Через три года полномасштабной войны: чем живет Чернобыльская зона
Через три года полномасштабной войны: чем живет Чернобыльская зона

Через три года полномасштабной войны: чем живет Чернобыльская зона

Государственное агентство Украины по управлению зоной отчуждения в режиме нон-стоп информирует о ходе ликвидации последствий атаки вражеского дрона на укрытие четвертого энергоблока Чернобыльской атомной станции. С момента попадания прошло десять дней, а работы по ликвидации последствий до сих пор продолжаются, потому что остались очаги тления. Чтобы их потушить, приходится раскрывать конструкции арки и прорезать отверстия.

После оккупации территории ЧАЭС в самом начале войны враг снова оставил здесь свой «автограф» перед третьей годовщиной. Как живет зона отчуждения сейчас, интересовалась журналист Коротко про. Тем более что недавно прошла негромкая юбилейная дата – 55 лет с начала подготовительных работ по строительству станции и основанию ныне мертвого города Припять.

Десять предприятий и богослужения на праздники

Оккупация Чернобыля россиянами. Февраль 2022. Фото: ФБ ДАЗВ

Оккупация Чернобыля россиянами. Февраль 2022. Фото: ФБ ДАЗВ

На промышленную площадку ЧАЭС россияне вошли с территории Беларуси в первый же день войны – 24 февраля 2024 года. Охранявшие объект нацгвардейцы были взяты в плен, вахтовики оказались в заложниках, но продолжали обеспечивать жизнедеятельность опасного объекта. К концу марта удалось договориться о частичной ротации специалистов, а с началом апреля оккупанты забрались прочь, прихватив свои «трофеи». По данным следствия, работники Росатома вывезли со станции и окрестных предприятий уникальную радиологическую лабораторию, источники ионизирующего излучения, около 700 компьютеров, более 344 автомобилей и много дозиметров.

ЧАЭС и до войны переживала не лучшие времена из-за нехватки финансирования и пандемии COVID-19, временная оккупация добавила еще проблем. В комплексе это продлевает жизнь ЧАЭС на неопределенный период. В частности, закрытие и консервация 1-го, 2-го и 3-го энергоблоков перенесено с 2028 на 2034 год.

- Сейчас все десять предприятий, относящихся к сфере Государственного агентства по управлению зоной отчуждения, работают в привычном режиме, - говорит пресс-секретарь ГАЗВ Надежда Мудрик-Мочалова. – Восемь из них находятся непосредственно на территории зоны. Останавливать технологические процессы могут только воздушные тревоги, тогда все уходят в укрытие. Несколько укрытий есть на территории Чернобыля.

Ликвидация последствий поражения арки дроном уже в 2025 году. Фото: ФБ ДАЗВ

В "столице" зоны на регулярном дежурстве находятся пожарные, работает полиция, открыты продовольственные магазины. Из них автолавкой довозят еду в почти развалившиеся уже села, где доживают свой век самоселы – местные жители, вернувшиеся в свои дома после эвакуации в 1984 году, несмотря на запрет. Только осталось их совсем мало. Если в 2005 году в зоне безусловного отчуждения было зарегистрировано около 320 самоселов, то сегодня около 50 человек.

- Иногда пенсионеры куда-то исчезают, наверное, их забирают к себе дети, потом снова возвращаются, - говорит Надежда. – Вот декабре у нас было 40 человек, а сейчас уже чуть больше.

До войны все туры в Чернобыльскую зону проходили через Свято-Ильинскую церковь, возродившуюся через 17 лет после взрыва на 4-м энергоблоке. В храме есть две уникальные иконы - Николая Чудотворца (XVIII в.), которая дарит исцеление, и «Чернобыльский спас», где ликвидаторы аварии изображены на уровне со святыми. Во время войны экскурсии в зону запрещены, однако церковь жива – принимает прихожан и проводит богослужения на праздники.

