В то время как Евросоюз последовательно отказывается от российского трубопроводного газа, его зависимость от сжиженного газа из России только растет.
В прошлом году страны ЕС закупили рекордные объемы российского СПГ — 22 млрд куб. м. Это на 19% больше, чем в 2023-м. При этом экспорт российского трубопроводного газа в Европу в 2024 году составил 32,1 млрд куб. м. В настоящее время доля РФ на европейском рынке сжиженного газа превысила 20%, а крупнейшими потребителями российского СПГ являются Бельгия, Франция, Испания.
Более 90% поставок из России были осуществлены с заводов компании «Новатэк» — «Ямал СПГ» и «Криогаз Высоцк». Основными акционерами «Новатэк» являются близкий к Путину Геннадий Тимченко и миллиардер Леонид Михельсон. Второй поставщик СПГ в Европу — государственная корпорация «Газпром». Компания поставляет сжиженный газ через терминалы «Сахалин-2» и «Газпром СПГ Портовая».
Увеличение поставок российского сжиженного природного газа в Европу и рост зависимости ЕС от российского СПГ тревожат Киев.
Дело не только в том, что экспорт СПГ — один из источников наполнения бюджета России и финансирования войны против Украины. Как отметил в комментарии ZN.UA президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар, в силу ряда причин в сфере СПГ «Новатэк» пользуется налоговыми льготами и отчисляет в бюджет РФ не так много денег. Но экспортируя сжиженный газ в Европу, Кремль стремится захватить бОльшую часть европейского рынка. А это — новые союзники и новый рычаг давления на ЕС и Украину.
Как работает пророссийское лобби в ЕС, мы хорошо видим на примере Венгрии, Словакии, Австрии… В частности, благодаря позиции правительства Виктора Орбана, Евросоюз ограничивается полумерами в отношении энергетической отрасли России, не вводя санкции против атомного и газового сектора энергетики. Да и само сокращение поставок российского газа по трубе произошло не столько из-за жесткой позиции ЕС, сколько из-за решения Кремля и «Газпрома» подсушить газовый рынок Европы в 2022 году и показать Западу, кто в доме хозяин.
На этом фоне вполне естественна попытка зампредседателя правления «Новатэк» Дениса Соловьева встретиться с брюссельскими аналитическими центрами и обсудить готовящиеся санкции против российского СПГ. Так россияне пытаются повлиять на процесс принятия решений на Западе и добиться снятия ограничений с их деятельности. Как сообщает The Financial Times, месяцем ранее Соловьев ездил в Вашингтон, где также обсуждал вопрос санкций против российского сжиженного газа. Однако неудачно.
Тревожным сигналом для Киева стала и информация The Financial Times, что чиновники ЕС начали обсуждать возможность восстановления поставок российского газа в рамках мирного урегулирования в Украине. Сторонники этой идеи полагают, что это приведет к снижению цен на газ и подтолкнет Москву к переговорам. Позже представитель Еврокомиссии заявила, что в ЕК не связывают возобновление транзита российского газа с будущим мирным соглашением. Но среди тех, кто одобрил идею, были некоторые немецкие и венгерские чиновники, увидевшие в инициативе возможность снизить расходы европейских стран на газ.
Поэтому неудивительно, что предложения ограничить импорт российского СПГ, замещающего дефицит газа в Европе, не получают поддержку в некоторых странах ЕС, которые и блокируют принятие газового пакета санкций.
Напомним, что в июне 2023 года Евросоюз одобрил 14-й пакет санкций против РФ, которым закрыл порты ЕС для транспортировки российского СПГ в третьи страны. Что касается 16-го пакета санкций, то страны ЕС еще согласовывают конкретные детали того, что в него войдет. Но по информации Politico, Евросоюз не введет полный запрет на закупку российского сжиженного газа, как и не примет более жестких мер против российского «теневого флота».
Ожидается, что в 16-м пакете санкций Европа лишь остановит поставки российского сжиженного природного газа в терминалы, не подключенные к общей газораспределительной системе Евросоюза, что не повлияет на большую часть импорта СПГ. Такое ограничение не затронет основной объем поставок сырья из РФ в ЕС. Пакет санкций также будет предусматривать привлечение к ответственности танкеров-экспортеров нефти, являющихся частью «теневого флота» России: под санкции попадут 74 новых судна.
