После разворачивания северокорейских войск в войне на стороне РФ южнокорейские чиновники сигнализировали, что могут пересмотреть свою политику по предоставлению летального вооружения Украине.
Министр обороны Рустем Умеров во главе специальной делегации Украины на прошлой неделе посетил Сеул, где провел переговоры с президентом Республики Корея (РК) Юн Сок Ёлем, советником по национальной безопасности Син Вон Сиком и министром обороны Ким Ён Хёном.
Казалось бы, угрожающее военное сближение Москвы и Пхеньяна должно подтолкнуть южнокорейское правительство к более решительной поддержке Украины. По результатам встреч стороны подчеркнули, что будут продолжать обмен информацией о северокорейском сотрудничестве и укреплять отношения в сфере безопасности. Впрочем, похоже, предоставить Украине оружие Южная Корея до сих пор не решается. И на это есть причины.
Факторы сдерживания
Внутри страны Юн Сок Ёль сталкивается с серьезным сопротивлением южнокорейского общества и оппозиции, которые боятся втягивания в прокси-войну с КНДР на территории Украины и ухудшения отношений с Москвой, что может привести к обострению ситуации на Корейском полуострове. Тем более что на днях заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко в который раз пригрозил разрывом отношений и последствиями для безопасности РК, если южнокорейское оружие будет использоваться для убийства российских граждан.
Сейчас президент Юн вынужден учитывать ряд факторов, которые серьезно сдерживают южнокорейское правительство от военной поддержки Украины.
Во-первых, стремление новоизбранного президента США Дональда Трампа завершить российско-украинскую войну, а также сделанные им ранее заявления об остановке военной помощи Украине. Это ставит под сомнение уместность предоставления летального оружия Киеву и создание рисков для себя в отношениях с РФ, если ведущий союзник страны в сфере безопасности будет проводить другую политику. Также в РК обращают внимание на ситуацию возможного уменьшения помощи Украине в европейских государствах.
Во-вторых, в южнокорейских политических и экспертных кругах превалирует мнение, что прямая поставка Украине летального оружия, а не через третьи страны, в частности через США, подтолкнет Москву к предоставлению в ответ критичных ракетно-ядреных технологий КНДР.
В-третьих, главная оппозиционная демократическая партия «Тобуро», имеющая большинство в парламенте, выступает против предоставления летального оружия Украине и угрожает президенту импичментом в случае принятия такого решения в обход. Кроме того, вследствие политического противостояния оппозиции и правительства оппозиционные силы принципиально сопротивляются всем внешне- и внутриполитическим инициативам президента.
В-четвертых, общественные настроения. Согласно опросу общественного мнения, проведенному в конце октября 2024 года по заказу Joongang Ilbo агентством Gallup Korea, 64% респондентов выступают против поставки оружия Украине, тогда как 28% — за, 8% — не знают или отказались отвечать. Опросы состоялся после заявления президента страны, что Южная Корея может пересмотреть позицию по предоставлению летальной помощи.
Как показало исследование, безопасность неприоритетна среди запросов граждан о деятельности президента на вторую половину его срока. Проблемы, больше всего беспокоящие респондентов, выглядят так: восстановление экономики — 21%, улучшение благосостояния граждан и стабилизация инфляции — 16, укрепление национальной обороны и безопасности — 5, решение вопросов вокруг первой леди — 5%. Как видим, национальная безопасность находится на одном месте со скандалами, связанными с женой президента (ее обвиняют в манипуляциях с ценами акций, получении роскошной сумки в подарок от корейско-американского пастора и влиянии на назначение на высокие должности). Демократическая партия «Тобуро» инициировала назначение специального прокурора для расследования этих фактов, но президент ветировал оппозиционный законопроект.
Учитывая эти факторы, южнокорейская власть продолжает придерживаться осторожной позиции и пообещала определять уровень поддержки Украины, включая поставки летального оружия, в зависимости от «масштабов военного сотрудничества между Россией и Северной Кореей». Такое определение лишено конкретики, поэтому открывает возможности для маневрирования.