55 лет назад родился город Припять. Фото: ФБ ДАЗВ

Рыси паруются, коровы пасутся

Февраль в этом году и в Чернобыльскую зону не пожалел насыпать снега, однако природа уже живет предчувствием весны. Ночью в лесу можно услышать жуткие крики, напоминающие мяуканье. Это начался брачный период в рысей. Обычно молчаливые, эти хищники с кисточками на ушах начинают безумствовать от любви в конце февраля и будут петь серенады до конца марта. Котята должны появиться в мае.

Котята у рысей появятся уже в мае. ФБ Чернобыльский Радио-экологический Биосферный Заповедник

В Чернобыльском радиационно-экологическом биосферном заповеднике тоже готовятся к маю, но по другой причине.

- Май – это период, когда могут начинаться лесные пожары, – объясняет пресс-секретарь заповедника Виктория Володько. – Поэтому специалисты наших пяти природоохранных научно-исследовательских отделений расчищают дороги и специальные проезды, проверяют состояние пожарных водоемов. Война приостановила ряд научных исследований, но меры по сохранению экосистемы, безусловно, проводятся.

Уже много лет частью экосистемы Чернобыльской зоны и ее уникумом является стадо одичавших черно-белых коров. Покинутые людьми после аварии, они научились выживать своими силами и добились немалого успеха в поддержке своей популяции.

– Люди видели коровок, опять теленок у них есть. Как будто даже стали не такими пугливыми, как были раньше, - говорит Виктория.

Дикие коровы ведут образ жизни своих давних предков – туров. От хищников отбиваются сильные взрослые особи, становясь в круг, куда загоняют слабый молодняк. Самки имеют лактацию, только когда выращивают детенышей. Даже в суровую зиму коровы выгребают копытами из-под снега сухую траву.

Также в заповеднике рассказали, что в свой привычный ареал окончательно вернулись рыжие лошадки Пржевальского. Боевые действия и оккупация зоны отогнали их, а теперь все на месте.

Дикие коровы Чернобыля. Фото: Чернобыльский Радио-экологический Биосферный Заповедник

Чудо через три года

На странице известного исследователя живого мира зоны Сергея Гащака появилось уникальное видео. Это животные и звуки войны в Чернобыльском лесу в первые две недели вторжения. Ученый смонтировал видео из записей восьми фотоловушек, которые считал безнадежно потерянными.

– Я поставил эти камеры в мае 2021 года в местах, где фактически исключено появление людей. Последний раз посещал ловушки в конце ноября, собирал материалы. К тому времени уже начались тревожные разговоры о возможной близкой войне, у белорусской границы скапливались российские войска. В 2022 году я не ездил туда, потому что и снег мешал, и угроза просто повисла в воздухе. А недавно, уже в 2025 году, люди, выполнявшие ответственные работы в зоне, нашли камеры и вернули мне. Я неделю не мог поверить, что произошло такое чудо.

Сергей Гащак считается замдиректором по науке в Чернобыльском центре по проблемам ядерной безопасности, радиоактивных отходов и радиоэкологии. Сам говорит, что считается, а не работает.

– Наше учреждение все эти три года почти ничего не делает. Проектов нет, денег нет и нет людей. Кто уволился, кто ушел на фронт. Я живу на пенсию, после вторжения россиян фактически попрощался с Чернобылем, потому что ездить туда стало очень тяжело.

Ученый живет в Славутиче – городе, построенном для атомщиков после мертвой Припяти. До войны вахтовиков на станцию ​​и в зону возили специальной электричкой «Славутич – Семиходы». Пути были проложены в советское время, отрезок пути приходится на территорию Беларуси…

Сейчас славутяне добираются до ЧАЕС автобусами через Киев, Вышгород, Иванков.

- Это трудный путь, но что делать, за счет Чернобыля до сих пор многие выживают, - говорит вахтовик Николай. – Работы в самом Славутиче немного, а еще и переселенцы приезжают, потому что считается, что наш город привлекателен для жизни. Прибывают с юга, с востока, кто-то остается, кто-то дальше едет - ищет, где найти приют. Ибо живем мы достаточно скромно.

Экологические работы в заповеднике. Фото: ФБ Чернобыльский Радио-экологический Биосферный Заповедник

Теги по теме
оккупация
Источник материала
loader
loader