Никаких компромиссов по активам. Почему нельзя возвращать России 300 миллиардов долларов, обездвиженных Западом
Никаких компромиссов по активам. Почему нельзя возвращать России 300 миллиардов долларов, обездвиженных Западом

Никаких компромиссов по активам. Почему нельзя возвращать России 300 миллиардов долларов, обездвиженных Западом

Никаких компромиссов по активам. Почему нельзя возвращать России 300 миллиардов долларов, обездвиженных Западом

Вопрос возможных переговоров с Россией в последнее время стал одной из главных тем в медийном пространстве, обсуждаемой как иностранными лидерами, так и украинскими чиновниками, в частности и на самом высоком уровне. Новоизбранный президент США Дональд Трамп считает прекращение войны своим приоритетом. Впрочем, у партнеров нет реальных рычагов и инструментов усадить Россию за стол переговоров, кроме как поощрить ее пряником в виде частичного снятия санкций и напугать увеличением помощи Украине, если РФ откажется. Но будет ли это миром с позиции силы, о чем президент Трамп неоднократно упоминал?

Очевидно, что никакого мира Россия не хочет, особенно сейчас, когда ее военные добились продвижения на поле боя. Их целью остается полное покорение Украины. Впрочем, это не означает, что Россия не захочет воспользоваться тактической паузой, расставив ловушки нашим партнерам и Украине, среди которых может быть требование разморозить активы российского центрального банка в размере 300 млрд долл., обездвиженных сейчас в странах G7 и ЕС, или как предпосылка к переговорам, или как договоренность для прекращения огня.

Ни украинской власти, ни нашим партнерам нельзя на это соглашаться ни в коем случае. Получение этих средств Украиной — это один из столпов гарантий нашей долгосрочной безопасности, доступных ресурсов для восстановления, компенсации ущерба жертвам агрессии, а также укрепления нашей обороноспособности. Вряд ли удастся обеспечить другой системный источник компенсации Россией убытков или выплаты ею репараций.

Потенциальное возвращение этих ресурсов в Россию имело бы ряд катастрофических последствий далеко за пределами Украины.

Прежде всего, как обездвижение этих активов в первые дни полномасштабного вторжения не остановило Россию, так и размораживание также стратегически не убедит Кремль отказаться от своих империалистических амбиций в долгосрочной перспективе. Более того, неофициально российские чиновники соглашаются, что эти средства для них уже потеряны, ставя себе целью даже не столько вернуть их, сколько добиться того, чтобы они не достались Украине.

Так что, если активы на 300 млрд долл. все же разморозят и вернут России, страна-агрессор получит не только приятный неожиданный бонус как вознаграждение за агрессию, но и мгновенный мощный финансовый ресурс для усиления собственной военной машины и ускоренной подготовки к следующему этапу войны. Для понимания масштаба: 300 млрд долл. — это немного меньше, чем три годовых военных бюджета России на 2024 год в размере 112 млрд долл.

Более того, после всех тех российских зверств, которые мир увидел в Буче, Мариуполе или Бахмуте, после того, как Украине уже причинен ущерб более чем на 800 млрд долл., размораживание активов как слабость будет рассматриваться не только Россией, но и Китаем, который внимательно следит, как Кремль учится обходить западные санкции, и потенциально может готовиться к агрессии относительно Тайваня. Динамика в Азиатско-Тихоокеанском регионе является приоритетом для США. Нельзя поощрять Россию и другие тирании продолжать подрывную деятельность, направленную на изменение мирового порядка, базирующегося на правилах, на мировой порядок, основанный на силе.

Полная конфискация для Украины — справедливость и гарантия безопасности.

Зато полная конфискация и передача этих активов Украине сыграют важную роль для будущего Украины и Европы. На фоне упреков в коррупции невиданных масштабов в нашей стране, усилившихся параллельно с разговорами о быстром завершении войны и умиротворении агрессора, мы предлагаем прозрачный, эффективный и подотчетный механизм управления конфискованными российскими активами, который будет учитывать неотложные потребности Украины и предостережения со стороны партнеров.

