Россия использует сеть старых танкеров для поддержки экспорта нефти, покупая их у частных продавцов по всему миру. В то же время западные судовладельцы заработали не менее 6,3 миллиарда долларов, продавая сотни устаревших судов подставным компаниям, которые в конечном итоге передают их в так называемый "теневой флот".
Об этом говорится в расследовании журналистского проекта Follow the Money, проведенном с участием Shadow Fleet Secrets, OCCRP и редакций в девяти странах.
По данным расследователей, общее количество судов в теневом флоте превышает 600 кораблей. Около 230 из них, то есть около 40%, приобретены в Европе и США.
Институт KSE – аналитический центр при Киевской школе экономики – определяет судно как часть "теневого флота", если оно перевозит российскую нефть, имеет непрозрачную структуру собственности и лишено надежного западного страхования от разлива нефти.
Лазовки в санкциях
Прямая продажа нефтяных танкеров российским компаниям запрещена санкциями ЕС, введенными в 2023 году. В то же время, соглашения с компаниями из стран, не участвующих в санкциях, не нарушают никаких норм. Это позволяет России и дальше закупать суда для транспортировки нефти, финансируя свою военную агрессию против Украины.
Старший экономист Института KSE Бенджамин Хильгеншток отмечает, что санкции неэффективны, если танкеры наконец оказываются в "теневом флоте".
"Компании могут перепродавать танкер трижды за три недели, и они знают, как избегать проблем", – рассказал он.
В то же время, спецпредставитель ЕС по вопросам имплементации санкций Дэвид О'Салливан отмечает, что продавцы из стран ЕС обязаны гарантировать, что их суда не способствуют обходу санкций. Хотя европейские органы не могут блокировать такие соглашения, они требуют уведомления о продаже судов за пределы ЕС, чтобы компании действовали более ответственно.
Основные продавцы
Несмотря на ограничения, значительная часть танкеров в теневом флоте приобретена у судовладельцев из Греции, Германии и Бельгии:
- 54 греческих компании продали более половины идентифицированных в расследовании танкеров, заработав не менее 3,7 миллиарда долларов. Среди них – Marla Tankers, которая в 2024 году продала два 15-летних судна за 84 миллиона долларов.
- Немецкая компания Chemikalien Seetransporte GmbH продала по меньшей мере пять танкеров, попавших в "теневой флот".
- Бельгийская Euronav в 2022-2023 годах продала пять судов, заработав 135 миллионов долларов.
Одним из примеров является деятельность компании Toro Corp, которая базируется на Кипре. В 2023-м в начале 2024 года она перепродала шесть старых танкеров за 195,4 миллиона долларов, получив прибыль в 111,7 миллиона. Пять из них впоследствии были замечены за перевозкой российской нефти, после чего они попали под санкции Великобритании.
Схемы перепродажи и шпионаж
Суда обычно продаются компаниям, зарегистрированным в юрисдикциях, не поддерживающим санкции, в частности, в Индии, Вьетнаме, Гонконге или на Сейшельских островах. Во многих случаях они сменяют владельца несколько раз перед тем, как попасть в "теневой флот".
Например, в конце 2023 года два танкера компании Marla – Fos Picasso и Fos Da Vinci – продали вьетнамской Phuong Dong Petrol Transportation. После этого суда сменили названия, а их флаг сменили с мальтийского на панамский.
Роль "теневого флота" не ограничивается только транспортировкой нефти. Он также обвиняется в шпионаже в пользу России, что создает дополнительные риски для стран Запада.
Риски для экологии и безопасности
Кроме подрыва международных санкций использование устаревших танкеров создает угрозу морских катастроф:
- Многие из этих судов достигли возраста, когда их обычно утилизируют, поскольку расходы на содержание превышают доход от продаж на металлолом.
- У них нет надежного страхования от разлива нефти, что повышает риск экологических катастроф.
Несмотря на ограничения G7, установившие с конца 2022 года потолок цен на российскую нефть, Россия заработала более 800 миллиардов евро на экспорте ископаемого топлива с момента начала полномасштабного вторжения в Украину.
Корабли "теневого флота" не только наполняют бюджет России для войны с Украиной, но и создают ряд угроз Западу.
Но меры, предпринимаемые ЕС против "теневого флота", не слишком эффективны.
Возможно, после того, как в Балтийском море произошли инциденты с подводными кабелями, Европа наконец-то предпримет жесткие меры по отношению к России?
О том, как ЕС может эффективно бороться с "теневым флотом" Путина, в статье "Россия устроила новую войну и получила неожиданный ответ" писал Владимир Кравченко.