После вступления Дональда Трампа на пост президента США в американской власти был создан новый орган – Департамент государственной эффективности.
Возглавил его миллиардер и соратник Трампа Илон Маск.
В оригинале структура называется Department of Government Efficiency, сокращенно DOGE.
У нее достаточно расплывчатые, но очень широкие полномочия, и она уже начала захватывать контроль в ряде федеральных агентств США под предлогом проверки их деятельности.
Конец бюрократии.
В программной статье о работе DOGE в The Wall Street Journal говорилось, что департамент сосредоточится на устранении избыточных нормативных актов, сокращении чиновников и расходов.
Он будет внедрять в федеральные агентства своих людей, которые должны предоставлять рекомендации о том, какие правила стоит упростить или отменить, каких сотрудников уволить и как сэкономить.
Маск заявлял, что благодаря DOGE экономия составит до 2 триллионов долларов, или около трети федерального бюджета.
Маск и Трамп обещали, что DOGE уничтожит бюрократию и потрясет систему.
Маск должен был руководить DOGE вместе с Вивеком Рамасвами, еще одним крупным предпринимателем из круга единомышленников Трампа.
Однако они разошлись во мнениях относительно главных задач новой структуры, и Рамасвами покинул DOGE.
До этого они с Маском вместе набирали команду департамента.
Борьба за власть.
28 января Wired сообщил, что департамент Маска получили контроль в Управлении кадровой службы США (OPM) — федеральном агентстве, которое отвечает за всех госслужащих.
Аппарат OPM возглавила Аманда Скейлс, раньше работавшая в отделе кадров xAI, компании Маска по развитию искусственного интеллекта.
В число советников директора вошли также два молодых программиста — Акаш Бобба, который окончил Калифорнийский университет и стажировался в Palantir (компания соратника Маска и донора республиканцев Питера Тиля), и Эдвард Користин, у другого за плечами только школа и трехмесячная стажировка в компании Маска Neuralink.
В тот же же день, 28 января, федеральные госслужащие получили электронное письмо от OPM, в котором говорилось, что они должны вернуться в офисы на все пять дней в неделю (сейчас это не обязательно) и работать эффективнее.
Тем, кто не готов, было предложено заявить об увольнении — с сохранением зарплаты и всех льгот вплоть до сентября.
Похожее письмо получили сотрудники Twitter после того, как в 2022 году компанию купил Маск.
Им в случае увольнения обещали трехмесячное выходное пособие, но многие его так и не получили.
Американская федерация государственных служащих (крупнейший профсоюз в отрасли) заявил, что оснований доверять обещаниям Маска нет и теперь.
После OPM команда Маска пришла в Управление общих служб (GSA), которое обеспечивает правительство офисами и средствами связи.
В руководство GSA попали сразу несколько бывших сотрудников компаний Маска; они занялись сокращением офисных площадей и внедрением ИИ в работу госслужащих.
Также они попытались получить доступы к внутренним системам GSA, в том числе к бухгалтерским данным.
Сотрудникам GSA, как и их коллегам в OPM, предложили уволиться.
Хаос.
DOGE получил доступ к платежной системе, обрабатывающей платежи всего федерального правительства, и Агентство США по международному развитию (USAID), где больше недели продолжается хаос из-за заморозки программ международной гуманитарной помощи.
Лидер демократов в Сенате США Чак Шумер заявил, что недоволен чрезмерными полномочиями Департамента, и отметил, что присоединится к лидеру демократов в Палате представителей Хакиму Джеффрису, чтобы внести законопроект, направленный на борьбу с действиями DOGE.
“Американский народ не потерпит, чтобы невыбранная тайная группа безнаказанно руководила исполнительной властью.
Быть инновационным — это хорошо, но, господин Маск, это не технологический стартап.
Это государственные учреждения, которые занимаются такими вещами, как социальное обеспечение, медицинское страхование и национальная оборона, и обеспечивают благосостояние американского народа”, — заявил Шумер.
Он также обеспокоен тем, как DOGE получил доступ к платежным системам Министерства финансов, пишет CNN.
“Что бы ни делал DOGE, это, безусловно, не то, как выглядит демократия, и никогда не выглядело в великой истории этой страны”, — добавил Шумер.