По данным источников ZN.UA, в Главном управлении разведки рассматривают три сценария хода событий после прихода к власти в США Дональда Трампа. Среди них: полная остановка помощи, уменьшение ее количества и, наоборот, усиление в случае отказа России от мирных переговоров. И хотя полное прекращение поддержки считают маловероятным, в таком случае у Украины все равно будет определенное пространство для маневра, пишет Виталий Кононученко в статье «Шаткий путь самостоятельности: чего ожидать Украине в случае остановки военной помощи от США».
«На первый из этих вариантов дают достаточно небольшой процент вероятности. Это объясняют как субъективными, так и объективными причинами, ведь помощь Украине дает США новые рабочие места, пополнение собственных арсеналов и увеличение престижа на мировом рынке вооружений. Однако в случае реализации худшего сценария Украина все равно имеет простор для маневра, хотя он и довольно шаткий», – говорится в статье.
По словам источника ZN.UA в руководстве военно-промышленного комплекса, обеспечить этот маневр возможно только постоянным развитием отечественного ВПК с привлечением европейских средств, а также усилением прямых поставок оружия из стран Евросоюза.
Одной из главных возможностей автор называет привлечение финансирования ВПК по «датской модели». Это означает, что средства будут получать непосредственно производители, которые в свою очередь могут изготовить нужное вооружение в гораздо более короткие сроки и дешевле, чем это сделали бы европейские компании.
«Хорошим примером является изготовление партии САУ «Богдана» в сентябре этого года. Тогда с момента финансирования Данией производства 18 новых САУ до поставки их войску прошло менее двух месяцев», – пишет Кононученко.
По данным источников ZN.UA в ВПК, на сегодняшний день Украина может производить серийно и в значительных количествах:
- легкую бронетехнику (БТР-4 и MRAP разных моделей);
- буксованную и самоходную артиллерию;
- разведывательные и ударные БПЛА десятков разных моделей;
- противотанковые ракетные комплексы;
- снаряды и мины;
- стрелковое оружие и боеприпасы для него.
В то же время Украина может восстанавливать:
- всю линейку советской артиллерии;
- танки производства СССР и стран Варшавского договора (в том числе бывшей Югославии);
- БМП-1 и БМП-2 с установкой современных боевых модулей «Копье» и «Гром»;
- БТРы M113, часто прибывающие с хранения в странах ЕС в крайне плохом техническом состоянии.
Также Украина имеет следующие разработки:
- крылатых ракет большой дальности;
- баллистических ракет сразу нескольких образцов;
- собственных управляемых авиабомб;
- ЗРК с ракетами против аэродинамических целей (самолеты, вертолеты, дроны, крылатые ракеты).
«При увеличении финансирования украинского ВПК из-за границы производство и разработка всех этих систем могут быть увеличены в кратное количество раз, ведь имеющиеся мощности загружены далеко не полностью. Ключевой вопрос, стоящий сейчас, — это поставки порохов, взрывчатки, ракетного топлива и металлов, производимых в странах ЕС», – говорится в статье.
По словам автора, однозначно Украина зависима от помощи США и не сможет быстро выполнить все указанные выше шаги в сжатые сроки в случае отказа от поставок всех типов вооружений новой администрацией Трампа. Однако долгосрочная зависимость нашей страны от помощи из-за океана существует лишь в нескольких ключевых компонентах. В частности, речь идет о ракетах Patriot PAC, ракетах для HIMARS и доступе к спутниковым и геопространственным разведданным и системе Starlink. По мнению причастного к ВПК источника ZN.UA в одной из силовых структур, если США будут предоставлять только эти три ключевые технологии, то Украина и дальше сможет вести войну.
Так, ракеты Patriot PAC-3 обеспечивают перехват баллистических и аэробалистических ракет типа «Искандер» и «Кинжал». И без них украинская противовоздушная оборона не сможет оградить нас от российских ударов баллистикой по тылу и даже по Киеву. Ракеты GMLRS для системы HIMARS также являются критическим видом вооружения для Украины. Ведь опасения россиян по поводу ударов с этой системы удерживает их от размещения резервов и складов вооружения до 80 километров от линии фронта.
Что касается доступа Украины к Starlink, спутниковым снимкам, координатам от американских разведывательных дронов Global Hawk и данным для наведения ракет Storm Shadow, SCALP и ATACMS, то это тоже критический элемент нашей обороны. Ведь без этой поддержки наши дальнобойные средства будут просто слепыми.