Медведи не спят, зайчата рождаются раньше: чем грозит для животных изменение климата
Медведи не спят, зайчата рождаются раньше: чем грозит для животных изменение климата

Медведи не спят, зайчата рождаются раньше: чем грозит для животных изменение климата

2024 год стал самым теплым в истории метеорологических наблюдений, а температура в начале 2025 года побила предыдущие рекорды. Изменение климата сильно повлияло и на привычный ритм жизни животных. 

“Из-за теплой зимы в горах Буковины медведи отказались от зимней спячки. Они бродят угодьями в поисках пищи и часто посещают подкормочные площадки для парнокопытных, где есть кукуруза. (А еще находят время, чтобы даже снеговика слепить. - Ред.).
На Полесье под угрозой оказались зайчата. Обычно они рождаются в марте, но из-за теплой погоды и январской оттепели этот процесс может сдвинуться на февраль. Если вдруг обрушатся сильные заморозки, молодняк может погибнуть, так как зайцы не делают надежных укрытий для своих детенышей.
Из-за изменения климата на юг мигрировали шакалы, которые сокращают популяцию длинноухих и фазанов.
На Слобожанщине дикие утки остались зимовать на местных водоемах и теперь нуждаются в подкормке», - написал генеральный директор ГП "Леса Украины" Юрий Блоховец в своем facebook.

О подобных изменениях в поведении животных сообщают и другие лесники. Впрочем, ведущий охотовед филиала «Подольский лесной офис» Руслан Рудый успокаивает, что тем же медведям даже зимой хватит природных кормов (или тех, что лесники насыпали парнокопытным). И что нападения можно не опасаться (мы, конечно, в этом сильно сомневаемся - Ред.).
«В лесу медведям хватает природных кормов, поэтому приближаться к населенным пунктам они не будут. Они бродят по своим привычным маршрутам и не представляют угрозы для людей. Более того, при малейшем подозрении на опасность сразу убегают», - говорит Рудый. 

Подробнее о том, как изменится жизнь животных с климатическими изменениями и что их может ждать в будущем, Коротко про рассказал эколог Иван Русев.

“Мы не можем предсказать, каким будет лето”

- Иван, 2024-й стал самым жарким в истории наблюдений. Страдают не только растения, но и животные: они словно запутались во временах года. Вот те же зайцы, как говорят лесники, стали размножаться на месяц раньше. А если грянут морозы и они замерзнут? Волки останутся без еды и пойдут в села уничтожать скот? А там и на людей будут нападать…

- Теплая зима хороша для зайцев: действительно, они могут начать размножаться раньше. Это хорошо и для мышеподобных грызунов. Их очень много, и это отличный корм для всех хищных зверей, в том числе шакалов и лисиц. 

Не стоит сильно переживать, что хищники, если нет еды, побегут к людям. В природе все сбалансировано. Если много хищников, значит для них достаточно еды. Та часть популяции, которая не сможет себе найти пропитание, - погибает. Это нормальные природные процессы.

Иван Русев считает, что природа сама может урегулировать численность животных. Фото: ФБ Ивана Гусева

- В посте Юрия Блоховца больше говорится о западной части Украины. А как с климатическими изменениями обстоят дела на юге? Наверное, невыносимо жарко летом?

- Мы находимся на берегу Черного моря между Дунаем и Днестром, и у нас в нацпарке "Тузловские лиманы" основной фактор - это вода. Если в наших 13 лиманах есть вода, то и жизнь в них бурлит. Даже если вода в море будет перегреваться на какие-то тысячные доли, это не страшно. 

Что касается степных зон, летом травы действительно выгорают, возникает опасная пожарная ситуация.

В целом опасность от смены климата есть. Сейчас теплый период, а значит, ранней весной могут активизироваться клещи. На юге Украины их около 20 видов, они могут быть носителями разных возбудителей, опасных для человека. Например, у нас формируются условия субтропиков, в которых живет египетский комар, - он тоже опасен и может переносить болезни.

