Что произошло с украинской экономикой за три года большой войны: какие перспективы
Что произошло с украинской экономикой за три года большой войны: какие перспективы

Что произошло с украинской экономикой за три года большой войны: какие перспективы

Позади уже почти три года большой войны с Россией. И именно экономический фронт играет одну из ключевых ролей в этом противостоянии. Анализируя ситуацию, мы уже пришли к выводу, что за это время мы потеряли не только миллионы людей, ставших беженцами, но и сотни миллиардов долларов. Если же говорить о том, как война сказалась на личном благополучии, то здесь ответ будет удручающим: только по официальным данным инфляция за 2022-2024 годы составляла 43,7%, то есть украинцы стали платить за те же товары чуть ли не в 1,5 раза больше, чем раньше; следующий важный показатель – курс доллара, который с 29 гривен накануне российского вторжения за 3 года вырос до 42,3 гривен или почти на 46%; а вот валовой внутренний продукт за время войны даже вырос – с 5,2 трлн грн в 2022 году до 6,5 трлн грн. по итогам 2023-го (данных за 2024-й пока нет). Итак, какова же цена этой войны для Украины? Можно ли сказать, что украинская экономика адаптировалась к реалиям и крепко держится на плаву или скорее она едва держится исключительно благодаря западным донорам? Издание "Комментарии" с этими вопросами обратилось к экспертам.

Экономика Украины. Фото: из открытых источников

Без макрофинансовой помощи вернемся в ситуацию конца февраля 2022-го

Исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин отметил, что президент Владимир Зеленский уже фактически озвучил, какая цена войны для Украины. Она уже достигла 340 млрд долларов. Из которых только 120 покрыто экономикой Украины. Это только треть. 114-115 млрд покрыто Евросоюзом и 100 с хвостиком покрыто США.

"Что касается скачка курса доллара за эти три года, то он был связан с резким снижением доходности украинской экономики, а выполнять социальные обязательства было нужно. То есть, сценарий существования Украины без макрофинансовой помощи Запада мы реально можем увидеть по событиям, которые происходили с февраля 2022 года по приблизительно июнь 2022 года, когда у нас валютные резервы сократились до 20 млрд долларов, когда у нас курс просел в два раза, потому что государство было вынуждено напечатать 400 млрд гривен для того, чтобы рассчитаться по социальным платежам", – отметил эксперт.

Он отмечает, если говорить об украинской экономике, то, в действительности, военно-промышленный комплекс есть верхушкой огромной пирамиды, которая называется национальная промышленность. 

"Если у вас этой пирамиды нет, если у вас ВПК сидит на AliExpress и на Temu, покупая комплектующие для дронов, вы должны чётко понимать, что любые осложнения, связанные с продажей на этих маркетплейсах каких бы то ни было комплектующих, приведет к тому, что этот вид деятельности исчезнет. То есть, на сегодняшний день у нас в стране нету законченного цикла практически ничего. Мы не делаем танки или самолёты. Когда я слышу, что мы за счёт военно-промышленного комплекса поднимемся, я всегда говорю, что в нормальной стране развитие военно-промышленного комплекса является пирамидой развития национальной промышленности, где есть машиностроительные институты, разработчики, машиностроительные заводы, где создаётся элементная база, с которой можно что-то лепить. А, если у вас вся элементная база импортная, значит вы в лучшем случае колёса прикручиваете для машин. Вы не являетесь производителем этой машины. Вы только собираете ее", – отметил Олег Пендзин.

По его словам, поэтому смешно слышать, что некоторые люди выставляю, как большое достижение то, что Украина заключила договор о совместном производстве с Rheinmetall. Олег Пендзин говорит, что всегда хочется уточнить, что на самом деле Украина с Rheinmetall подписала договор о создании совместного предприятия по сервисному обслуживанию той техники, которая сегодня воюет в Украине. 

"То есть Rheinmetall создаёт в Украине свою сервисную базу на обслуживание тех же танков Leopard, потому что ломаются двигатели, трансмиссии, куча составляющих. И нет смысла, к примеру, вытаскивать этот танк в Польшу и там его ремонтировать. Но это же не создание чего-то нового. Это всё равно, что говорить, что мы открыли техническую станцию обслуживания Volkswagen и начали производить автомобили Volkswagen, но ничего подобного не происходит. Мы их просто обслуживаем", – отметил эксперт.

