Устойчивое развитие территорий — многомерный процесс, направленный на обеспечение долгосрочного экономического роста, социальное благосостояние и экологическое равновесие с помощью рационального использования существующих ресурсов. Следовательно, громадам, которые заботятся об устойчивом развитии, важно правильно использовать свои ресурсы, а именно территориальный капитал: географическое положение, историческое наследие, природные богатства, местные традиции и человеческий потенциал. Грамотное управление этим капиталом создает предпосылки для инновационного развития территорий, усиления их конкурентоспособности и повышения качества жизни населения.
Но почему в одних городах и селах это работает, а в других — нет? Почему одни громады процветают, их политика использования территориального капитала более эффективная, а другие — наоборот?
Почему одни громады растут, а другие — нет?
Дело в том, что устойчивое развитие — это не просто набор стандартных решений, а индивидуальная стратегия для каждой территории. Чтобы эффективно помогать громадам найти решение для развития, нужно исследовать, почему при одинаковых подходах или использованных решениях одни громады достигают роста, а другие — нет. И чтобы понять, как работают конкретные модели, инструменты, технологии в тех или иных условиях, ученые-практики исследуют результаты их применения на местах, in situ.
Есть города, не имеющие, казалось бы, никаких особых условий, но они становятся «туристическими магнитами». Например, польский городок Унеюв. Это город без выдающихся памятников, природных чудес и крупных предприятий, который покидали люди из-за отсутствия работы. Но он превратился в успешную громаду, которая активно развивается, имеет несколько строительных компаний и офисы архитектурных бюро, а стоимость аренды апартаментов в нем колеблется в районе 100 евро за сутки. И это благодаря тому, что с помощью экспертной поддержки здесь использовали туристическую модель, оживившую местную экономику.
В то же время Хелмно — другой польский городок с богатой историей и сохраненным наследием, который тоже пытается развиваться через туризм, соблюдая все рекомендации и стандартные подходы, но не получает желаемых результатов. Несмотря на значительные усилия, ожидаемого развития не произошло: показатели влияния туризма на местную экономику, производительность и благосостояние населения остаются низкими.
Другой пример. Решение об открытии филиала Уппсальского университета на острове Готланд (Швеция) когда-то сыграло значительную роль в экономическом, социальном и культурном развитии региона. Это стимулировало как рост цен на недвижимость, так и создание предпосылок для развития туризма и культурно-креативных индустрий.
Сегодня этот в прошлом отсталый регион Швеции стал местом концентрации богатых людей, туристов, студентов и преподавателей со всего мира, чьи затраты на острове активно поддерживают местную экономику.
Вместе с тем открытие заведений высшего образования в старинных украинских городах Острог и Нежин не привело к значительным изменениям в локальной экономике или заметному росту уровня благосостояния населения, оживлению бизнеса и социальных процессов. Достаточно посетить эти территории: тихие, немноголюдные провинциальные городки с обшарпанными объектами культурного наследия.
Чем могут помочь громадам ученые?
Эксперты-ученые в сфере развития территориального капитала не только анализируют мировой опыт, но и изучают на месте, какие методы работают в разных условиях и регионах и от чего зависит успешность их применения, чтобы рекомендовать потом правительствам, муниципалитетам, менеджменту громад или агентствам развития пошаговый алгоритм действий, который приведет к длительному и стабильному развитию.
Так произошло, например в Норвегии. Это страна, где ритм жизни пульсирует вдоль побережья и фиордов, в то время как центральная часть, где сохранилась традиционная жизнь, остается менее развитой. Поэтому норвежское правительство утвердило программу развития зеленого туризма, которая в центральных регионах была реализована настолько успешно, что стала следующим шагом в более масштабной стратегии — несколько лет назад Норвегия поставила перед собой цель стать мировым лидером в сфере зеленого туризма.
Что же именно было сделано для развития зеленого туризма в центральной части Норвегии? Ведь если вы будете ехать из крайней восточной точки — столицы Осло, расположенной почти на границе со Швецией, до крайней западной точки Хаугесунн уже на побережье Северного моря, то это расстояние — всего 444 км, которые вы преодолеете за шесть часов. Местные природные красоты удобно созерцать из окна автомобиля или автобуса. Тот, кто знает толк в развитии туризма, сразу задаст себе вопрос: как может развиваться туризм громад в таких условиях?