В то же время анализ заявлений представителей южнокорейского правительства позволяет сделать вывод, что Южная Корея продолжает ориентироваться на ранее обозначенные «красные линии» — передачу Москвой Северной Корее передовых военных ядерных и ракетных технологий, в частности технологий для повторного входа в атмосферу, раздельной головной части с блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН), разведывательных спутников, ядерных подводных лодок.
Оппозиционное сопротивление
После обнародования информации о разворачивании северокорейских войск на фронте власть Южной Кореи заявила о намерениях отправить в Украину мониторинговую группу, которая будет анализировать военную деятельность Северной Кореи на поле боя, консультировать украинскую сторону и участвовать в допросе плененных северокорейских военных. Но даже отправка мониторинговой группы при участии военных и разведчиков натолкнулась на серьезное сопротивление со стороны оппозиционной демократической партии «Тобуро», которая грозит объявить недоверие министру обороны.
Официально оппозиция ссылается на статью 60 Конституции, согласно которой Национальная ассамблея имеет право давать согласие на отправку вооруженных сил в иностранные государства. Однако, как утверждает министр обороны, в соответствии с действующими директивами министерства о разворачивании вооруженных сил за рубежом, он имеет право отправить небольшую группу персонала в форме на короткий срок пребывания для сбора и получения информации.
Разворачивание такой группы будет базироваться на потребностях Сеула получить информацию, касающуюся вопросов безопасности страны, а не на просьбах ООН или Киева. При этом министр исключил возможность отправки военных подразделений армии РК в Украину.
Оппозиция старается ограничить действия правительства по двум направлениям: готовит представление в Конституционный суд об отмене директив Министерства обороны, чтобы помешать отправке мониторинговой группы, а также хочет внести поправки в три закона, чтобы закрыть пробелы в законодательстве, позволяющие исполнительной власти проводить военные поставки за рубеж без согласия парламента, опасаясь, что президент использует их для предоставления оружия Украине.
В законе о внешней торговле, который служит официальным поводом отказать в предоставлении Украине летального оружия, речь идет о том, что для экспорта некоторых видов стратегических товаров необходимо министерское согласие, если они могут повлиять на международный мир и безопасность. Однако гибкость толкования «мирных целей» дает президенту широкие полномочия в их интерпретации, в частности и в принятии решений о предоставлении летального оружия Украине. Ведь, например, предоставление оборонного оружия может служить целям достижения мира.
Закон об управлении военными поставками позволяет министру обороны без парламентского согласия передавать поставки иностранным правительствам бесплатно или с целью получить прибыль при условии, что экспорт не вредит собственным военным потребностям РК. Аналогично закон об оборонных приобретениях и программах не содержит ограничений в отправке оборонного экспорта в зоны конфликта. Однако оппозиционная партия настаивает, что летальная помощь Украине противоречит «мирным целям», а также создает риск национальной безопасности РК, а отправка военных поставок через третьи страны идет вразрез с собственными военными потребностями, учитывая техническое состояние войны с КНДР.
Таким образом, несмотря на то, что в законодательстве РК есть окна для предоставления Украине летального оружия, под давлением геополитических, безопасностных и внутренних обстоятельств президент страны отвергал просьбу Украины о военной поддержке, с которой она неоднократно обращалась с начала полномасштабного вторжения.
Чем Южная Корея могла бы помочь Украине?
После разворачивания северокорейских войск украинская сторона снова попросила правительство Южной Кореи поддержать ее оружием, отправив официальное письмо Министерству обороны и подав запрос на недавней встрече в штаб-квартире НАТО. В интервью южнокорейскому изданию The Dong-A Ilbo посол Украины в РК Дмитрий Пономаренко указал, что украинская сторона передала на рассмотрение корейскому правительству приоритетные потребности в вооружении. Прежде всего, речь идет о системах оборонного типа — средствах ПВО, радарах, системах РЭБ, системах защиты от беспилотников.
Также Украина предоставила перечень насущных потребностей для защиты своей территории, куда входят 155-мм снаряды, системы MRLS, артиллерийские системы, бронетехника и танки. Учитывая внутренние условия, украинская власть предлагает Сеулу рассмотреть передачу оборонного оборудования на гуманитарном уровне, акцентируя внимание на том, что отправка оборонных боеприпасов — это не помощь в войне, а действия, направленные на достижение мира.
