Трамп-миротворец. Важные выводы для Украины
Трамп-миротворец. Важные выводы для Украины

Трамп-миротворец. Важные выводы для Украины

Трамп-миротворец. Важные выводы для Украины

Будут ли США использовать опыт заключения сделки между Израилем и ХАМАС для достижения мира в Украине?

После победы на президентских выборах Дональд Трамп, если судить по его публичным заявлениям, поставил перед собой две первоочередные задачи на внешнеполитической арене. Их необходимо решить быстро, чтобы спокойно сосредоточиться на достижении стратегического превосходства США в конкуренции с Китаем. Это — окончание «этой нелепой войны в Украине» и прекращение огня в Газе. Если первый вопрос решить за 24 часа оказалось несколько сложнее, чем самонадеянно утверждал избранный президент, то выполнение второй задачи 47-й президент Соединенных Штатов получил от своей команды и партнеров уже в качестве подарка к инаугурации. Позавчера вступило в силу заключенное на прошлой неделе в Дохе соглашение между Израилем и палестинской группировкой ХАМАС.

В воскресенье в Газе впервые за больше чем год боевых действий воцарилась тишина. Три заложницы-израильтянки, захваченные террористами ужасным утром 7 октября позапрошлого года, уже вышли из плена и обняли своих родных. Взамен из израильских тюрем были освобождены 90 палестинских заключенных, в основном женщины, а также несовершеннолетние и молодые мужчины в возрасте до 21 года. В ближайшие шесть недель ХАМАС обязался освободить еще 30 заложников и заложниц, а Израиль — выпустить на свободу 735 осужденных или ожидающих суда палестинцев, включая террористов, отбывающих пожизненное заключение. Предполагается, что ХАМАС будет освобождать следующие группы заложников каждую субботу. Подразделения ЦАХАЛ должны быть выведены с большей части территории Сектора, за исключением буферной зоны по периметру и так называемого филадельфийского коридора на границе с Египтом. Палестинцы, добровольно или принудительно перемещенные между различными районами (прежде всего с севера на юг) получили возможность вернуться домой — или, точнее, туда, где были их дома. Для их приема будут возведены городки из мобильных домов — караванов, как их тут называют. Увеличатся также объемы гуманитарной помощи Сектору Газы и номенклатура разрешенных к ввозу материалов.

"Это не наша война": Трамп не уверен, что перемирие в Газе будет продолжаться долго

Это станет лишь первым этапом соглашения из трех, полная реализация которых предполагает освобождение всех заложников. Если не считать трех девушек, вернувшихся вчера, речь идет еще о 94 людях. Правда, к сожалению, неизвестно точно, сколько из них живы. За возвращение тел погибших террористы также надеются освободить своих заключенных соратников. Подробно следующие этапы сделки еще не проработаны. Общая рамка заключается в том, что, если все пройдет гладко, боевые действия больше не возобновятся. Израильские войска полностью покинут Сектор Газы, который начнет восстанавливаться после разрушительной войны.

Международная общественность горячо приветствует прекращение огня и надеется, что оно станет окончательным. Симпатизирующие Израилю наблюдатели радуются долгожданному возвращению домой заложниц. Прогрессивная пропалестинская общественность тоже вздохнула с облегчением, поскольку операция ЦАХАЛ, которую многие в мире склонны расценивать как геноцид, прекратилась. Даже если информация о количестве жертв, которую международные организации, включая ООН, некритично повторяют за Министерством здравоохранения Газы, находящимся под контролем ХАМАС, сильно завышены, все равно очевидно, что счет погибших в результате боевых действий палестинцев идет на десятки тысяч. Всем хочется думать, что война, ужасающими кадрами которой открывались все выпуски новостей с октября 2023-го, закончилась. В самом Секторе Газы в воскресенье ХАМАС так вообще устроил нечто вроде празднования победы.

В Израиле же общество и политикум расколоты в оценке достигнутой сделки. Даже некоторые министры от правящей партии «Ликуд» Биньямина Нетаньяху голосовали против его утверждения. Парламентская фракция ультраправой партии «Оцма егудит» («Еврейская мощь») Итамара Бен-Гвира вообще вышла из правительства. Развал коалиции не произошел только потому, что к ней несколько месяцев назад присоединилась ранее оппозиционная партия «Тиква хадаша» («Новая надежда») Гидеона Саара. Вхождение последней в коалицию стало одной из необходимых предпосылок, сделавших утверждение соглашения вообще возможным. Еще один коалиционный партнер справа, лидер партии «Цийонут датит» («Религиозный сионизм») Бецалель Смотрич, хоть и остался в правительстве, но тоже голосовал против. Он угрожает развалить коалицию, если после первого этапа, через шесть недель, боевые действия не возобновятся. Некоторые заявления премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху можно интерпретировать таким образом, что он как минимум не уверен в устойчивости сделки, а как максимум — не собирается выполнять ее в полном объеме. По крайней мере, он постоянно подчеркивает временный характер перемирия. Кроме того, Биньямин Нетаньяху уже несколько раз за последнюю неделю обещал, что ЦАХАЛ продолжит контролировать «филадельфийский коридор», в противоречие с обязательством полностью вывести войска из Сектора Газы на втором этапе реализации сделки.

