Прогнозы экспертов на зиму 2024/2025 были очень неутешительными: украинцы могли бы неделями сидеть без света и тепла. Две трети зимы уже позади, и, к счастью, ожидания были значительно жестче реальности.
Но если проходить отопительный сезон украинцам помогает теплая зима, то на другие проблемы – повышение тарифов, незаконные счета, рост коммунальных долгов – температура за окном не влияет. Что происходит сегодня в коммунальной сфере и можно ли что-то сделать для улучшения ситуации, не дожидаясь окончания войны? На эти и другие вопросы Коротко про ответил председатель Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко.
О незаконных начислениях
- Олег, как вы оцениваете ситуацию в коммунальной сфере по состоянию на данный момент?
– Понятно, что ситуация в коммунальной сфере не лучше, чем была до начала полномасштабного вторжения. Если учесть все возникшие у нас проблемы за последние три года, ситуация ухудшилась, и, к сожалению, проблемы никоим образом не решаются. Речь идет и о состоянии жилищно-коммунального хозяйства, и о платежеспособности населения, и о росте тарифов.
Проблемы только усугубляются. В стране разрушены около 20 тысяч многоквартирных домов, миллионы украинцев остались без жилья, и на фоне этого мы имеем проблему с незаконными начислениями и незаконными платежками.
- Вы неоднократно делали заявления по поводу неправомерных коммунальных платежек потребителей, чьи дома находятся в оккупации и в зоне обстрелов. Почему это становится возможным?
– Практика неправомерных платежек существует в Украине не первый год. Но полномасштабное вторжение и наличие оккупированных территорий усугубили проблемы и привели к тому, что факты незаконных начислений и получения незаконных платежей становятся все более масштабными. У нас уже есть масштабные незаконные платежки на уровне целых городов. Например, в Харькове, Львове в счет за тепло коммунальщики добавили незаконно пункт обслуживания тепловых сетей многоквартирного дома. Незаконные платежи за газ и электроэнергию получают украинцы, имущество которых находится в оккупации. Мариуполь уже почти три года оккупирован, а платежки поступают. Жители города Купянск, когда находились более полугода в оккупации в 2022/2023, получали по две платежки – украинскую и российскую.
К сожалению, власти отстранились от проблем с незаконными платежками и начислениями. Государственная структура – я имею в виду Госпотребслужбу – на бумаге есть, но в реальности не работает. У нее нет ни бюджета, ни людей, ни желания что-то делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Максимум, что мы видим – это единичные случаи проверки формирования коммунальных платежей.
– Что делать в таких случаях потребителям?
– У нас 95-97% населения не осведомлены в «коммунальных» законах, и я считаю, что это нормально – они и не должны в этом разбираться. Коммунальные предприятия и все другие, кто предоставляет коммунальные и энергетические услуги, должны сами соблюдать законы, а не требовать от украинцев знания законодательной базы.
Хотя не будем забывать, что в Украине даже законодательная база прописана полностью под монополистов, которые пролоббировали все нужные им нормы во время злосчастной жилищно-коммунальной реформы 2017-2019 годов.
Возвращаясь к вашему вопросу, отвечаю: к сожалению, в случае незаконных платежей придется решать вопрос самостоятельно и искать адвоката.
О возможностях во время войны и «удачной» зиме
– Сейчас главную проблему любых проблем долго искать не нужно – полномасштабная война. А что, на ваш взгляд, можно было сделать даже во время войны?
– В первую очередь, нужно было решить вопрос начисления долгов и вопрос борьбы с монополиями. Война никак не мешает АМКУ влиять на облгазы, Нафтогаз, теплокоммунэнерго. Но ничего сделано не было, а работа с потребителями была полностью провалена. Мы увидели, как монополисты относятся к государственным органам во время проверок Госэнергонадзора, когда специалистов не пускали или даже выгоняли с территории.
