Кому Умеров и Дейнеко слили 23 миллиарда: связь Lechmar с организатором аферы «Львовского арсенала»
Кому Умеров и Дейнеко слили 23 миллиарда: связь Lechmar с организатором аферы «Львовского арсенала»

Кому Умеров и Дейнеко слили 23 миллиарда: связь Lechmar с организатором аферы «Львовского арсенала»

Кому Умеров и Дейнеко слили 23 миллиарда: связь Lechmar с организатором аферы «Львовского арсенала»

Новые подробности в самом дорогом скандале 2024 года в закупках оружия

Начнем с объяснения: в январе 2024 года министр обороны Рустем Умеров выбрал руководителем государственного предприятия «Агентство оборонных закупок» Марину Безрукову. Она имела хорошую репутацию у иностранных партнеров и антикорсообщества благодаря предыдущей работе в НЭК «Укрэнерго». Закупки в «Укрэнерго» уже давно не вызывали вопросов у иностранных партнеров, и именно на эту компанию наши союзники направляли крупные поставки энергооборудования, именно ей давали кредиты во время войны.

Через несколько месяцев Умеров понял, что Безрукова, за которой нет каких-либо высоких покровителей, не стала послушным исполнителем всяких просьб и услуг. Поэтому начались нападки на Агентство оборонных закупок (АОЗ). Сначала его хотели «слить» под ГП «Государственный оператор тыла», которым руководит бывший менеджер из бизнеса Умерова Арсен Жумадилов. Когда это вызвало резкую реакцию со стороны НАТО, от слияния отказались. Поэтому Умеров начал забирать деньги у собственного Агентства, чтобы выпихнуть их на определенных посредников.

В ноябре Умеров попросил правительство забрать из бюджета Минобороны 23 млрд грн и отдать их Государственной пограничной службе. Потому что пограничники как раз накануне получили коммерческое предложение от польской фирмы Phu Lechmar на поставку различных мин и снарядов до 100 млрд грн. Это значительно больше, чем вся чешская инициатива с миллионом снарядов. Это можно сравнить разве что с разовыми поставками оружия из США.

Хорошо, что в Агентстве на тот момент на счетах этой сотни миллиардов не было. Умерову удалось отобрать всего лишь 23 млрд грн, находившихся в оперативном распоряжении и уже запланированных на контракты, которые Агентство должно было заключить до конца года. В ходе контрактирования закупщики уже проводили инспекцию на складах, а иностранные поставщики получали у своих правительств экспортные лицензии. Но деньги для оплаты решили забрать. Как потом написала нардеп Александра Устинова (которая осенью уже была кандидатом Умерова на замену Безруковой), эти миллиарды АОЗ якобы не успевало освоить, о чем шла речь в соответствующем письме Генштаба. Дескать, срываются поставки снарядов и мин.

На самом деле речь шла о контрактах, сорванных «Спецтехноэкспортом» — государственным специмпортером, которого Умеров как раз тогда и забирал из ведения ГУР в Минобороны. Поэтому Безрукова в письме и просила перераспределить эти деньги на другие, более надежные, контракты, и это была сугубо формальная процедура.

Но уже в пятницу, 29 ноября, правительство по представлению министра обороны отдало деньги пограничникам. В понедельник утром вся сумма срочно покинула территорию Украины по 100-процентному авансу. Это противоречит всем нормам и практикам закупок оружия, которое лежит на складах, а не находится в производстве. Потому что когда оружие лежит, то нет проблем его привезти и получить оплату, — достаточно только выплатить определенный символический аванс. А когда оружие только собираются производить, то действительно необходим значительный аванс на закупки сырья, оборудования и т.д.

В нашем же случае Lechmar является классическим посредником без собственного производства. Это давно существующая компания. В 2019 году она поставила что-то из оружия в адрес «Укрспецэкспорта». А в конце 2023-го даже заключила контракт с Агентством оборонных закупок на поставки артиллерийских снарядов приблизительно на 3 млрд грн. Это было в тот период, когда в Украине бурлил скандал с аферой компании «Львовский арсенал». Она еще во времена министра обороны Резникова получила полную предоплату в сумме 1,5 млрд грн за поставки снарядов из Европы, но привезла ровно нуль. За это СБУ теперь догоняет экс-руководителя Департамента военно-технической политики Александра Лиева и Алексея Хорошаева. Это бывший работник специмпортера «Прогресс», давно перешедший в частную компанию Sevotech, которая и должна была поставить боеприпасы «Арсеналу». Следствие считает его организатором аферы, и недавно Хорошаева задержали в Чехии.

Именно в разгар того скандала Lechmar получила в Украине тот контракт на 3 млрд грн. К счастью, Агентство было очень осторожным, поэтому непосредственно в контракте было прописано, что все деньги за снаряды поляки получат только по факту поставок.