В комментарии ZN.UA директор Центра исследования энергетики Александр Харченко охарактеризовал будущие санкции ЕС в отношении российского СПГ как «ненаполненные реальным содержанием». С ним не вполне согласен Михаил Гончар. По его словам, в отличие от других стран ЕС, терминалы в Испании и Португалии не подключены к общей газораспределительной системе Евросоюза и решение ЕС означает, что российские метановозы не смогут разгружаться на Пиренейском полуострове.
Александр Харченко и Михаил Гончар полагают, что лучшим решением для Европы был бы полный запрет на вход танкеров с российским сжиженным газом на терминалы в странах ЕС. (Ранее Великобритания и страны Балтии уже ввели запрет импорта сжиженного газа из России.)
Еще одним действенным средством стало бы введение санкций против танкеров, перевозящих СПГ российского происхождения. Ведь в отличие от нефтетанкеров, метановозы — штучные и более дорогостоящие и их куда сложнее найти и задействовать в «теневом флоте».
Кроме того, ЕС мог бы ввести санкции как против самой компании «Новатэк», так и против ее руководства.
Пока Европа не готова к решительным шагам. Но в ближайшее время Евросоюз все же вынужден будет ужесточить санкции в отношении российского СПГ, поскольку он должен будет принять во внимание позицию новой американской администрации, стремящейся расширить европейский рынок сбыта американского сжиженного газа. В конце прошлого года Дональд Трамп предупредил ЕС, что тот должен взять на себя обязательство закупать большие объемы американской нефти и газа, иначе ему придется столкнуться с пошлинами.
Позиция импульсивного американского президента — шанс для Украины и ее союзников в Евросоюзе добиться полного запрета на поставки российского сжиженного газа в Европу. Подобное решение станет дополнительным стимулом для России начать переговоры с Украиной и заключить долговременное мирное соглашение на приемлемых для Киева условиях.
Четкая позиция Белого дома может подтолкнуть европейские столицы к более решительным действиям: пример Канады и Мексики демонстрирует стиль дипломатии Трампа. Тем более что ранее Вашингтон уже ввел санкции против российского СПГ. Они направлены как на ограничение возможностей России по экспорту СПГ, так и на сдерживание развития ее энергетических проектов. А страх перед вторичными санкциями останавливает южнокорейские верфи от сотрудничества с российскими нефтегазовыми компаниями.
Так, в начале нынешнего года под санкции США попали СПГ-заводы «Газпрома» и «Новатэк» на Балтике. До этого, осенью 2023 года, США наложили санкции на проект «Арктик СПГ-2» компании «Новатэк», что привело к задержке поставок заказанных в Южной Корее газовозов. Летом 2024 года США ввели санкции против семи компаний, участвующих в СПГ-проектах «Новатэк» — «Обский СПГ», «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-3». Эти компании занимаются строительством заводов по переработке и сжижению природного газа, а также строительством танкеров для его транспортировки.
Судя по тому, как после угроз Трампа ввести новые санкции против России Виктор Орбан пересмотрел свою позицию в отношении продления ограничительных мер ЕС против РФ, влияние новой администрации Белого дома на выработку позиции европейских держав уже ощущается. Позиция Вашингтона может повлиять и на решения Братиславы, где премьер Роберт Фицо, всеми силами борясь с Украиной и партнерами по ЕС, добивается продолжение поставок в Словакию российского трубопроводного газа.
При этом среди еврокомиссаров хватает сторонников полного запрета российского СПГ. Еще прошлой осенью глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что «мы по-прежнему получаем много СПГ из России, и почему бы не заменить его американским СПГ, который для нас дешевле и снижает наши цены на энергоносители». Да и во время недавнего телефонного разговора верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас и госсекретарь США Марко Рубио сошлись в том, что на Россию нужно продолжать оказывать максимальное давление ради прочного и справедливого мира в Украине.
Пока же Европа продолжает покупать российский сжиженный газ, а Кремль — усиливать свое влияние в Европейском Союзе. В таких условиях энергетическая независимость Евросоюза, Европы выглядит миражом.