В харьковском госпитале прооперировали бойца, выжившего после 36 суток с турникетом на раненой ноге. Даже самые опытные военные хирурги не помнят такую цифру: 864 часа.
Проведение операции в Харькове
Более месяца 41-летнего Александра не могли эвакуировать с позиций под Волчанском. Все это время на его правой ноге был плотно затянут турникет. Обычно их рекомендуют накладывать не более двух часов.
Но когда других вариантов нет, когда вокруг – ожесточенные бои, остается сцепить зубы и надеяться на чудо. И оно произошло, Александр выжил.
Предыдущий рекорд, буквально недавно зафиксированный также в харьковском госпитале, был – 24 суток с турникетом на руке.
"Человек выжил за счет правильного менеджмента турникета. Если бы турникет не наложили или сделали это неправильно, человек бы умер. Я думаю, что обучение военнослужащих растет. Постепенно войска наполняются людьми, прошедшими базовую учебу и понимающими, что и как делать при полученных ранениях. Боец жив, но, к сожалению, выполнена ампутация того участка конечности, который был с турникетом. Впрочем, если бы этот турникет сняли, пациент умер бы…”, – говорит заместитель начальника по медицинской части Военно-медицинского клинического центра Северного региона Вячеслав Куренный. – “Мы не встречали в литературе данных о подобных длительных случаях. И, к сожалению, сейчас это случается. Получившему ранение военнослужащему иногда очень сложно попасть с позиции к этапу оказания медицинской помощи".
Александра привезли в харьковский госпиталь в тяжелом состоянии: с высокой анемией и интоксикацией из-за большой кровопотери.
"Мы провели предоперационную подготовку: восстанавливали объем циркулирующей крови и повышали гемоглобин. Он был доставлен с показателями гемоглобина 69, это очень низкий гемоглобин, на таком гемоглобине не рекомендуется проводить оперативные вмешательства. Между этим у пациента была гипоальбунемия, это связано с тем, что он не ел и не пил нормально долгое время. Он рассказывал, что нормального приёма пищи он не помнит. Дальше мы стабилизировали больного еще во время наркоза. И начали оперативное вмешательство", – рассказывает старший ординатор отделения анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии Инна Стецюк.
Такие осложнения – это меньше всего, что могло произойти с человеком после 36 суток с турникетом на раненой ноге, считает Дмитрий Ситченко, хирург, оперировавший бойца. В практике Дмитрия такой случай тоже впервые.
"Такого мы еще не видели. Уже началась гангрена, отмирание конечности с гнойным осложнением. Поэтому у него были интоксикация, обезвоживание, анемия, гипоальбуминумия и вообще он очень похудел. Но ему очень повезло", – говорит старший ординатор отделения гнойной хирургии Дмитрий Ситченко.
Хмельничанина Александра привезли в больницу в сознании. О ранениях он рассказал: наступил на мину, скорее всего, – лепесток.
"Месяц и шесть дней я не мог эвакуироваться. А потом погода стала хуже, дроны замолчали на время, и меня смогли вывезти. Накладывали мне турникет ребята, сам бы я не смог. Я все сознавал еще со второго дня после ранения, что потеряю ногу. И я уже не зацикливаюсь на этом. Хотел жить, хотел к семье, сыновьям. У меня двое сыновей. Старшему 12, меньше всего 2 лет. Это меня и держало", – поделился уже в послеоперационной палате Александр.
Впереди у него – медицинская эвакуация на запад страны и протезирование.
Напомним, ранее портал "Комментарии" писали, как в Охматдете прооперировали девочку с редкой патологией. У девочки были наружные половые органы в виде мужских.