"Больше никаких Будапештов": как Трамп может навсегда закончить войну в Украине – WP
"Больше никаких Будапештов": как Трамп может навсегда закончить войну в Украине – WP

"Больше никаких Будапештов": как Трамп может навсегда закончить войну в Украине – WP

"Больше никаких Будапештов": как Трамп может навсегда закончить войну в Украине – WP

Американский журналист рассказал, как Трамп должен выстроить политику в отношении России, чтобы прекратить войну и избежать повторной агрессии Кремля.

В четверг, 5 декабря, будет 30-я годовщина Будапештского меморандума - соглашения между Россией, Украиной, Соединенными Штатами и Великобританией при посредничестве президента США Билла Клинтона, по которому Киев согласился отказаться от ядерного оружия, полученного в наследство после распада СССР, в обмен на гарантии безопасности, которые не сработали после нападения РФ в 2014 году. Новоизбранному американскому президенту Дональду Трампу, который заявил, что сможет закончить российско-украинскую войну, следует прислушаться к "урокам Будапешта", чтобы не повторить их.

Такое мнение высказал писатель и журналист Марк Тиссен, являющийся сотрудником Американского института предпринимательства и бывшим главным спичрайтером президента США Джорджа Буша, в статье для The Washington Post.

Автор напоминает, что после распада Советского Союза в 1991 году Украина унаследовала почти 2000 единиц ядерного оружия, а также межконтинентальные баллистические ракеты и стратегические бомбардировщики для его доставки, что сделало его третьим по величине ядерным государством в мире. В 1994 году президент Билл Клинтон выступил посредником в заключении соглашения между Россией, Украиной, Соединенными Штатами и Великобританией, согласно которому Украина согласилась отказаться от этого оружия. В обмен на это Россия обязалась "уважать независимость и суверенитет и существующие границы Украины" и "воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Украины". Москва также согласилась воздерживаться от "угрозы агрессии с применением ядерного оружия". А США и Великобритания предоставили Украине гарантии безопасности, пообещав "помощь... если Украина станет жертвой агрессии".

Однако эти гарантии оказались пустыми словами, поскольку в 2014 году российский диктатор Владимир Путин вторгся в Украину, оккупировал полуостров Крым и часть Донецкой и Луганской областей, что является прямым нарушением обязательств, которые Россия взяла на себя в Будапеште. Перед лицом этой агрессии администрация президента США Барака Обамы не смогла выполнить свою часть соглашения, отказавшись предоставить Украине оружие для самозащиты. В то же время, опасаясь, что вооружение Украины спровоцирует Москву, Обама предложил Киеву лишь нелетальную помощь.

Тиссен указывает, что когда Дональд Трамп вступил в должность в январе 2017 года, он изменил политику умиротворения Обамы и стал первым президентом, предоставившим Украине летальное оружие. Республиканец также ужесточился в отношении Путина во многих других аспектах: ввел санкции против Москвы, выслал российских дипломатов, осуществил кибератаку на Россию, направленную против петербургского "Агентства интернет-исследований" (известной как "Фабрика троллей"), дал зеленый свет американским военным на уничтожение сотен наемников "Вагнера" на востоке Сирии и убедил членов НАТО увеличить свои оборонные расходы на 400 миллиардов долларов.

После полномасштабного вторжения Путина в 2022 году Билл Клинтон признал, что виной этому стало Будапештское соглашение, которое он заключил, говорится в материале.

"Я чувствую личную ответственность, потому что я заставил их согласиться на отказ от ядерного оружия, – сказал Клинтон в интервью ирландской телерадиокомпании RTE. "Никто из нас не верит, что Россия пошла бы на этот шаг, если бы Украина все еще владела ядерной оружием".

Автор статьи приводит ключевые моменты для Дональда Трампа, которые можно вынести из провала Будапештского соглашения:

Во-первых, Путин не хочет мира, он хочет захватить всю Украину. Он нарушит любое международное соглашение, которое Россия подпишет для достижения своей цели. Единственный способ остановить его – это сделать его цель недостижимой. Как мы видели, Путин считает, что он может переждать сильного президента США, пока ему на смену не придет другой, более слабый. Если ему позволят это сделать, он просто воспользуется прекращением боевых действий, чтобы сделать паузу, восстановить свои силы и возобновить вторжение, когда придет время. Если Трамп хочет миру, который переживет его президентство, это соглашение должно создать условия, которые делают невозможным возобновление войны.

Во-вторых, западные гарантии безопасности ничего не стоят, если они не подкреплены военной силой Запада. Длительный мир потребует, чтобы любое соглашение, о котором будет договариваться Трамп, предусматривало создание защищенных границ с демилитаризованной зоной, обеспечивающей международные миротворческие силы (из европейских, а не американских войск). Путин должен понять, что это соглашение окончательно, и что если он когда-нибудь попытается возобновить свое вторжение, он будет воевать не только с Украиной.

В-третьих, Украина должна быть достаточно сильна в военном плане, чтобы сдерживать Россию. Отказ от ядерного сдерживания и зависимость от других в ее защите был ошибкой. Украине нужно будет создать столь мощные традиционные средства сдерживания, чтобы Россия никогда не хотела воевать. Это значит, что даже если Трампу удастся достичь мира, императив вооружения Украины сохранится. Мы должны найти механизмы увеличения потока американского оружия, направляющегося в Киев, которые не потребуют от американских налогоплательщиков нести расходы.

"Если Трамп хочет избежать исторического провала, как в Будапеште, он должен избежать ловушки попыток успокоить Путина обещаниями об украинском нейтралитете и разоружении. Он не хочет присоединиться к Невиллу Чемберлену в пантеоне лидеров, которые обещали мир в наше время, но достигли обратного. Трамп говорит, что хочет предотвратить Третью мировую войну. Если это так, то он должен сделать то, что он делал во время своего первого срока, и обеспечить мир через силу", – подытожил Тиссен.

America First. "Сначала Америка". С этим лозунгом Дональд Трамп дважды стал президентом Соединенных Штатов. Но что это означает на практике в его исполнении? Чего ждать нашей стране?

Для Украины это может означать, что в собственной коммуникации с Вашингтоном придется отказаться от привычных акцентов на помощи США в развитии и укреплении здесь демократических институций и гражданского общества, – это и есть составляющие того "зарубежного государства", которое новая администрация Белого дома будет сворачивать.

С другой стороны, это может означать и долгожданный переход от "глубоких беспокойств", бесконечной балансировки и слишком общих политик к конкретным двусторонним договоренностям, которые могут дать более быстрые и ощутимые результаты.

Так считает председатель комитета Верховной Рады Украины по экономическому развитию Дмитрий Наталуха, который в статье "Понять Трампа и сделать его союзником" разбирался во внешнеполитическом мышлении новоизбранного президента США.

Источник материала
loader