Министр юстиции Польши – генеральный прокурор Польши Адам Боднар считает, что подъездные пути к украинско-польской границе должны быть частью критической инфраструктуры и не должны блокироваться.
Об этом он сказал в интервью Укринформу, передает "Европейская правда".
Боднара попросили прокомментировать протесты перевозчиков и фермеров, которые в течение последнего года продолжаются на польско-украинской границе.
Ему напомнили о том, что недавно министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил, что следует проанализировать масштабы этих протестов и оправданы ли судебные решения, которые позволяют протесты на дорогах у границы, хотя премьер-министр Дональд Туск заявил, что пограничные переходы и подъездные пути к ним должны быть защищены как объекты критической инфраструктуры.
Боднар заявил, что ключевым в этом вопросе является формулировка "критическая инфраструктура".
"Я считаю, что подъездные пути к границе должны быть частью критической инфраструктуры и не должны блокироваться, потому что это просто вредит всем.
А в демократической стране мы имеем целый ряд различных других механизмов протеста", – считает он.
Польский министр отметил, что в практике Европейского суда по правам человека есть известное дело "Кудревичюс и другие против Литвы", в котором суд отметил, что блокирование дорог не подлежит защите как форма допустимого протеста.
"Не может быть такого, чтобы меньшинство использовало определенную ситуацию с инфраструктурной и технической точек зрения, чтобы усложнить жизнь большинства", – подчеркнул министр юстиции Польши.
Он отметил, что свободу собраний используют все, кто хочет мирно протестовать.
"Но должны стремиться к тому, чтобы дороги оставались доступными и проездными.
Это касается как подъездных дорог к границе, так и дорог в центре городов", – отметил Боднар.
В этом контексте он напомнил о протестах в Варшаве групп климатических активистов "Последнего поколения".
"Это также влияет на жизнь жителей.
Если речь идет о свободе собраний, я всегда исходил из того, что это свобода, которая должна базироваться прежде всего на креативности, идеях, попытке убедить общественное мнение принять свои постулаты, а не на том, чтобы кто-то просто усложнял жизнь другим людям, перекрывая дороги", – акцентировал он.
На уточняющий вопрос о том, можно ли ожидать, что не будет судебных решений о разрешении протестов на границе, Боднар отметил, что не имеет ожиданий от судов ни по одному делу.
"Безусловно, польское правительство будет решительно следить за действиями органов местного самоуправления в контексте их обязательств по организации локальных протестов.
И каждый раз будет требовать защиты критической инфраструктуры", – подытожил польский министр.
13 мая 2024 года Совет Евросоюза после длительного и напряженного переговорного процесса наконец одобрил продление льготной торговли с Украиной еще на один год.
В отличие от аналогичных решений двух предыдущих лет, учитывая протесты фермеров, беспошлинную торговлю с Украиной продлили с ограничениями.
Новый, автоматический защитный механизм обязал Еврокомиссию снова ввести квоты, если импорт мяса птицы, яиц, сахара, овса, кукурузы, круп и меда превысит среднее арифметическое количества импортируемых во второй половине 2021 года, в 2022 и 2023 годах.
Польские фермеры 23 ноября начали протестовать в Медыке перед границей с Украиной из-за беспокойства относительно подписания Евросоюзом соглашения о свободной торговле с южноамериканскими странами (Меркосур), но впоследствии приостановили протест.
Во время своих протестов среди прочего они также упоминали о якобы чрезмерном наплыве продукции из Украины.
Предыдущая блокада фермеров, длившаяся все холодное время года, завершилась в конце апреля 2024 года – со снятием последней блокады на КПП "Гребенне – Рава-Русская".