Финансирование российского терроризма.
Великобритания на днях объявила о новых санкциях против 20 танкеров, "незаконно перевозивших российскую нефть", - говорится в заявлении, обнародованном на сайте британского правительства.
Премьер-министр Британии Кир Стармер при этом уточнил, какие новые антироссийские санкции и почему были утверждены.
"Сегодняшние санкции направлены против 20 судов теневого флота, перевозящих нелегальную российскую нефть, включая Ocean Faye, Andaman Skies и Mianzimu, каждое из которых в 2024 году перевезло более четырех миллионов баррелей российской нефти", - говорится в сообщении.
В целом же Великобритания ввела санкции против более 100 судов, транспортирующих российские энергоносители, в том числе против 93 нефтяных танкеров.
Напомним, Россия использует старые танкеры (часто незастрахованные и с непонятным правом собственности) для экспорта сырой нефти и нефтепродуктов за границу, несмотря на санкции Евросоюза и G7.
В рамках систематических усилий РФ, направленных на обход ЕС, "теневой флот" обеспечивает ключевую финансовую основу для России в ее войне против Украины.
По данным Kpler, в июле 2024 года 83% российской сырой нефти и 46% нефтепродуктов были отправлены теневыми танкерами.
При этом только 33% судов были застрахованы известными международными страховщиками.
Как сообщает Главное управление разведки (ГУР) Минобороны Украины, теневой флот насчитывает более тысячи преимущественно устаревших, плохо обслуживаемых судов без надлежащего страхования, с "запутанными" структурами собственности и управления, расположенными в "дружественных" юрисдикциях, под "удобными" флагами, и имеет общий дедвейт свыше 100 млн тонн (около 17% мирового флота нефтяных танкеров).
"Несмотря на жесткие санкции Министерства финансов США, направленные против теневого флота, Россия продолжает его расширять, вводя новые танкеры, что позволяет стабильно экспортировать и уклоняться от ограничения цен на нефть.
Лишь 36% российского экспорта нефти были доставлены танкерами, застрахованными IG.
Для других поставок Россия использовала свой теневой флот, отвечавший за экспорт примерно 2,8 мб/день сырой нефти и 1,1 мб/д нефтепродуктов в марте 2024 года", - пишет эксперт по энергетике Антонио Гарсия в статье для Oil.
При этом сокращение роли основного мирового флота фундаментально подрывает рычаги ценового ограничения и глобальной торговли нефтью, отмечает издание.
В 2023 году Россия заработала на экспорте нефти 188 млрд долл., Иран - почти 53 млрд.
Доходы от продажи нефти обеспечивают авторитарных акторов ресурсами для реализации ядерных программ, разработки современных беспилотников и ракет, постоянной финансовой и материальной поддержки террористической деятельности своих региональных прокси и оплаты услуг сетей транснациональной преступности", - говорится в сообщении ГУР.
Вред для экологии.
Эта деятельность РФ вызывает опасения по поводу риска экологических катастроф, в том числе крупных разливов нефти, отмечают журналисты Радио Свобода.
Главная причина - россияне используют все больше старых дырявых "посудин", попадающих в аварии.
В частности, кораблекрушение близ Керчи - один из последних таких инцидентов.
По сообщению МЧС России, 15 декабря этого года во время шторма в Азовском море утонули два российских танкера - Волгонефть 212 и Волгонефть 239.
В результате произошла утечка перевозимых нефтепродуктов и один человек погиб.
Затопление танкеров произошло в Керченском проливе.
Танкеры потерпели аварию в одном районе, с небольшим промежутком во времени.
Во время крушения высота волн достигала 3,5 метра, скорость порывистого ветра - 24 м/с.
У танкера Волгонефть-212 оторвало носовую часть, сообщили в российских экстренных службах.
На борту обоих танкеров могло быть около 8 тыс.
тонн нефтепродуктов.
Масштабы загрязнения Азовского моря устанавливаются, сообщали в Минприроды РФ.
Впоследствии стало известно следующее: вылившиеся из танкеров в Керченском проливе нефтепродукты покрыли побережье Черного моря на севере Краснодарского края.
"Нефтепродукты вынесло на берег в течение нескольких десятков километров от поселка Веселовка в Темрюкском районе и до станицы Благовещенской в Анапе", - сообщил кубанский губернатор Вениамин Кондратьев 17 декабря.
В Анапе и ряде населенных пунктов Темрюкского района был введен режим чрезвычайной ситуации.
Однако шторм относит мазут и дальше, в сторону города Сочи.
По данным руководителя Института Черноморских стратегических исследований Андрея Клименко, оба уничтоженные морем российские судна - очень старые и имеют "речной" класс, что предполагает определенные ограничения.
Он обнародовал и прокомментировал карту, на которой указано примерное место крушения танкеров.
"Это около 8 миль от морского порта Тамань (рейдовая перевалка к югу от Керченского пролива).
Суда очень старые - им 55 и 51 год", - сообщил эксперт в комментарии УНИАН.
Как отметил Клименко, о них есть запись в речном регистре, согласно которой они имеют класс М-ПР2,5 и О-ПР2,0.
Исходя из этой информации, оба судна в такую погоду вообще не должны были выходить в море.
Стратегическая угроза.
Впрочем, вред для экологии - не единственный побочный эффект использования Россией этих танкеров.
РФ может использовать теневой флот для стратегических целей в военных конфликтах, утверждают специалисты.
Как отмечает Politico, с момента вторжения России в Украину в 2022 году теневой флот РФ составляет риск не только для легальных судов, прибрежных государств и морской среды, он является дополнительной угрозой для членов НАТО.
Россия может использовать этот огромный флот для стратегических морских перевозок.
По словам журналистов, владельцы тысячи теневых судов вполне могут помогать в этом Кремлю.
В издании напомнили, что стратегические морские перевозки являются одним из видов военной деятельности, проходящей далеко от глаз общественности.
В частности, коммерческие суда снабжают необходимое для армии снаряжение - от танков до горючего.
И если Россия решит разрешить новый военный конфликт, то вполне может воспользоваться теневым флотом.
Ирина Носальская.