Оборонно-промышленный комплекс РК изготовляет почти всю номенклатуру вооружения и военной техники (ВВТ), используя новейшие западные технологии, что делает его совместимым с вооружением стран НАТО. В последнее время устаревшее иностранное оружие и устаревшее лицензионное ВВТ активно заменяют новыми образцами собственного производства. Поэтому РК могла бы предоставить Украине ряд необходимых видов вооружения, в частности 105-мм снаряды, запасы которых составляют три-четыре миллиона штук; ракеты противовоздушной обороны Hawk, Mistral, Igla, которые были заменены отечественными моделями; советскую технику — танки Т80У, БМП-3, БТР-80, ПЗРК «Игла-1», ПТРК «Метис», полученные от РФ в рамках погашения долга, унаследованного от СССР; американское оружие, предоставленное РК по программам военного взаимодействия, — системы ПВО, ракеты ПВО, американскую бронетехнику, М113, самоходную артиллерию 155-мм и 105-мм, танки и прочее.
Корейская оборонная промышленность достигла успеха благодаря активному экспорту оружия, гибким условиям и общему производству, а также последовательной правительственной поддержке. У президента РК амбициозный план сделать страну четвертым экспортером оружия в мире до 2027 года. Впрочем, стоит отметить, что рост экспорта оружия более чем на 70% с 2018-го по 2022 год произошел благодаря контрактам с европейскими государствами, в частности с Польшей (22 млрд долл.), Румынией (920 млн долл.), заполнившими свои военные склады новыми южнокорейскими образцами после передачи своего вооружения Украине. Военная поддержка Киева не только обеспечила бы Сеулу экономические выгоды, но и помогла бы проверить потенциал собственного вооружения, учитывая то, что Пхеньян проводит практическое испытание и усовершенствование своего оружия в условиях войны.
Под давлением США и других западных стран Южная Корея поставляла Украине оружие косвенно через третьи страны, в частности через Соединенные Штаты. Так, она передала США 550 тыс. 155-мм снарядов для замены боеприпасов, отправленных ими в Украину. Благодаря этой схеме косвенный вклад РК в поставки артиллерийских боеприпасов стал больше, чем всех европейских стран, вместе взятых. Кроме того, Южная Корея разрешила экспорт в Украину своих компонентов оружия, входивших в польские гаубицы Krab. Таким образом были найдены пути избежать негативных последствий как для Южной Кореи, так и лично для президента Юн Сок Ёля. Однако попытки Украины получить другие виды южнокорейского вооружения в результате контрактирования и передачи через третьи страны сразу становились известны России и были остановлены под ее давлением.
Такой осторожный подход сильно ограничил военную поддержку Украины со стороны Южной Кореи, а также позволил Путину, с одной стороны, умело давить на слабые места южнокорейской власти, а с другой — постепенно менять статус-кво на Корейском полуострове, втягивая Пхеньян в свою военную авантюру.
Власть РК старается привлечь международное сообщество к общему противодействию российско-северокорейскому сотрудничеству в сфере безопасности, но выбранная Западом и отдельно Южной Кореей стратегия избегать эскалации в ответ на российскую агрессию против Украины только стимулировала динамику углубления отношений между РФ и КНДР. Так, неоднократные угрозы предоставить летальное оружие Украине, которые так и не были реализованы, лишь еще больше убедили Путина и Ким Чен Ына в том, что их действия останутся ненаказанными. Без общей стратегии агрессивного сдерживания, предусматривающей предоставление Украине достаточного количества оружия и разрешение поражать военные цели дальнобойным оружием, вовлечение Северной Кореи в войне будет только расти.
Несмотря на все, Украина должна продолжать активный диалог с Южной Кореей, чтобы стимулировать власть страны к большей поддержке Киева. Даже если южнокорейское правительство сейчас не готово на решительные шаги, общая глобальная турбулентность и риск роста напряжения на Корейском полуострове и в Азиатском регионе в целом открывает беспрецедентное окно возможностей для углубления сотрудничества между Киевом и Сеулом. Окно, которым Украина просто обязана воспользоваться.