Предыдущая команда министерства формировала огромные бюджеты под инженеров-консультантов на строительстве – вице-премьер Кулеба
Предыдущая команда министерства формировала огромные бюджеты под инженеров-консультантов на строительстве – вице-премьер Кулеба

Предыдущая команда министерства формировала огромные бюджеты под инженеров-консультантов на строительстве – вице-премьер Кулеба

Предыдущая команда министерства формировала огромные бюджеты под инженеров-консультантов на строительстве – вице-премьер Кулеба

Глава государства еще не подписал закон №5655, однако позицию инженера-консультанта (их в Украине всего 37!) Минразвития уже ввело в методические рекомендации по подготовке тендеров по отбору исполнителей. Именно в формулировке, обозначенной в сертификатах монополиста Гильдии инженеров технического надзора за строительством объектов архитектуры.

В Украине проектировщик строительства является заказчиком экспертизы и дополнительный тендер на ее закупку не проводится. При этом все давно привыкли к тому, что экспертизу можно купить. Глава Агентства восстановления получает и подписывает проект, совершенно не зная, что там внутри и кто и сколько на нем заработает. Ну, или наоборот, все зная. Но кадрового ресурса проверить все еще раз нет. Что с этим планирует делать Министерство развития громад и территорий в интервью ZN.UA рассказал его глава и вице-премьер-министр по восстановлению Алексей Кулеба, с которым пообщалась редактор отдела внутренней политики Инна Ведерникова.

«Государство лицензирует всю строительную сферу, а министерство формирует государственную политику. Агентство восстановления реализует проекты внутри этой политики. Что для меня важно? Чтобы мы строили быстро, качественно и прозрачно. Чтобы мы строили из украинских материалов, формировали строительные кластеры, которые бы постепенно превращались в точки экономического роста. Покупают ли экспертизу? Наверное, да», – отметил Кулеба.

По словам министра, ему важно, чтобы в агентстве работал консультационный совет с «людьми с репутацией», которые, зная, как работает сфера изнутри, рекомендовали бы и внедряли инструменты для ее улучшения. В частности, он подразумевает экспертов, доноров, международных представителей.

Правда, все о чем говорил Кулеба, давно проанализировано, уверена Инна Ведерникова. И вполне вероятно, что независимый совет прежде всего порекомендовал бы уволить профильного заместителя Наталью Козловскую, имеющую прямое отношение к монополии Гильдии инженеров технического надзора за строительством объектов архитектуры.

Также следует обратить особое внимание на институт инженеров-консультантов, который согласно законопроекту №5655 обязательно должен присутствовать в частной контролирующей компании. Именно в формулировке, отмеченной в сертификатах Гильдии. А не, например, проект-менеджеров, сертифицированных в Украине международной организацией инженеров-строителей FIDIC. И таких отечественных инженеров-консультантов на всю страну всего 37. Трудно себе даже представить степень их востребованности и, соответственно, оплаты. При этом президент еще не подписал закон №5655, а позиция инженера-консультанта Минразвития уже введена в методические рекомендации по подготовке тендеров для отбора исполнителей. То есть, проектная компания имеет право участвовать в тендере, только если у нее в штате будет инженер-консультант. Это условие выигрыша тендера.

«Я знаком с этой историей, и мне известно, что предыдущая команда действительно формировала огромные бюджеты под инженеров-консультантов. Но это все решаемые вопросы. Если руководствоваться общей логикой, в моем понимании единственный выход из всех перечисленных вами проблем – диджитализация всех процессов (На примере ГИАМ - ZN.UA). Чтобы мы знали фамилию каждого, кто на каком этапе и какое решение принимает. Это о персональной ответственности», – заявил министр.

По его словам, такой подход необходим при формировании цены на услуги и товары, а также при проведении экспертизы. При этом Кулеба уверен, что эти проблемы узкие и нишевые.

На замечание о том, что в случае с Гильдией инженеров-консультантов нужна не диджитализация, а разбиение монополии, Кулеба заявил, что у него совсем другой подход. По его версии, когда удастся сделать процесс прозрачным в электронной модели, любые коррупционные риски минимизируются.

«Понимаете, вы берете часть проблемы, безусловно, важной, но не ключевой. Ключевым является, например, вопрос: должен ли быть лицензированный рынок строительства? Какие виды работ? Сколько рабочий должен получать? Что касается подрядной работы, то проблема, с которой нужно прежде всего бороться, — это формирование рынка подрядчиков. Настоящих. Не тех, что с уставным фондом сто гривень и директором, который уже пять лет сидит в тюрьме. Или с владельцами, которых никто никогда не увидит. Мы будем это точно исправлять», – заявил министр.

По словам Кулебы, для него показателен кейс детской больницы «Охматдет». В случае с ней, добавил вице-премьер, на тендер пришли компании, у которых уставный капитал — 6 тысяч гривень максимум. Остальные компании с еще меньшим уставным капиталом.

«Это о чем свидетельствует? О том, что, как минимум, мы не понимаем, за счет чего эти компании живут. И, вероятнее всего, это какие-то подставные однодневки. Нужно повысить планку как ответственности, так и возможности подрядчиков выполнять заказы», – добавил Кулеба.

И, по мнению Кулебы, нужно «вывести строительный рынок в белую».

«Но для того чтобы люди получали официальную зарплату, нужно изменить в министерстве коды и подходы к формированию услуг. Потому что сейчас есть коэффициенты, которые просто не дадут разогнать эту зарплату. Поэтому выгоднее платить в конвертах. А за счет чего его сформировать? За счет продукта. Когда вы заходите в строительство, у вас есть только две составляющие. Товары и люди. Если вам нужно работнику заплатить 30 тысяч, а вы можете официально провести только три тысячи, то взять то, чего не хватает, можно только на товарах. Больше негде», – заявил Кулеба.

По его словам, это два взаимосвязанных и важнейших процесса. Проектирование, экспертиза, технадзор и т.д. — это, безусловно, очень важный сегмент на проекте, но они лишь сопровождают процесс строительства, уверен министр. А процесс строительства – главный. Там же, подытожил Кулеба, все объемы.

В первой части интервью Алексей Кулеба рассказал Инне Ведерниковой о субъектности Кабинета министров, ключевых вызовах министерства, построении коммуникации с местными властями, коррупционных рисках бюджета и региональной политике.

Источник материала
loader