Риторические ухищрения главы правительства можно понять. Соглашение с ХАМАС крайне малопопулярно именно среди электората Ликуда и более радикальных партий правонационалистического фланга. Израильские «турбо-патриоты» называют соглашение «капитулянтским».

Еще недавно Биньямин Нетаньяху обещал обществу «полную победу». Под этим словосочетанием подразумевалось выполнение двух задач операции «Стальные мечи», как официально называлась война в Газе — освобождение заложников и уничтожение ХАМАС. Нетрудно заметить, что эффективно решить эти задачи одновременно было на самом деле невозможно. При боевых операциях ЦАХАЛ приходилось постоянно учитывать фактор заложников — особенно после ставших известными случаев гибели некоторых из них. Несмотря на несколько счастливых исключений, Израиль оказался не в состоянии освободить подавляющее большинство пленников силовым образом. Для того чтобы они вернулись к своим семьям, необходимо было вести переговоры с теми самыми террористами, уничтожение которых было целью операции. Долгие 15 месяцев израильское правительство упрямо отказывалась признать очевидное: необходимо выбирать между освобождением заложников и уничтожением ХАМАС.

Основная конфигурация соглашения с ХАМАС была предложена администрацией уже бывшего американского президента Джо Байдена еще весной прошлого года. Для демократов война в Газе стала одним из заметных факторов, подрывающих поддержку в американском обществе накануне выборов. Израильская сторона при этом с самого начала была готова на временное прекращение огня на период, достаточный для обмена заложников на палестинских заключенных, как это было организовано еще в ноябре 2023 года, но считала для себя неприемлемым окончание войны без разгрома ХАМАС. Биньямин Нетаньяху проявлял чудеса изворотливости, чтобы представить ситуацию так, будто договоренности каждый раз не получалось достигнуть из-за несговорчивости террористов, выводил Джо Байдена из себя, ставил под угрозу будущее американо-израильского партнерства, но на давление Белого дома не поддавался.

Что же изменилось сейчас?

Выше уже упоминались изменения на израильской политической сцене, придавшие правительству устойчивости и позволившие утвердить сделку несмотря на критику справа. Был также ряд второстепенных факторов, которые накапливались постепенно, но в итоге существенно изменили контекст. С одной стороны, это давление международного сообщества, начиная с очередной волны демонстративного признания палестинского государства и заканчивая иском о геноциде в Международном суде справедливости и ордерами на арест от Международного уголовного суда. С другой стороны — за последние полгода Израиль достиг ряда бесспорных военных успехов, от ликвидации лидеров ХАМАС до разгрома Хезболлы. Это создало Биньямину Нетаньяху благоприятный информационный фон, на котором прекращение боевых действий в Газе не выглядит однозначным поражением.

Несомненно, одним из самых существенных факторов стали результаты выборов в Соединенных Штатах. «Этого не произошло бы, если бы я не был избран», заявил Дональд Трамп на митинге, прошедшем накануне инаугурации в Вашингтоне, упомянув освобождение израильских заложников.

Дональд Трамп достаточно четко дал понять, что он хочет видеть соглашение достигнутым еще до своей инаугурации. Его неформальный спецпредставитель на Ближнем Востоке Стив Виткофф принимал активное участие в последнем, решающем раунде переговоров в Дохе. Сотрудники еще действовавшей на тот момент администрации Джо Байдена, мало чего добившиеся за предыдущие месяцы, практически отдали ему инициативу. Израильские СМИ приводят красноречивые подробности категоричного и жесткого стиля, в котором Стив Виткофф добился согласия Биньямина Нетаньяху. В социальной сети X Дональд Трамп хвастался, что его посланник за одну встречу добился от израильского премьера больше, чем Байден за год.

Вероятно, Биньямин Нетаньяху будет пытаться выторговать что-то у нового хозяина Белого дома в награду за свою сговорчивость. В первую каденцию Дональд Трамп прослыл самым произраильским президентом Соединенных Штатов в истории. Он признал аннексию Голанских высот, перенес посольство в Иерусалим и инициировал «соглашения Авраама», т.е. нормализацию отношений Израиля с несколькими арабскими странами. Возможно, Биньямин Нетаньяху надеется, что на этот раз хозяин Овального кабинета поспособствует достижению соглашения с Саудовской Аравией, убедив Эр-Рияд не настаивать на предварительном условии создания государства Палестина. Однако это пока остается гипотетической перспективой. Пока же сделка между Израилем и ХАМАС позволяет увидеть некоторые элементы стиля Трампа-миротворца. Он не предлагает позицию для переговоров — он выдвигает ультиматум. Тому, кого он считает противником, он обещает «ад», но для достижения соглашения давит на того, кого считает зависимым от него союзником. Соображения, которые сам союзник при этом полагает важными для обеспечения своей безопасности, игнорируются. Конечно, прямые аналогии тут неуместны, но некоторые небезынтересные для нас выводы напрашиваются…

 

Источник материала
loader
loader