Также можно было разобраться с вопросами незаконных начислений, во многом связанных с тем, что вопрос представления данных счетчиков не был решен до конца. Процедуру вроде бы изменили: можно не подавать данные, а позже сверять цифры, но в законодательство так и не были внесены изменения. Воспользовавшись этой дыркой в законодательстве, монополисты начали выставлять огромные счета потребителям, которые по каким-либо причинам не могут передать данные счетчиков. Это жители оккупированных территорий, потребители в зоне боевых действий, выехавшие за границу семьи и т.д.
– Прогнозы на эту зиму были очень неутешительны, эксперты говорили, что украинцы неделями будут сидеть без света. Но прошла уже половина зимы, и оказалось, что прогнозы были значительно жестче реальности. В чем главные причины?
– Главных проблем отопительного сезона в Украине несколько: это наличие природных ресурсов, наличие средств на приобретение природных ресурсов, обстрелы генерации и погодные условия. Итак, причин относительно «удачной» зимы 2024/2025 две: не такие частые обстрелы генерации и теплая зима. Теплый январь и, как нам обещают синоптики, теплый февраль снимают большую часть проблем и намного облегчают прохождение отопительного сезона.
О повышении тарифов
– Сейчас действует мораторий на повышение тарифов. И он вроде бы не нарушается, но СМИ постоянно пишут о росте сумм в платежках. Что происходит?
– Действительно, в Украине действует мораторий на повышение коммунальных тарифов с августа 2022 года. Но в законе хитро прописано, что мораторий имеет отношение только к трем составляющим коммунальной платежки: горячая вода, отопление и распределение газа. Все остальные тарифы могут расти даже во время военных действий. Мы видим, что тарифы на электроэнергию постоянно поднимаются – с 2022 года они выросли в три раза. Возрастает стоимость обслуживания многоквартирных домов. Вполне могут увеличиться тарифы на газ, тарифы водоканалов. И то, что они пока не растут – это чисто политическое решение.
В общей сложности платежка только за прошлый год в среднем выросла на 20%. Но, к сожалению, денег, чтобы платить эти счета, в кошельках украинцев становится все меньше и меньше.
- Можно ли было предотвратить это повышение?
- На мой взгляд, здесь ответ однозначен: да. Хищение средств в коммунальной сфере, в чем можно убедиться на сайте Prozorro, происходит безумными темпами. Речь даже не о миллионах – о миллиардах гривен.
Закупка ненужной техники для коммунальных предприятий, находящихся в оккупации; закупка в разы дороже, чем цены на рынке; закупка дорогостоящих гаджетов и автомобилей для коммунальных предприятий; незаконно принятые на работу «мертвые души», десятки «советников» и «заместителей» в одном ЖЭКе – все это реалии украинской коммунальной сферы. А хищение средств и коррупция напрямую влияют на повышение коммунальной платежки, ведь эти деньги нужно где-то брать.
По-моему, поднимать тарифы во время войны и попрошайничество значительной доли населения – бестолковая политика наших коммунальщиков. Чтобы предотвратить это, нужна воля органов местного самоуправления на проверку деятельности своих коммунальных предприятий, проведение независимого аудита.
О долгах и преодолении кризиса
- Не можем не затронуть проблему с долгами за коммунальные услуги, которые формировались годами. Вряд ли можно сказать, что их главная причина – неплатежеспособность, известно немало случаев, когда долги накапливаются у далеко небедных людей…
– Проблема с долгами имеет долгую историю. Формирование огромных долгов за коммунальные услуги началось с периода реформ 2017-2019 годов, о которых я уже говорил выше. Тогда были приняты Закон о жилищно-коммунальных услугах, Закон о коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения, Приказ №315 об утверждении Методики распределения между потребителями объемов потребленных в здании коммунальных услуг. Кстати, эти законы были приняты за средства USAID, я слышал о сумме около 3 млн долларов.