Как сделать так, чтобы туристы проезжали это расстояние не за шесть часов, а хотя бы за 12 или даже больше? Как задержать туристов в центральной части, стимулируя покупать у местных жителей туристические услуги? Экспертам, работавшим с центральными регионами Норвегии, удалось завести сюда стабильные туристические потоки, создав условия, в которых жители местных громад начали зарабатывать на туризме.
На противоположном конце Европы, уже на побережье Адриатического моря, есть страна с похожими условиями территориального капитала — Хорватия. Как и Норвегия, у нее активное побережье, но оно ориентировано на курортный отдых. Отдельные районы страны, преимущественно горные сельские местности, остаются депрессивными из-за отсутствия заработка. Если вы будете ехать по дорогам горной части Шибенинско-Книнской жупании, то увидите большое количество заброшенных домов в селах. Отсутствие устойчивого развития послужило причиной миграции населения в поисках лучшей жизни. И здесь не сделано того, к чему прибегли в Норвегии в похожих условиях, чтобы завести туристические потоки в «нетуристические» сельские регионы страны.
Что важно: эксперты не делятся решениями и алгоритмами действий по одной простой причине — именно за решения им платят деньги.
Муниципалитеты тоже не разглашают подробности пошаговых моделей, потому что платят экспертам за эти решения. Тот, кто получил профессию в сфере управления устойчивым развитием, овладел методиками за свой счет. Поэтому конкретные детали всегда остаются в экспертной среде.
Правительство или муниципалитет только обнародуют результаты: «Мы развили центральные районы Норвегии благодаря зеленому туризму» и подтверждают их цифрами. И все. Чтобы понять, что конкретно было сделано и как, нужно ехать в Норвегию и исследовать на месте.
Именно поэтому нет универсальных решений или простого «перенимания опыта». Пошаговые алгоритмы выхода из кризиса или восстановления депрессивных территорий разрабатываются индивидуально. Ведь даже в соседних населенных пунктах показатели территориального капитала могут существенно отличаться.
Именно с такими исследованиями работают ученые-практики в сфере развития территориального капитала в целом и наследия в частности. Мы изучаем стратегии, анализируем на месте реализованные проекты и проверяем, какие именно меры привели к успеху. Если их можно воссоздать в других условиях и получить похожий результат, такие инструменты считаются верифицированными. Тогда их рекомендуют муниципалитетам или включают в образовательные программы для обучения будущих специалистов.
Украина: есть ли спрос на услуги ученых, работающих с развитием территориального капитала, особенно с культурным и природным наследием?
В контексте послевоенного восстановления Украины важно не просто восстанавливать разрушенное, а делать это иначе, используя территориальный капитал украинских громад для инновационного развития территорий.
Как ученый по управлению наследием ради развития я работаю с Норвегией, Хорватией, Польшей, другими странами и практически не работаю с Украиной. Сейчас здесь нет стабильного запроса на услуги ученых-практиков, широкого понимания того, чем я и мои коллеги занимаемся. Единичным примером привлечения к проектированию развития громад стал проект «Визуальная идентификация наследия: виртуальная презентация публичных пространств исторических городов Украины» как попытка продемонстрировать, как несложными решениями мы можем улучшать культурную и туристическую привлекательность четырех исторических населенных пунктов — Олыки (Волынь), Ржищева (Киевщина), Бердичева (Житомирщина) и Микулинцев (Тернопольщина). В результате каждая громада получила пять предложений, от сложных до самых простых, каждое из которых — отдельный проект, способный привлекать финансирование и стимулировать развитие культурно-креативных индустрий. Надеюсь, громады или проектные команды воспользуются этими наработками.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F30%2F2fe6bac47d75cba7f89ba3788d0cc7d2.jpg)
Обычно громады, имеющие уникальные условия для развития туризма, не могут воспользоваться его возможностями полноценно, потому что обращаются не к ученым-практикам, а, например, к представителям туристического бизнеса или специалистам по рекламе, которые максимум что могут посоветовать — поставить красивые стенды или сделать транспортный подъезд. Сейчас не является трендом в нашей стране эффективное управление природным и культурным наследием, которое или разваливается со временем, забытое всеми, или продолжает уничтожаться застройщиками, фермерами, селянами. Обидно, что вопрос развития и варианты применения верифицированными учеными средств не обсуждаются в обществе. Соответственно, нет и запроса на услуги таких экспертов, а следовательно, и их самих у нас практически нет. В то же время такие эксперты могут поднять даже депрессивные регионы. И исследованные практики в разных странах именно это и доказывают.