Без радиолокации - никуда.
О том, что Украина получила от Дании вторую партию истребителей F-16, стало известно 7 декабря.
"Вторая партия F-16 для Украины от Дании уже в Украине.
Это лидерство в защите жизни, отличающее Данию.
Предоставленные датчанами самолеты из первой партии уже сбивают российские ракеты и спасают наших людей, нашу инфраструктуру.
Сейчас наш воздушный щит усилен дополнительно", - заявил президент Украины Владимир Зеленский.
Теперь украинские воздушные силы имеют на вооружении почти эскадрилью таких самолетов, - сообщил производитель средств радиоэлектронной борьбы Анатолий Храпчинский в эфире телемарафона.
Напомним, по стандартам НАТО эскадрилья - это 18-21 самолет.
По словам эксперта, такое количество F-16, уже имеющих Воздушные Силы, позволяет использовать их для стратегических задач.
При этом имеющиеся истребители уже могут "закрыть" 50% территории нашей страны, добавил Храпчинский.
"В принципе, имеем эскадрилью.
Это мощная защита воздушного пространства.
Речь идет о расширении возможностей перехвата воздушных целей за счет авиационной составляющей… Безусловно, надо говорить о том, что такое количество самолетов уже позволяет использовать их для стратегических задач.
То есть для ударов по территории Российской Федерации", - отметил он.
Впрочем, для достижения поставленных целей им желательно иметь определенное дополнительное оборудование.
Эксперт пояснил, что для применения самолетов, в частности против КАБов, нужны иностранные системы радиолокации.
"Это позволит работать (самолетами F-16 - ред.) уже не только против КАБов, но и непосредственно по наземным целям, которых очень много на оккупированной территории и в РФ.
Тем более, что орудия для работы на близком расстоянии, в частности, авиабомб, которые предоставлены США, есть в достаточном количестве.
Следует говорить о передаче ракет большой дальности JASSM, которые могут работать на расстояние 370 или 950 км.
То есть это уже зависит от разрешения наших западных партнеров", - подчеркнул Храпчинский.
Швеция объявила о своих планах передачи Украины самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Saab 340 весной 2024 года.
По своему функционалу он напоминает американский AWACS или российский А-50.
В отсутствие таких самолетов, по словам авиационного эксперта Константина Криволапа, Украина может использовать западные истребители F-16 только как средство противовоздушной обороны.
"Мы пока не получили Saab 340, которые нам пообещали шведы.
Мы не получили AMRAAM соответствующей дальности.
Имеющиеся ракеты AMRAAM с нынешней дальностью можно использовать для комплексов NASAMS, ими можно сбивать вертолеты, можно, наверное, сбивать самолеты Су-25, Су- 24.
Но наши F-16 с имеющимися ракетами и радарами пока не готовы для выполнения необходимых серьезных задач", - подчеркнул он в эфире FREEДОМ.
Будущая обороноспособность.
Напомним, об "авиационной коалиции" украинские власти и высокопоставленные должностные лица стран-партнеров Украины заговорили еще в середине мая 2023 года.
30 мая эксминистр обороны Алексей Резников заявил, что Украине нужно около 120 истребителей - большинство из них должны составить F-16, однако и другие модели тоже усилили бы украинское войско.
А еще ранее пресс-секретарь Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат в интервью испанскому изданию El Pais рассказал, что в целом Украине нужно "по меньшей мере пять бригад, а в каждой бригаде по три эскадрильи.
Это будет то количество самолетов, которое вместе с системами ПВО действительно сможет обеспечить охрану воздушного пространства для Украины".
Однако пока "имеем, что имеем": поставка не только самих самолетов, но и оборудование к ним происходит со скрипом.
В настоящее время Госдепартамент США предварительно одобрил продажу правительства Украины сопутствующего оборудования для технического обслуживания истребителей F-16, сообщает РБК-Украина со ссылкой на сайт Агентства по сотрудничеству в сфере безопасности американского Минобороны.
Что нам это дает? Известно, что правительство Украины обращалось в США с просьбой приобрести и обеспечить объединенную систему планирования миссий (JMPS); простые ключевые загрузчики (SKL) AN/PYQ-10; незначительные модификации истребителей и их техническую поддержку; программу усовершенствования компонент двигателя (CIP); запасные и ремонтные части; расходные материалы и аксессуары; поддержку ремонта и возврата; программное обеспечение для вооружения, оборудование для поддержки программного обеспечения для вооружения, а также засекреченное и несекретное программное обеспечение и поддержка доставки; засекреченные и несекретные публикации и документации; подготовку личного состава и тренировочное оборудование; исследования и обзоры; инженерно-технические услуги правительства США; услуги по ремонту и обслуживанию самолетов F-16, F-17, F-18, F-20; инженерные, технические и логистические услуги правительства США и подрядчиков, а также другие связанные с ними элементы логистики и программной поддержки.
Вероятно, именно на этот апгрейд F-16 Агентство по вопросам сотрудничества в сфере безопасности Минобороны США и выдало необходимый сертификат, о чем сообщил американский Конгресс.
Ориентировочная общая стоимость всего заявленного оборудования составляет 266,4 миллиона долларов.
Главными подрядчиками заявлены компании Sabena (Шарлеруа, Бельгия), Lockheed Martin Aeronautics (Форт-Уорт, Техас) и Pratt and Whitney (Ист-Гартфорд, штат Коннектикут).
Этот пакет помощи улучшит способность Украины противостоять нынешним и будущим угрозам, предоставляя ей более мощную систему противовоздушной обороны для выполнения миссий по самообороне и обеспечению региональной безопасности.
Так почему же до сих пор нет самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Saab 340 от Швеции, то есть "глаз" для наших F-16?.
"Продолжается обучение, подготовка инфраструктуры.
Ведь здесь с пилотами нет проблем - можно набрать среди гражданских пилотов, которые уже допущены к данному виду самолета.
Понятно, что нужно получить определенные доступы.
Поскольку это хоть и такой же самолет, но военного назначения", - объяснил Храпчинский в эфире 24 Канала.
В то же время авиационный эксперт добавил, что много времени требует обучения техническому персоналу самолета.
"Есть еще и необходимость научить операторов боевого управления, которые должны находиться в самолете и работают на средствах радиоэлектронной борьбы, разведки или радиолокации, которые есть на самолете.
Это длительное время подготовки", - добавил Храпчинский.
Ирина Носальская.