Если завтра выборы: политологи рассказали, как это может быть
Одним из результатов американо-российских переговоров стало заявление Трампа о необходимости провести в Украине выборы. При этом он отметил, что «это не российская вещь, это то, что идет от меня, а также от многих других стран». Разумеется, относительно «российской вещи» Трамп не был достаточно искренним, однако позиция Белого дома в определенной степени сформирована. В начале февраля в интервью Reuters спецпредставитель Трампа по вопросам Украины и России Кит Келлог также говорил, что приостановку президентских и парламентских выборов во время войны нужно заканчивать.
Тема выборов активно муссировалась и в самой Украине. По крайней мере, до того, как ее перехватил Трамп. Буквально на днях лидер оппозиции Петр Порошенко предрек, что выборы состоятся 26 октября и их планируют сами действующие власти. В то же время президент Зеленский говорит, что он готов говорить о выборах, но « украинцы этого не хотят ». Если давление наших партнеров усилится и решение примут, как оно может реализоваться – журналист Коротко про спросила у экспертов.
Обеспечить право военных
Проведение выборов во время военного положения невозможно, потому что так говорит действующее законодательство. Однако определенная подготовка к кампании действительно началась.
– В конце 2023 года лидеры парламентских фракций и групп подготовили соглашение, которое предусматривает полугодовой план подготовки к выборам, – напоминает гендиректор «Комитета избирателей Украины» Алексей Кошель, – Почему полугодовой? Потому что нужно принять ряд важных решений по участию в выборах украинцев, выехавших за границу, об обновлении Государственного реестра избирателей и многое другое. Центральная избирательная комиссия начала работу над реестром около пяти месяцев назад, какой-то прогресс в этом вопросе, надеемся, должен быть. Поэтому вполне вероятно, что организация избирательного процесса может занять меньший промежуток времени, чем полгода. Хотя на самом деле торопиться неуместно, потому что речь идет не только об организационных механизмах, но и о важном участии военных в выборах.
При боевых действиях, отмечает Алексей Кошель, реализовать право избирателя, находящегося на «нуле», просто нереально.
– Поэтому логическая формула такова: завершение действия военного положения, демобилизация и полноценное участие военных в избирательном процессе. Сейчас все зависит от переговорного формата и достижения компромиссов. И все упирается в ключевой момент – Государственный реестр избирателей. В каком состоянии он находится, удастся ли его восстановить, учитывая огромное количество внутренних и внешних мигрантов, большое количество мужчин, скрывающихся от мобилизации. Учитывая, что война нарушила обычное состояние общества, привести реестр в надлежащее состояние будет достаточно сложно, - резюмирует эксперт.
За границей могут голосовать несколько дней
Трамп достаточно четко дал понять, что имеет претензии к президентству Владимира Зеленского.
– Даже если представить, что Зеленский подал в отставку, временно исполняющим обязанности президента становится председатель Верховной Рады Украины. Но выборов все равно не будет. Основным условием их проведения является прекращение действия правового режима военного положения, - отмечает политтехнолог, эксперт по избирательным кампаниям Олег Постернак. – Кроме того, необходимо, чтобы Верховная Рада приняла специальный закон о проведении выборов после завершения войны.
Эксперт объясняет, что действующее законодательство регулирует и разграничивает по времени президентские, парламентские и местные выборы.
– А нам, возможно, придется проводить все выборы одновременно, потому что срок полномочий власти, избранной в 2019 и 2020 годах, истек, все держатся на своих местах только из-за войны. Поэтому требуется специальный порядок проведения послевоенных выборов (в Раде создана рабочая группа по разработке законопроекта, однако пока он существует только в планах и на уровне разговоров. – Ред.). Кроме того, нужно подготовить Государственный реестр избирателей, провести инвентаризацию избирательных урн, расформировать телемарафон «Единые новости» и запустить нормальное информационное пространство, обеспечивающее равноправие кандидатов и прозрачность кампании.
Эксперт также напоминает, что выборы – недешевая штука, и нужно искать деньги. Тем более, что определенные моменты должна была профинансировать USAID, а все ее проекты заморожены.
- Теоретически, если будет желание и будет работа, подготовка к голосованию может занять четыре месяца, но вероятнее всего, она действительно будет длиться не менее шести, - отмечает Олег Постернак.
В соцсетях раздаются предположения, что поспешные выборы могут признать нелегитимными из-за неопределенного статуса временно оккупированных территорий.
– Этот вопрос не будет доминировать. Мы уже дважды – в 2014 и 2019 годах - выбирали президента и парламент, к сожалению, без части наших территорий. Тем более, что в украинском законодательстве нет оговорок или каких-то планок относительно количества избирателей, которые должны прийти на участки. Потому выборы на свободной от оккупанта территории будут легитимными. Сложнее решить вопрос с мигрантами. Избирательные участки за границей должны открываться при посольствах и консульских учреждениях. Это столицы и крупные города государств ЕС, а многие мигранты живут на перифериях. Я думаю, что для мигрантов предусматривают несколько дней голосования или разрешат голосовать по почте. Менее возможно интернет-голосование, потому что это должен быть сложный, идеально защищенный механизм, который точно не будет создан за полгода, - считает Олег Постернак.
Политолог говорит, что власти совершили ошибку, пытаясь нивелировать тему выборов.
– Теперь этой темой злоупотребляют Путин и Трамп. Еще в прошлом году власти должны были выйти и сказать народу: выборы будут обязательно, этого требует наша Конституция, мы полностью привержены демократии. Тысячи раз это повторять. Но риторика была такова, что кто говорит о выборах – тот чуть ли не враг Украины. Поэтому сейчас сложилась ситуация, будто инициатива идет не от нас. Как будто украинские власти не хотят выборов, их навязывают Путин и Трамп.
Сначала безопасность
Говоря о возможности выборов во время войны, Кит Келлог привел пример в США, когда в 1944 году был переизбран президент Рузвельт. Однако и он признал, что миссия невыполнима, поскольку запрет избирательной кампании во время действия военного положения внесен в Конституцию Украины.
Политтехнолог Тарас Загородний считает, что даже соглашение о перемирии не обеспечит стабильность.
– Путин хочет не выборов в Украине, а дестабилизации. Он не признает никаких результатов, которые его не удовлетворят, и будет говорить, как и говорил, о нелегитимности украинского президента. Он вообще не желает признавать Украину государством. Что касается логики американцев, то она такая: мы здесь какие-то соглашения выкручиваем, нам нужен президент, который будет их выполнять, потому что неизвестно, переизберется Зеленский или нет. Если не переизбирается, то снова будут что-то умничать. Поэтому наш президент правильно задает вопрос: сначала гарантии безопасности, потом проведем выборы.
В то же время, отмечает эксперт, санкции с России не снимаются, и Украине не запретили бить по ее территориям.
– Из того, что наговорил Трамп, у меня вывод один: он с разгона ударился о россиян, как о бетонную стену. Он понимает, что их требования невозможно реализовать. Возможно, Трамп вообще закроет этот вопрос, когда Европа найдет деньги на закупку американского оружия для Украины, – надеется политолог.