Вообще относительно изменений климата есть две теории - потепления и похолодания. Мне ближе мысль, что сейчас идет разбалансировка климата - мы не можем предсказать, каким будет лето. Раньше могли сказать, чего ожидать в летнее время, а теперь - нет. Могут быть как сильные ливни, так и засуха.

В зависимости от того, как климат будет меняться, мы должны разрабатывать разные адаптационные программы, которые позволят нам комфортно жить.

- А как быть с волками, медведями, лисами (которые еще и бешенство разносят) и другими хищниками? Лесники и охотники говорят, что их расплодилось много.

- Хищников у нас очень мало, их уничтожали и будут уничтожать, если мы не изменим общество. В нашем нацпарке есть маленький волчок - шакал. Он пришел к нам в 90-х годах. Тогда местные охотники и браконьеры развели панику, мол, они будут уничтожать наших птиц, животных и нас из-за бешенства и других болезней.

Сегодня мы видим, что природа обновилась: до войны было сильное давление от охотников и браконьеров. Сейчас природа становится такой, какой ей позволяют быть природные условия. Она выравнивается, а некоторым людям кажется, что хищников стало много. 

Наша практика говорит, если есть хищники - большое поголовье лис, волков шакалов, то есть и здоровое поголовье и достаточное количество птиц, зайцев, барсуков. Во время войны их стало больше, потому что запрещена охота. Но в природе не бывает много хищников: в условиях природы все сбалансировано. Их может быть много там, где есть много мусора, остатков органики - туда идет хищник. 

- Но ведь есть случаи, когда те же лисы разносят бешенство…

- Что касается бешенства, то это действительно очень опасная инфекция. Но сегодня спекулируют на этой теме, говоря, что хищников стало много. Если в природе появится много хищников и мышеподобных грызунов, там обязательно появится какая-то болезнь, которая будет их поражать, не касаясь человека. 

Кроме того, если бы бешенство было среди животных, мы бы увидели признаки этого. Сколько я езжу по югу Украины, я не видел большого количества шакалов, лис или других хищников. Почему-то охотники говорят, что их много, нужно довести их численность до 0,5 голов на 1000 га. Откуда взялась эта цифра, я даже не могу сказать, но такого количества им надо добиваться, если бы было массовое заболевание среди животных, и мы бы это видели, в первую очередь, в национальном парке. Видели бы дохлых ежей или других животных, которые были бы заражены. Поэтому это, в первую очередь, спекуляция.

Чтобы узнать, есть ли бешенство в какой-то точке, нужно вызывать настоящих специалистов, проводить лабораторные исследования, а не утверждать что-то без доказательств. Это спекуляция.

- Насколько плохо то, что зайцы начали рождаться раньше времени? Правда ли, что они могут замерзнуть?

- Для зайцев не так страшен мороз. Если будет достаточно еды, они выживут. В такую погоду, как сейчас, еды очень много. Слабые будут умирать, останутся более генетически стойкие. Тут много зайцев, но охотников всегда больше. 

Есть в экологии такая закономерность: четко показана зависимость рысей от зайцев-беляков. Когда поднимается численность хищников, постепенно падает количество их жертв. После этого падает численность хищников - их атакуют паразиты. А потом численность зайцев снова растет. Но это работает в такой экосистеме, где не развита охота. А у нас - 75% охотничьих угодий. Мы скоро будет утрачивать такие виды, которые больше никогда не обновятся. При таких условиях со временем у нас может ничего не остаться.

Из-за потепления изменился даже гон у диких животных - уже никто не ждет весны. Фото: ФБ Юрій Болоховець

“Не все зависит от изменений климата. Многое - от людей”

- А что с кормами для животных? Будет ли их хватать?

- Действительно, такая проблема может быть при засухе. На юге Украины традиционно развито овцеводство. Сейчас из-за того, что распахали все уникальные природные участки, особенно полосы около рек, озер и лиманов, нет реальных пастбищ. Нужно оставлять достаточно природных участков, чтобы там был природный корм, растения многих видов. Одни виды могут пострадать от жары, другие выживут - и для скота это будет приемлемо. 

