Есть ли у Украины время на налоговые промедления и ежедневные бюджетные потери?
Есть ли у Украины время на налоговые промедления и ежедневные бюджетные потери?

Есть ли у Украины время на налоговые промедления и ежедневные бюджетные потери?

Есть ли у Украины время на налоговые промедления и ежедневные бюджетные потери?

Вследствие неподписания президентом Владимиром Зеленским принятого законопроекта №11090  о пересмотре ставок акциза на табачные изделия государственный бюджет уже потерял свыше миллиарда гривен, и каждый день «подвешенного состояния» документа увеличивает эту сумму на 25 млн грн.

Ежедневную статистику увеличения недопоступлений налогов приводит заместитель главы  парламентского Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослав Железняк.

 Для понимания: упомянутого миллиарда хватило бы, чтобы профинансировать производство по меньшей мере 25 украинских дронов-ракет «Паляниця» (по 40 млн грн за штуку) или же других типов вооружений, жизненно необходимых в современных условиях.

Основным в законопроекте является приближение ставок акцизного налога на табачные изделия до 2028 года к минимальному уровню, действующему в Европейском Союзе. Это 90 евро для 1000 штук сигарет. Для выполнения евроинтеграционных обязательств Украины относительно налогообложения табачных изделий предусмотрено установить ставки акцизного налога на табачные изделия в евро, что нивелирует влияние возможной девальвации гривни. К тому же законопроект содержит норму по недопущению роста теневого рынка табачных изделий, вводя умеренный уровень дифференциации ставок акциза для сигарет и табачных изделий для электрического нагревания (ТВЭН) с 2025 года.

Правительство подало проект закона на рассмотрение в парламент еще в марте 2024 года. После основательных обсуждений и дискуссий парламент наконец принял его в целом в декабре прошлого года. Изменения налогового законодательства полностью поддержал МВФ, но с 9 декабря 2024 года законопроект остается не подписанным президентом Украины. В то же время государственный бюджет на 2025 год планировали с учетом увеличенных ставок акциза на табачные изделия. Как следствие, уже свыше 12% эффекта от повышения табачного акциза в 2025 году прошло мимо бюджета воюющей страны.

Было запланировано, что с 1 января 2025 года ставка акциза на сигареты будет составлять 78,0 евро за 1000 штук, по сравнению с 2024 годом она должна была увеличиться на более чем 35%. Вследствие неподписания законопроекта №11090 акциз повысился только на 20%. Помимо бюджетных потерь это привело к большей доступности сигарет на рынке, что противоречит целям государственной политики по защите общественного здоровья.

Повышение налогов всегда было непопулярной мерой для власти. Такой шаг нуждается в серьезной аргументации обществу и, вероятно, обернется снижением «народной любви» к кормчим. Но есть определенные исключения, максимально, насколько это возможно, уменьшающие непопулярность увеличения налогов, — это войны. В это время общество консолидируется ради сохранения государственности и поддержки собственных вооруженных сил.

На начальном этапе полномасштабного вторжения Украина использовала меры стимулирования налоговой политики. Опорой в реализации этой политики служила эмиссия, которая составляла 400 млрд грн по итогам 2022 года и использовалась для финансирования бюджетных потребностей. Вместе с тем интенсивность и затяжная продолжительность военных действий требуют увеличения ассигнований на программы национальной обороны и безопасности.

 Именно поэтому в 2023 году произошел разворот налоговой политики. Постепенно отменялись внедренные ранее фискальные преференции. На первый план вышла проблема генерирования дополнительных поступлений в государственную казну. Поскольку  безвозвратная помощь доноров и внешние государственные заимствования не используются на войну, а растущие потребности армии нуждаются в дополнительных финансовых ресурсах.

Сначала налог на доходы физических лиц (НДФЛ), который платится с доходов в виде денежного содержания военнослужащих (так называемый военный НДФЛ) был перенаправлен с местных бюджетов в государственный (с 1 октября 2023 года). Соответствующий законопроект был принят 8 ноября 2023 года, подписан президентом Украины 17 ноября 2023 года, и изменения в Бюджетный кодекс внесены задним числом. Этот шаг стал вынужденным и необходимым для финансирования потребностей обороны и безопасности, но подтвердил определенную сложность прохождения непопулярных решений.

 Следующим шагом, обеспечившим дополнительный фискальный эффект, стало повышение ставки налога на прибыль для банков с 18 до 25%  с 1 января 2024 года. Причем вводилась норма, установившая ставку налога на прибыль банков для 2023 года на уровне 50%. Фактически это повышение налога также произошло задним числом, так как за три квартала 2023 года банки платили налог по ставке 18%. Существенный дефицит государственного бюджета Украины обусловил необходимость повторного применения этой нормы и для прибыли банков в 2024 году. Подчеркну, что повторно принимать эту норму было труднее, в частности критические замечания касательно упомянутого вопроса высказывали  Национальный банк и Министерство финансов, ссылаясь на позицию МВФ.