Именно после принятия этих законов задолженность за жилищно-коммунальные услуги начала расти как снежный ком. Если к 2017 году задолженность составляла 9-10 млрд грн, то только за 2018 год долги увеличились на 40 млрд грн и перевалили за 50 миллиардов. А на 1 января 2022 года долги уже составили 81,3 млрд грн.
При полномасштабном вторжении ситуация с долгами вполне ожидаемо ухудшилась еще больше. Данные по долгам не публикуются, но, по моим расчетам, сейчас задолженность составляет более 200 млрд грн. И я не сказал бы, что все это долги тех богатых людей, которые из-за принципа не платят за газ или тепло. Да, такие случаи есть, мы помним историю с депутатом, который не платил за газ в своем особняке и накопил долг около 400 тыс. грн. Но все же в первую очередь за коммуналку не платят рядовые граждане, у которых нет средств. Как человек с пенсией 4 тыс. грн, даже имея субсидию, может оплатить коммуналку? А есть на что, а лекарства на что покупать?
Плюс на рост долгов влияют огромные незаконные начисления в десятки миллиардов гривен, которые я зафиксировал за последние годы. К примеру, люди в Херсоне не живут в своем жилище месяцами. Соответственно, они не потребляют услуги и не могут предоставить данные счетчиков, но получают платежки по среднему потреблению. Это составляющая нашей государственной антиполитики, которая также влияет на формирование долгов украинцев перед монополистами.
- Можем ли мы сделать выводы, что сфера ЖКХ сейчас находится в глубоком кризисе? Какие пути преодоления этого кризиса вы видите, сколько времени на это нужно и что можно сделать уже сейчас, не дожидаясь окончания войны?
– Жилищно-коммунальное хозяйство находится не просто в кризисе, а уже в коме. Проблемы вышли на такой уровень, что отмотать все, что натворили, и начать реформу сначала просто невозможно. Нужны более жесткие меры по изменению ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве, энергетике и т.д. Не имея сознательной тарифной политики, Украина не сможет решить эти вопросы. Имея огромных монополистов типа Энергоатома и НАК "Нафтогаз", невозможно создать ни рынок электроэнергии, ни рынок газа. И все это напрямую влияет на тарифную политику.
Сейчас нам нужно вернуться назад, сделать аудит всей законодательной базы, которая есть сегодня, пересмотреть нормы, разработать сознательную государственную тарифную политику, чтобы были учтены интересы всех слоев населения. Не может коммунальное хозяйство нормально работать, когда на субсидиях сидит 3 млн украинцев, а сумма субсидий уже более 40 млрд грн. В таких условиях работа всех коммунальных предприятий крайне неэффективна, не хватает средств не только на капитальные, а даже на текущие ремонты.
– Почему же ничего не делается?
– Считаю, что всё все понимают, однако желания менять систему нет ни у органов власти, ни у монополистов. Их все устраивает. Они поднимают тарифы, разворовывают средства и плачут по огромным долгам. Интересы простых украинцев не учитываются, никого не интересует, что три четверти украинцев не могут заплатить за коммуналку, а 9% вообще существуют на грани биологического выживания. Какое повышение тарифов может быть в таких условиях?
Нужно не перекладывать все это на потребителя, а пойти по пути поляков. Польша, несмотря на все разговоры реформаторов, которые приезжали в Украину и рассказывали нам о необходимости «шоковой терапии», во время реформ с конца 90-х и до 2012 года получила 250 млрд долларов и евро от различных структур США и Европы. Эти средства пошли на инфраструктуру, модернизацию, на установку приборов учета, которых у нас до сих пор катастрофически не хватает.
Без дополнительного финансирования – от государства или зарубежных партнеров – мы просто не в состоянии изменить ситуацию в украинской коммуналке и энергетике к лучшему. Это все давно понятно, однако, к сожалению, на уровне государства диалога по изменению ситуации нет.