Сегодня политика такая: распахать новые поля, чтобы больше продать зерна. А важно оставлять как можно больше природных участков. Более того, Украина подписала соглашение с ЕС о том, что сможет до 2025 года на всей площади Украины создать 15% природоохранных территорий. Но сегодня мы имеем только 6,5%, где взять еще 7,5%?

Фермеры не будут отдавать земли: из-за войны много аграрных полей осталось на востоке, поэтому фермеры хотят распахивать новые. Возникает конфликт между возможностью природы и жадностью людей. Если мы не сохраним природные территории, то не будем иметь ни сена, ни пастбищ, ни экономического дохода в будущем. 

- То есть в данном вопросе больше вопросов к фермерам, чем к глобальному потеплению?

- К сожалению, Министерство окружающей среды и Минагрополитики не делают необходимого. Например, на юге исчезло почти 200 речек, там нет ни воды, ни прибрежно-защитных полос. Если мы ничего не делаем, то, конечно, климат будет меняться, и в итоге мы потеряем все. Но не все зависит от изменений климата, многое - от людей и их решений. Мы должны делать все правильно, чтобы климат не менялся так кардинально.

- А если не будет хватать корма для травоядных, можно ли их как-то подкармливать?

- Нужно адаптировать сельское хозяйство и животноводство к тем условиям, которые формируются. Нужны специальные программы, чтобы животные могли в максимальной степени приспособиться к новым реалиям. 

Например, на юге Украины были сотни тысяч овец - теперь почти нет, они вырождаются. На рынке вы не сможете найти нормальную брынзу. Регионы, предназначенные для того, чтобы овцы паслись, такую жару не выдерживают. Если недостаточно травы, то нужно ориентироваться на технологии, которые не зависят от этого фактора.

В лесной и лесостепной зоне будет всегда трава и достаток для животных, а тут (на юге Украины, в Одесской области. - Ред.) мы уже приближаемся к субтропикам. Зато здесь можно будет выращивать растения, которые привозят к нам из далеких стран. 

- А что касается диких травоядных?

- В дикой природе надо, чтобы она сама себя поддерживала и делала свой генетический выбор. 

В природе идет жестокая борьба между видами и особями, наиболее стойкие выживают. А те, кто имеют, как говорят генетики, дрейфующие гены или попросту слабее остальных, будут умирать. Поэтому я не сторонник того, чтобы животных подкармливать. Даже лебедей: это станет бременем для популяции в целом, оставляя генетический груз. 

Пройдет 30-50-100 лет, и мы можем лишиться многих видов дикой природы. Звери станут подобны собакам или котам, и это не гармоничная жизнь. Дикая природа должна жить по своим законам, а люди пусть кормят домашних животных. 

Возможно, парнокопытные и смогли бы как-то найти корм под снегом, но лесники не полагаются на милость природы, а подкармливают животных. Особенно в зонах боевых действий. Фото: ФБ ДП “Ліси України”

Вместо вывода

- Как вы считаете, что нас ждет в связи с климатическими изменениями в будущем?

- По статистике, мы имеем максимальные амплитуды жары и других показателей, так будет и дальше. Но я помню, как мои бабушки и дедушки говорили, что 1953-54 гг. ХХ века были такими холодными, что озера промерзали до дна. Моря замерзали на десятки километров - и люди пешком ходили в Румынию и Болгарию по морю. А потом были такие жаркие лета, что все высыхало от отсутствия дождей. Хотя таких показателей, как сегодня, мы не достигали.

Да, мы действительно загрязняем планету СО2, и нам необходимо уменьшать нагрузку на атмосферу. Ученые уже доказали: углекислый газ влияет на изменение климата.

В природе все идет циклами. Сейчас 11-летний цикл на максимуме, который дает мощные волны на море и жару. Есть циклы 22-летние, 44-летние и почти столетние. Поэтому все циклично, и я думаю, что более или менее мы выдержим. 

На Тузловских лиманах стало больше зимующих здесь диких гусей - уже не нужно лететь в жаркие страны. Фото: ФБ НПП «Тузловськие лиманы»

Теги по теме
Животные Экология
Источник материала
loader