Почему Трамп хочет Гренландию? Рациональное и иррациональное.
Когда мы ищем ответ на этот вопрос, надо разделять рациональное и иррационально-популистское. Рациональную важность огромного острова для безопасности Европы, Северной Америки и Атлантического океана трудно недооценить. Равно как в вопросе будущей безопасности и будущего же освоения Арктики. Иррациональные политические амбиции Трампа этот компонент не затмевают, но очень искажают.
Почему Гренландия важна? Много ресурсов. Стратегическое значение для контроля над Арктикой. Его значение, скорее всего, только возрастет, поскольку изменение климата открывает новые торговые пути вблизи Северной Америки. Вопросы безопасности тоже важны – остров в центре борьбы за Арктику между США, Китаем и Россией.
Когда Трамп впервые выразил заинтересованность в покупке Гренландии в 2019 году, он назвал это «большой сделкой с недвижимостью» и отметил экономические аспекты отлучения ее от Дании. На этот раз его фокус изменился. «Нам нужна Гренландия для целей национальной безопасности», упоминая о необходимости сдерживания российских и китайских кораблей, действующих в арктических водах.
Дания отклонила возможность продажи Гренландии (потому что судьбу острова должны решать гренландцы), но продолжает сотрудничать с США по безопасности. Тем более что американское военное присутствие на острове уже давно превосходит датское. На базе Питуффик размещено 200 военных и 450 вспомогательных сотрудников, и она является частью системы раннего предупреждения о ракетной угрозе.
Кстати, перед созданием Питуффика как базы Гарри Трумэн предлагал купить остров за $100 млн, но Дания отказалась. Дания всю дорогу была готова договариваться о расширении сотрудничества, тем более королевство всегда было очень уступчивым к США в вопросах острова.
Однако агрессивная позиция Трампа – угрожающая союзнику по НАТО – скорее препятствует попыткам США укрепить свою позицию в Гренландии. Джон Болтон, например, считает, что Трампу было бы разумно «закрыть рот» и позволить дипломатам США, Дании и Гренландии выработать новые отношения. Но Донни, похоже, не прислушивается к этому совету, подчеркивая, что Дания должна отказаться от Гренландии, «потому что она нам нужна для национальной безопасности».
Дания уже заявила, что инвестирует до $2 млрд в новые корабли, беспилотники, экипажи на собачьих упряжках (да, там другой транспорт до сих пор не то чтобы действенный) и увеличит Арктическое командование. А также расширит взлетно-посадочную полосу аэропорта, чтобы принять F-35 самолетов на острове.
Сама Гренландия давно стремится к независимости, но зависимость от внешних инвестиций и гарантий безопасности усложняет этот процесс. Без помощи Европы или США остров сам себя никогда защитить не сможет из-за огромных размеров и минимального населения (самый большой остров населяет всего 57 000 жителей).
А экономическое выживание зависит от постоянного финансирования со стороны Дании и ЕС. В этих условиях играть «на независимость» Гренландии понятная стратегия для США. Как это, в принципе, делает Китай.
Если остров в конце концов проголосует за независимость от Дании, он может присоединиться к США на условиях Микронезии или Маршалловых островов – заключив соглашение о свободной ассоциации. Эти территории во внутренних вопросах автономны, при этом используются как важные базы США в Тихом океане. Соответственно, Трамп должен доказать, что США способны предложить Гренландии конкретные выгоды, а не только использовать остров в собственных целях.
Но главными мотивами во всем этом движении являются все же личные амбиции, ведь вопросы безопасности можно решать нормальным сотрудничеством с островом и Данией. Трамп, который является фанатом Уильяма Мак-Кинли (президент 1897-1901, застрелен), хочет тоже что-то получить. Тот получил Пуэрто-Рико (до сих пор не штат) и Гавайские острова (которые стали штатом вместе с Аляской при Эйзенхауэре).
В конце концов, Трамп считает расширение США важной составляющей своего наследия. Ведь «за последние 70 лет мы не добавили ни одного «недвижимого имущества» в наше портфолио», говорит один из его советников.
Морали не будет.