написал он. "Я к вашим услугам 24/7", — добавил Маск, указав свой номер мобильного телефона.

Представитель Белого дома Гаррисон Филдс заявил, что бизнес-интересы Маска не будут конфликтовать с его работой в DOGE. "Любые контракты, связанные с очень успешными компаниями Илона Маска, будут соответствовать всем правительственным этическим правилам, касающимся потенциальных конфликтов интересов", — сказал Филдс в электронном письме.

Несмотря на то, что руководство Tesla высоко ценило государственную поддержку, Маск выплатил низкопроцентный заем 2010 года в течение нескольких лет. В пресс-релизе 2013 года, объявляя об этом, Маск поблагодарил Министерство энергетики и Конгресс, а также "особенно американских налогоплательщиков, от которых происходят эти средства".

"Надеюсь, мы сделали вас гордыми", — сказал он.

Tesla процветала на волне государственной помощи

С момента своего основания в Кремниевой долине в 2003 году, Tesla получила выгоду от миллиардов льгот и налоговых кредитов от Калифорнии. Губернатор штата Гэвин Ньюсом (демократ) заявил, что "не было бы Tesla без регуляторных органов Калифорнии и регулирования". Tesla заявила, что инвестировала более $5 миллиардов в штат с 2016 года и трудоустроила более 47,000 человек на местном уровне.

Около трети из $35 миллиардов прибыли Tesla с 2014 года поступило от продажи федеральных и государственных регуляторных кредитов другим автопроизводителям. Эти кредиты предоставляются автопроизводителям, которые соответствуют определенным стандартам, включая продажу определенного процента автомобилей с нулевыми выбросами. Tesla является крупнейшим продавцом этих кредитов автопроизводителям, которые не соответствуют стандартам и хотят избежать штрафов.

Эти кредиты сыграли решающую роль в первом прибыльном квартале компании в 2013 году и ее первом полном году прибыльности в 2020 году, согласно документам Комиссии по ценным бумагам и биржам. Без кредитов Tesla потеряла бы более $700 миллионов в 2020 году, отметив седьмой подряд год без прибылей. С кредитами компания вместо этого сообщила о прибыли в $862 миллиона.

"Они были бы полностью в минусе, если бы не стимулы", — сказал Алан Дженн, доцент Исследовательского центра электромобилей Института транспортных исследований. "Это то, что действительно удерживало их на плаву".

Компания также получила выгоду от федерального налогового кредита в размере $7,500 для покупателей электромобилей, который помог сделать автомобили Tesla — которые могут стоить более $80,000 — более доступными для потребителей, которые иначе могли бы их не купить.

С 2007 года правительства штатов и местные органы власти предоставили компаниям Маска как минимум $1,5 миллиарда в налоговых кредитах, грантах и возмещениях, тогда как различные правительственные учреждения на нескольких уровнях внесли еще $2,1 миллиарда, значительная часть которых была направлена на развитие Tesla и аккумуляторов, от которых она зависит.

В Неваде местные и государственные правительства предоставили пакет стимулов в размере $1,3 миллиарда для Tesla, чтобы автопроизводитель вместе с Panasonic построил "гигафабрику" литиевых батарей вблизи Рено.

Не все сделки достигли своих целей. При тогдашнем губернаторе Эндрю М. Куомо (демократ), штат Нью-Йорк выделил $750 миллионов стимулов в 2014 году компании Маска SolarCity, а Маск согласился существенно инвестировать в производство, создав сотни высокопрофессиональных производственных рабочих мест в Буффало. Вместо этого найм был значительно ниже ожиданий штата, и Маск вынудил Tesla приобрести компанию через два года.

И несмотря на получение миллиардов от штата Калифорния, Маск в 2021 году переместил штаб-квартиру Tesla из Пало-Альто в Остин, ссылаясь на недовольство бизнес-средой.

NASA дала толчок SpaceX

Ракетная компания Маска, которая с самого начала имела целью отправить астронавтов на Марс, получила раннее вливание от крупного клиента: Министерства обороны.

Пентагон начал платить SpaceX в 2003 году за ранние концептуальные работы. Позже ведомство согласилось приобрести инаугурационный запуск первой ракеты компании, Falcon 1, который завершился неудачей в марте 2006 года, когда её двигатели перестали работать менее чем через минуту после полёта. Но Пентагон подписался на поддержку большего количества попыток запуска.

Хотя SpaceX ещё не удалось успешно достичь космоса, NASA в 2006 году присудило компании контракт на $278 миллионов в рамках программы доставки грузов к Международной космической станции и обратно. Всего через несколько месяцев после того, как Falcon 1 успешно вышла на орбиту в 2008 году, NASA присудило компании значительно больший контракт на $1,6 миллиарда.

SpaceX уже начала строить свою следующую ракету, Falcon 9, и NASA платило компании частями за последовательные этапы и покрывало некоторые инженерные и разработочные работы. Компания получила сотни миллионов долларов до того, как Falcon 9 достигла орбиты. Более того, NASA продолжало финансирование, хотя SpaceX неоднократно пропускала сроки этапов до двух лет, согласно отчёту Государственного управления по подотчётности 2011 года.

Средства помогли SpaceX расширить свою инфраструктуру, позволяя ей строить и запускать ракеты для NASA и других клиентов. Falcon 9 стала краеугольным камнем бизнеса SpaceX, запускаясь примерно раз в три дня с разнообразными грузами.

В 2016 году успех SpaceX в обеспечении федеральных контрактов побудил конкурента Джеффа Безоса, основателя Blue Origin (и владельца The Washington Post), сказать на встрече компании: "Настоящая суперсила Илона — получать государственные деньги", сообщил The Post. "Отныне мы будем соревноваться за всё, на что подаёт заявку SpaceX".

SpaceX, которая повторно использует свои ракеты, может брать значительно меньше, чем конкуренты, за каждый запуск, что в конечном итоге приносит пользу Пентагону и NASA, говорят аналитики. На инвестиционной конференции в ноябре президент SpaceX Гвинн Шотвелл признала, что компания получила миллиарды долларов контрактов от правительства США, добавив, что компания выполнила свои обязательства. "Мы заработали это", — сказала она. "Это не плохо — служить правительству США с отличными возможностями и продуктами".

Со временем, как отмечают некоторые аналитики, SpaceX стала менее зависимой от государственного бизнеса, поскольку выросло количество подписок на её интернет-сервис Starlink. Инвестиционный банк Morgan Stanley оценил в январском отчёте, что SpaceX получила $9,3 миллиарда от Starlink только в 2024 году.

Однако Шотвелл отдала должное раннему финансированию NASA за развитие SpaceX, отметив в интервью 2013 года в штаб-квартире SpaceX, что компания "вероятно, хромала бы" без поддержки агентства.

"Я не знаю, как бы выглядел мир без этой программы для SpaceX. Он бы выглядел очень иначе", — сказала она. "У нас не было бы этой прекрасной фабрики; у нас не было бы этой прекрасной конференц-зала с этими невероятно удобными креслами. Да, это столько же NASA, сколько и SpaceX здесь".

Теги по теме
Илон Маск SpaceX
Источник материала
loader