Если проанализировать существующие инструменты администрирования западной помощи Украине, то у всех них есть несколько общих недостатков, которые усложняют потенциальное управление конфискованными активами. В частности, слишком широкий спектр глобальных приоритетов, ограниченный мандат, особенно в вопросах инвестирования в оборонную промышленность, а также отсутствие решающего влияния Украины на процесс принятия решений. Кроме того, в таких глобальных институтах, как Всемирный банк и МВФ, наблюдается рост влияния Китая, тогда как европейские программы значительно осложнены тем, что Венгрия злоупотребляет правом вето.

С учетом этого предлагается создать новый банк развития с рабочим названием «Украинский банк реституции и восстановления» (УБРВ), который будет управлять конфискованными активами. Положительным прецедентом после Второй мировой войны было создание отдельного банка под восстановление в Германии — KfW.

Функции нового банка должны включать финансирование реконструкции Украины, обеспечение реституции жертвам агрессии, поддержку макрофинансовой стабильности страны и продвижение евроинтеграционных реформ, а также поддержку стратегических отраслей промышленности, в частности оборонного сектора. В целом такой банк должен стать центром развития Украины, определяя стратегические цели, осуществляя мониторинг и оценку прогресса, сотрудничая с украинскими государственными банками для предоставления доступных кредитов и грантов малому и среднему бизнесу и муниципалитетам, а также налаживая партнерство с частным сектором и другими организациями для реализации инвестиционных возможностей.

Кроме восстановления, компенсации и развития Украины, этот банк сможет стать источником генерации значительных дополнительных средств для обеспечения наших потребностей в оружии. Сейчас из всех институтов, где обездвижены активы российского центробанка, только бельгийский Евроклир получает прибыль от замороженных там 191 млрд долл.: в 2023 году это было 4,34 млрд евро до уплаты налогов и можно ожидать, что в 2024-м сумма будет такой же. ЕС направил эту прибыль в поддержку Украины начиная с февраля 2024 года. Первый транш в размере 1,5 млрд евро выделили летом, потратив значительную часть этих средств для закупки оружия, второй должен поступить в ближайшее время. Начиная с 2025 года эта прибыль будет покрывать кредиты на 50 млрд долл., которые Украине предоставили страны G7 и ЕС.

Однако конфискация активов для Украины и их передача в новый банк может существенно увеличить эту прибыль. В отличие от Евроклира, который не преследует цель максимизировать прибыль, УБРВ целенаправленно инвестировал бы эти средства в более доходные активы. По словам британского банкира и финансового эксперта Тимоти Эша, портфель активов на развивающихся рынках может обеспечить прибыльность в размере 10%. Именно из этих средств Украина сможет системно и долгосрочно покупать американское и европейское оружие, что делает предложение полной конфискации более привлекательным для президента Трампа и европейских лидеров. Кроме того, именно из этих доходов Украина может долгосрочно системно инвестировать в собственный оборонный комплекс, давая возможность отечественным производителям масштабировать производство своей продукции. Большинство производителей дронов и РЭБ в Украине не могут значительно увеличить свои мощности из-за отсутствия стабильного доступа к финансовому капиталу.

Поскольку большинство российских суверенных активов сейчас обездвижены в бельгийском депозитарии ценных бумаг Евроклир, а также для повышения доверия наших партнеров и обеспечения прозрачности процесса, штаб-квартиру УБРВ можно разместить в Брюсселе, с Советом директоров из представителей США, стран ЕС и Украины. Генеральный директор банка — обязательно гражданин Украины, избранный на открытом и прозрачном конкурсе, определенном этим советом.

Бывший заместитель министра обороны США при предыдущей каденции президента Трампа Элейн Маккаскер в статье для Foreign Affairs подсчитала, что победа России в Украине обойдется США в дополнительные 800 млрд долл. за следующие пять лет. Помочь Украине выжить и победить будет значительно дешевле, особенно если партнеры это могут сделать за счет российских активов. Подход к поддержке нашей страны через управление эскалацией привело к тому, что сегодня Украина самостоятельно защищается от оси зла, возглавляемой Россией, которая объединила вокруг себя тоталитарных лидеров. Сдерживание и умиротворение не сработало ни в 2008-м, ни в 2014–2015 годах. Пора действовать решительно для приближения мира с позиции силы.

Источник материала
loader
loader