Предчувствие не подвело: уже через месяц Lechmar начало срывать график поставок из-за каких-то проблем с взрывателями для снарядов. А еще через месяц фирма сообщила, что перепродала снаряды другому покупателю, поэтому расторгает контракт с АОЗ. То есть в той истории Украина не потеряла ни копейки, а поляки показали, какие они партнеры.

Поэтому неудивительно, что Lechmar потом и носа не казало в Агентстве, а прислало свое фантастическое предложение пограничникам.

По нашим данным, в первоначальном коммерческом предложении цены были завышены в полтора раза по сравнению с закупочными ценами Агентства. Как видите, а Умерову с Дейнеко такое предложение понравилось, и они пошли на 100-процентный аванс за боеприпасы, которые Lechmar должно привезти уже в январе 2025-го. То есть именно в эти дни какие-то невероятные эшелоны с сотнями тысяч мин и снарядов уже должны прибывать в Украину.

Этот скандал накануне прихода Дональда Трампа в Белый дом больно бил по Владимиру Зеленскому. Поэтому организаторы сделки приняли меры по легализации Lechmar.

скриншот

В Польше был основан благотворительный фонд «Лехмар», объявивший сбор внедорожников для Украины. Неизвестно, сколько всего и кому этот фонд передал. Но у себя на сайте похвастался подарками: по два внедорожника для Государственной пограничной службы, Минобороны и Нацгвардии.

В начале декабря в Киеве было зарегистрировано ООО «Лехмар Киев». По данным LIGA 360, его основными собственниками стали представители польской материнской компании Марта Ковальчик и Анджей Пекала. Полтора процента уставного капитала украинского ООО отошло непубличным бизнесменам из Киева — братьям Сергею и Олегу Ереминым.

Из неофициальных источников известно, что раньше один из Ереминых якобы служил в СБУ, другой — в ГУР, и вроде бы руководитель пограничников Сергей Дейнеко знаком с ними лично.

А официально известно следующее. У Сергея Еремина есть еще одна компания — ООО «Спецэкспоресурсы», основным видом деятельности которой является «производство оружия и боеприпасов». Директором этой фирмы, как и «Лехмар Киев», является Константин Бучок. Еремин и Бучок также присутствуют в «Благотворительном фонде «Душа и сердце с Украиной!», первый как соучредитель, второй снова как директор. Интересный факт — Сергей Еремин записан как «Сергей Еремкин», но адреса регистрации совпадают.

По данным LIGA 360, cоучредителем этого фонда является еще один благотворительный фонд — Nadační fond rozvoj budoucnosti Ukrajiny из Чехии. В этом месте не падайте: вышеупомянутый организатор 1,5-миллиардной аферы со «Львовским арсеналом» Алексей Хорошаев возглавляет наблюдательный совет этого чешского фонда, а раньше был и в числе его учредителей.

Подчеркнем: Сергей Еремин из схемы «Лехмара» является действующим соучредителем благотворительного фонда вместе с чешской благотворительной организацией, должностным лицом которой является Хорошаев из схемы «Львовского арсенала».

Это выглядит как «А шо, Резникову можно было, а нам не?». Ну и, конечно, это вызывает еще больше вопросов о мотивах, которыми руководствовался Умеров, «получая» 23 млрд грн из собственного Агентства оборонных закупок, чтобы Дейнеко слил эту кучу денег авансом на фирму, уже срывающую поставки воюющей Украине. Потому что как-то очень символично именно в разгар этого скандала Умеров изменил устав Агентства и прописал в нем норму о том, что Минобороны может через голову Безруковой давать указания ее подчиненным подписать контракт с фирмой, которую им укажет министерство.

В идеальном мире нет крамолы в том, что министр обороны держит руку на пульсе оборонных закупок, даже если уже сжал эту руку до судорог. Но в украинской действительности и вот именно этот министр, к которому и без этого тьма претензий, должен как можно дальше дистанцироваться от оборонных закупок. Его вмешательство в процессы не имеет ничего общего с общественным благом, следовательно, отделение закупок от МО — сейчас едва ли не единственный антикоррупционный предохранитель.

Вот взял бы и ликвидировал уже это Агентство и сам бы подписывал контракты, с кем хотел бы. Тем более что «лиевский» департамент в Минобороны остался фактически в неприкосновенном виде. В нем Умеров даже оставил Тоомаса Нахкура, согласовывавшего контракт со «Львовским арсеналом» с предоплатой в 97%, несмотря на отсутствие разрешения экспортного контроля на импорт мин у ООО «Львовский арсенал» и у их «производителя» — фирмы Хорошаева.

Источник материала
loader