Швеция раскритиковала Китай за отказ допустить главного следователя северной страны на борт китайского судна, подозреваемого в разрыве двух кабелей в Балтийском море, сообщает FT.
В субботу, 21 декабря, судно Yi Peng 3 отплыло от причала в международных водах между Данией и Швецией и, похоже, сейчас следует в Египет после того, как китайские следователи поднялись на борт в четверг, 19 декабря.
Китайская команда разрешила представителям Швеции, Германии, Финляндии и Дании подняться на борт как наблюдателям, но не разрешила доступ шведскому прокурору Генрику Седерману, согласно заявлению Стокгольма.
"Это то, к чему правительство по своей природе относится серьезно. Примечательно, что судно отходит без предоставления прокурору возможности осмотреть его и допросить экипаж в рамках шведского уголовного расследования", - заявила министр иностранных дел Швеции Мария Мальмер Стенергард.
Правительство Швеции оказывало давление на китайские власти, чтобы сухогруз переместился из международных вод к шведской территории, что позволило бы провести полное расследование разрыва двух подводных волоконно-оптических кабелей в прошлом месяце.
Источники FT говорят, что после того, как следователи побывали на борту судна в четверг, осталось мало сомнений в причастности Yi Peng 3 к инциденту.
"Нежелание Китая сотрудничать в расследовании подводного инцидента в Балтийском море не должно стать прецедентом в Европе или где-либо", - заявил министр иностранных дел Литвы Кястутис Будрис.
Министерство иностранных дел Китая пока не ответило на запрос FT о комментарии.
Yi Peng 3 принадлежит компании Ningbo Yipeng Shipping, которая владеет лишь одним судном и базируется вблизи восточнокитайского портового города Нинбо.
Среди стран существуют разногласия по поводу инцидента с разрывом кабелей. Некоторые люди, близкие к расследованию, выразили мнение, что плохое управление судном могло привести к тому, что якорь Yi Peng 3 тянулся по дну в Балтийском море.
В то же время, представители правительств других стран в частных разговорах заявляли, что подозревают Россию в причастности к повреждению кабелей, предполагая, что РФ, возможно, заплатила деньги экипажу судна.
Разрыв двух кабелей в ноябре — это второй за свыше года случай, когда китайское судно повредило инфраструктуру в Балтийском море. Китайский контейнеровоз Newnew Polar Bear повредил газопровод в октябре 2023 года, протянув свой якорь по дну Балтийского моря во время шторма. Тогда чиновники медленно отреагировали на инцидент, позволив судну Newnew Polar Bear покинуть регион — такой ошибки следователи попытались избежать уже в случае с Yi Peng 3.
Некоторые скандинавские и балтийские официальные лица скептически относятся к возможности того, что подобные инциденты за относительно короткий период времени — случайность.