Собеседник портал "Комментарии" также обратил внимание, что до начала активной фазы боевых действий доля аграрного сектора в украинском экспорте составляла 38%, а сейчас 62%. А остальное – это руда чёрных металлов, которая идет в Китай. 

"Немножко мы нарастили производство металлопродукции. Из интересного – в прошлом году мы продали даже в Россию, по официальной статистике таможни, металлопродукции на 28 млрд долларов. Это, как минимум вызывает удивление", – подытожил Олег Пендзин.

Бизнес продолжает покидать Украину

Экономист, председатель движения #SaveФЛП и Союза защиты предпринимательства Сергей Доротич в своем комментарии отметил, что на самом деле реальное положение вещей не осознает большинство украинцев.

"Каждый день получаю десятки звонков от предпринимателей, которых беспокоит состояние дел в Украине. Вот недавно говорил с бывшим предпринимателем, который уже обустраивается на Кипре. Чтобы было ясно, благодаря определенному инерционному движению мы еще держимся на плаву. Эта инерция позволяла существовать последние полтора года. Следует откровенно сказать, что первые действия власти во время полномасштабного вторжения вселяли надежду у меня и других предпринимателей. Были приняты правильные решения, которые могли исправить даже предыдущие ошибки Зеленского и его команды, когда были отменены налоги, проведена максимальная либерализация для того, чтобы сохранить рабочие места, но все это очень быстро изменилось и далее начались бессмысленные решения, которые привели нас к катастрофе. В полной мере эта катастрофа проявится, по моему прогнозу, к концу весны и в начале лета, если не будут завершены боевые действия. Нас накроет так называемая скрытая инфляция, курс будет 50-60 грн за доллар и это будет еще хорошо, если на этом уровне рост остановится. На фоне конфликта с нашим стратегическим партнером это будет просто счастьем", – отметил эксперт.

Что касается предпринимательской активности и перспектив, то Сергей Доротич говорит, что их просто нет.

"Каждый предприниматель, с которым я общался за последние полгода, задает мне только такие вопросы: как уехать? Как вывести деньги? Как перевезти оборудование и куда перевезти? Если в первые полтора года начала полномасштабного вторжения бизнесом рассматривались возможности релокации своих мощностей в западные области Украины, то сейчас это даже не рассматривается. Происходит эмиграция бизнеса и капиталов. И это очень неприятная перспектива как для меня, как для украинца, как для патриота. Я понимаю, что эмигрированный бизнес в 90% не возвращается в город, из которого эмигрировал. Это происходит по ряду причин, в частности, потому что, он начинает работать в других реалиях и он не будет переживать еще один стресс за пределами нахождения юрисдикции Украины. Аспекты, влияющие на бизнес, достаточно расширены. Это и боевые действия, прилеты, отключение электроэнергии и, конечно, драконовская бусификация, которая просто не позволяет планировать производственный процесс. Ведь невозможно планировать рабочий процесс, когда ты не знаешь, дойдет ли до тебя сотрудник или нет, когда ты не можешь его забронировать. Более того, когда даже забронированный сотрудник не защищен броней. Таких случаев немало. Таковы реалии в Украине. При этом бизнес мог бы адаптироваться к прилетам, отключению электроэнергии, даже к большим налогам, но он хочет понятные правила работы, а их нет. О неработающей судебной системе – это вообще отдельная тема. То же касается государственных закупок, куда закрыт путь для нормального прозрачного бизнеса. На фоне падения покупательной способности, на фоне перечисленных выше причин поднимать налоги, развязывать руки репрессивным органам – это вообще за пределом разумного", – отметил Сергей Доротич.

Экономист отмечает, что ситуация выглядит так, что Украина полностью зависит от внешних дотаций и это на фоне сворачивания предпринимательской инициативы.

"Даже, несмотря на то, что закрыты границы, бизнес все равно найдет возможность, как уехать из страны. Низовая коррупция позволит, как вывести капитал, так и уехать самим. Ярким показателем есть то, что в той же Польше 50 тысяч украинских предпринимателей адаптировались и работают. Такая же ситуация и в Румынии, Болгарии. Инициативные, креативные, с бизнес-идеями не вернутся. В Украине останутся пенсионеры, немощные, искалеченные войной парни и женщины психически", – считает эксперт.




Теги по теме
курс валют Финансы
Источник материала
loader
loader