Сейчас главная проблема украинской промышленности – в конкурентоспособности, и эта конкурентоспособность будет проблемой и после войны. Поэтому уже сейчас власти должны остановить повышение тарифов на услуги государственных монополий, иначе украинский бизнес ждут падения производства и массовые сокращения персонала.
Об этом рассказал генеральный директор компании «АрселорМиттал Кривой Рог» Мауро Лонгобарго.
«Все компании, транспортирующие энергию, в том числе газ, повысили свои тарифы. Расходы на водоснабжение также выросли. Сейчас мы обсуждаем повышение тарифов на перевозку Укрзализныци на 37%. Они фактически объявили об этом, но решение пока не принято. Логистика остается дорогой. Еще одна проблема – уголь, который после остановки шахты в Покровске придется импортировать, и это опять-таки большая стоимость доставки. Наша компания как последнее звено цепи поглощает все эти моменты. И не может перенести эти дополнительные расходы на формируемую на мировом рынке цену», — пояснил он.
Он подчеркнул: большинство озвученных проблем не связано непосредственно с войной. Следовательно, эти проблемы не исчезнут после войны и будут негативно влиять на отрасль в долгосрочной перспективе. Поэтому властям следует действовать безотлагательно.
«Первое – остановить любое повышение тарифов на то, что контролируется, по крайней мере, правительством. Коммунальные услуги, энергетика, логистика – это государственные компании. И убедиться, что региональные институции делают то же самое. Должна быть центральная координация регулирования тарифов. Кто-то должен сказать, сколько налогов и денег отрасль может внести в ВВП страны, и просчитать справедливые последствия повышения тарифов или ставок налогов», — подчеркнул Лонгобарго.
Если же власти не приложат усилия по корректировке тарифов на услуги государственных монополий, украинская промышленность войдет в кризис, и тогда не избежать тяжелых социальных последствий, говорит он.
«Риск того, что мы не сможем развиваться и будем вынуждены сокращать персонал, очень высок. Даже наши текущие результаты деятельности будут неустойчивыми. Это повлияет на размер мощностей, установленных в стране, ведь экспорт будет потерян. Социальные последствия этого будут огромными. Если вы производите 10 миллионов тонн окатышей, вам не нужно столько людей. И это может послужить причиной миграции. Меньше рабочих мест – меньше людей. Никто кроме украинцев не заинтересован в развитии страны. Европейцы заинтересованы в том, чтобы мы давали сырье, а они будут его перерабатывать. Но я не согласен с таким подходом», – резюмировал Логнобарго.
Как известно, Наблюдательный совет Укрзализныци согласовал повышение грузовых тарифов на 37%. В настоящее время проект находится на рассмотрении в Минразвития. При этом за 3 квартала 2024 года УЗ получила 1,7 млрд грн чистой прибыли – это, по убеждению экспертов рынка, позволяет компании удержать тариф на грузы на текущем уровне.
Бизнес-ассоциации, в том числе международные торговые палаты, подвергли критике повышение тарифов и предупредили о значительных рисках для экономики, которые оно несет. А в Дунайском пароходстве заявили об опасности остановки флота в случае повышения тарифа.