Трамп поспешил заявить, что именно он был решающей силой в заключении соглашения, присвоив все заслуги еще до того, как Байден успел сказать свое слово.
"Это соглашение о прекращении огня могло состояться только в результате нашей исторической победы в ноябре, поскольку оно дало сигнал всему миру, что моя администрация будет стремиться к миру и вести переговоры для обеспечения безопасности всех американцев и наших союзников", — написал он на своей странице в социальной сети Truth Social.
Но решимость Трампа заявить о прорыве в достижении соглашения как о своем собственном успехе мешает Байдену и его помощникам. По мнению Байдена, соглашение соответствует "четким контурам" плана, который он изложил в мае, и на котором настойчиво настаивали такие лица, как госсекретарь США Энтони Блинкен и посол на Ближнем Востоке Бретт Макгерк, а также катарские и египетские посредники.
Команда Байдена просто пригласила чиновников Трампа присоединиться к этим усилиям, поскольку они унаследуют любое соглашение, которое будет заключено, отмечает Джейми Деттмер, редактор мнений в Politico Europe.
Правда заключается в том, что помощники Байдена неутомимо пытались склонить Нетаньяху и руководство ХАМАС к соглашению. И в разное время в течение последних 15 месяцев они действительно верили, что были близки к этому — но каждый раз они разочаровывались.
Однако, похоже, что на самом деле изменило динамику — это заявление Трампа от 7 января в сочетании с очень агрессивным давлением его будущего специального посланника на Ближнем Востоке Стива Виткоффа — по крайней мере, так считает бывший премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт и несколько опытных наблюдателей.
"Начнется настоящий ад. Если эти заложники не вернутся до тех пор, как я приду к власти", — заявил Трамп журналистам.
Но на самом деле Трамп обращался не к ХАМАСу.
"Это не было предупреждением ХАМАСу. Это было предупреждение Нетаньяху", — сказал Стив Беннон, бывший главный стратег Трампа.
Решающим, как кажется, было давление новой администрации Трампа на Нетаньяху, чтобы он принял это соглашение, считают Хью Ловатт и Мухаммад Шехада из Европейского совета по международным отношениям.
По мнению Санама Вакила из Chatham House, "тактика давления и предупреждения Дональда Трампа в адрес ХАМАС и Израиля" были эффективны в возобновлении затяжных переговоров.
"Администрация Байдена оказалась не готова оказывать адекватное давление на руководство Израиля", — добавил он.
Напомним, что Кабинет министров Израиля ратифицировал соглашение о прекращении огня и обмене десятков заложников, удерживаемых ХАМАС, на палестинцев в израильских тюрьмах и приостановке 15-месячной войны в Газе по меньшей мере на шесть недель. Заседание правительства продолжалось семь часов. В итоге 24 министра проголосовали "за", восемь — "против". Соглашение вступит в силу 19 января.