 В конце 2023 года одобрен рамочный документ по усовершенствованию налоговой и таможенной политики — Национальная стратегия доходов до 2030 года (НСД). Этим документом предусмотрены меры, направленные на обеспечение устойчивых фискальных поступлений в государственный и местные бюджеты, усовершенствование администрирования налогов и противодействие схемам уклонения от налогообложения. В частности, там очерчены ориентиры по дальнейшему повышению налогов. Отдельное внимание уделено вопросу роста ставок акцизного налога в контексте приближения ставок акциза на горючее и табачные изделия до минимального уровня ставок, действующих в странах-членах Европейского Союза.

 В контексте реализации евроинтеграционных обязательств и выполнения положений НСД парламент принял законопроект, которым предусмотрено поэтапное повышение акциза на горючее до минимального уровня, установленного в ЕС. С 2028 года ставка акциза на бензины моторные будет составлять 359 евро/1000 л, на дизельное топливо — 330 евро/1000 л, а на сжиженный газ — 250 евро/1000 л. Планировалось, что увеличение ставок акцизного налога на горючее начнется с 1 июля прошлого года. Но дискуссии вокруг положений соответствующего законопроекта и промедление с принятием привели к отсрочке увеличения акциза до 1 сентября 2024 года. Указанное привело к недопоступлениям крайне необходимых государству ресурсов для производства оружия и снарядов.

Также нужно вспомнить историю промедлений с законопроектом №11416-д, который получил в обществе название «историческое повышение налогов». Начальная риторика о необходимости обеспечить дополнительные налоговые поступления обернулась «отлеживанием» нормативно-правового акта около 50 дней. Руководитель парламентского комитета по вопросам бюджета Роксолана Пидласа даже указала, что повышать налоги в Украине надо «уже вчера», так как соответствующие изменения должны были заработать с 1 сентября.

Эксперты ожидали, что повышение налогов заработает с октября 2024 года. Вместо этого для наемных работников повышение военного сбора до 5% заработало с декабря, а взимание военного сбора для ФЛП стартовало с первого квартала 2025 года. Поэтому государственный бюджет в очередной раз недополучил крайне необходимые для финансирования программ обороны и безопасности миллиарды гривен.

Помимо недопоступлений налогов в бюджет налоговые промедления со стороны государства вызывают логичные и справедливые вопросы у гражданского общества.

 Во-первых, если повышение налогов настолько ургентно, откуда же тогда такой временной лаг с прохождением, принятием и подписанием законопроектов?

 Во-вторых, возможно, ситуация не такая критическая, как нам говорят? Значительная часть общества расценивает налоговую неторопливость в контексте отсутствия насущной необходимости финансирования мероприятий обороны и безопасности. Дескать, видимо, деньги есть, нужно их рационально и эффективно использовать. Перманентные скандалы с закупками для армии и коррупционные скандалы только усиливают аргументацию вышеупомянутого. Это явно не содействует росту общественного доверия к экономической политике государства.

Мировой опыт показывает, что повышение налогов является обычным явлением в период военных действий. Приведу несколько примеров.

Во время Первой мировой войны 28-й президент США Вудро Вильсон подчеркивал, что финансовое бремя войны должно обеспечить налогообложение нынешнего поколения, а не займы, которые лягут на плечи будущих поколений. Руководитель государственного казначейства США того времени настаивал на том, что доля налоговых поступлений в финансировании государственных затрат военного периода должна быть не менее 50%. Увеличение налогов затронуло акцизы, пошлины, доходы населения и прибыли компаний.

Налоговая политика США на протяжении Второй мировой войны является наглядным примером фискальной жертвенности военного времени. До невиданного уровня выросли ставки налога на доходы — максимальная ставка прогрессии налогообложения доходов увеличилась до 94%. Согласно The Revenue Act of 1942,  внедрен налог на «сверхприбыль» в условиях войны, предельная ставка налога составляла 90%. Также были повышены ставки акцизного налога и пошлины. Кроме того, велась активная пропагандистская кампания по покупке военных облигаций. Власть пыталась обеспечить справедливую стоимость ведения войны для каждого гражданина. Основной месседж того времени: население, которое не находится непосредственно на войне, должно сделать финансовый вклад в обеспечение победы.

Похожие по смыслу и структуре мероприятия по увеличению налоговой нагрузки для мобилизации бюджетных поступлений реализовывали в Британской империи в течение Второй мировой войны. Аналогичные действия зафиксированы и в других странах, привлеченных к интенсивным военным конфликтам или войнам на протяжении ХХ века и в первых декадах ХХІ века.

Мы сейчас в такой ситуации, что не можем позволить себе продолжение политики налоговых промедлений и нерешительности, поэтому нужно исправлять ситуацию. Скорейшее подписание законопроекта №11090 даст возможность бюджету получить запланированные ресурсы для обеспечения обороноспособности страны. Ведь, как метко подчеркнул Нобелевский лауреат по экономике Томас Сарджент, налоги являются сухожилием войны.

Источник материала
loader
loader