Сэкономить или потратить лишнее? В "черную пятницу" можно и то и другое. Когда же стартует период предрождественских скидок, что стоит покупать, а какие товары лучше обходить десятой дорогой - журналисту Коротко про рассказали сами продавцы. Конечно, анонимно.
Минус 70% – это только обещание
Весь мир, в том числе Украина, готовится к периоду больших скидок. Black Friday, или "черная пятница", начнется уже 29 ноября. Но будет действовать не один день, а до понедельника (так называемый Киберпонедельник) или в течение недели (Кибернеделя). Такими, на первый взгляд, щедрыми акциями магазины хотят заманить в свои сети больше платежеспособных покупателей.
Уже сейчас и крупные торговые сети, и маленькие бутики, в том числе онлайн, пестрят рекламными предложениями типа «Только у нас в Черную пятницу до 60%/70%/80% (кому сколько фантазия позволяет. – Авт.) скидки на все!»
- Не верьте таким щедрым обещаниям, - рассказывает Коротко про владелица одного из столичных магазинов одежды и аксессуаров Юлия. – Пожалуй, уже всем известно, что магазины хитрят: заранее до распродажи безумно поднимают цену, а перед "черной пятницей" ставят якобы скидку, а на самом деле такой товар покупатель покупает еще и с хорошей наценкой.
– А какая политика скидок в вашем магазине? – спрашиваем.
– К скидкам отношусь очень осторожно, – признается Юлия. – Но в моем магазине они будут, правда, только для постоянных клиентов. И не более -20% от, уточняю, наценки.
Для людей, не понимающих, что же такое наценка, объясняем. К примеру, владелица заказала 10 сумочек одного и того же дизайна. Производитель продал их (чтобы облегчить процесс подсчета) по 1000 грн за сумку. При получении в магазине к этой тысяче прибавили свой процент, то есть наценку. В лучшем случае это 100%, то есть еще 1000 грн. Следовательно, сумка обойдется в 2000 грн. При скидке в 20% покупатель получит аксессуар за 1600 грн, а владелец – 600 грн собственной выручки.
– Скажу так: людям неинтересны скидки 5% или 10%, – объясняет Юлия. - Хотят большего, желательно 90%. Конечно, это в мечтах покупателя. Надо помнить, что магазин платит за аренду, коммунальные услуги, зарплаты продавцам, за рекламу… И даже за обычный бумажный пакет с логотипом!
Про технику, кресло-«барашек» и дешевый бензин
Посещавшие в "черную пятницу" торговые центры помнят длиннющие очереди за одеждой, обувью. Но больше всего люди хотели купить технику, конечно, со скидкой. И кое-кому везло. Например, автор этой статьи в прошлом году оторвала ноутбук ASUS на 10 тысяч дешевле – за 20 тысяч вместо 30 тыс. Но это действительно фарт.
- До сих пор помню, как несколько лет назад, работая в большом магазине техники, аккуратно переклеивали ценники, - рассказывает Коротко про продавец, который отказался называть свое имя. – Стоимость товара была всего на 5% меньше предыдущей, но рекламировали покупателям, что все дешевле на 50%. И люди хватали те миксеры, тостеры, хлебопечки, даже не раздумывая, нужно оно или нет. Насколько мне известно, сейчас ценники уже немногие переклеивают. Делают какие-нибудь мелкие скидки. Все же покупательная способность большинства украинцев снизилась.
– Сейчас вы работаете в JYSK. Как со скидками к "черной пятнице"? – спрашиваем.
– Скидки будут, но точно не минус 80%, – подмигивает продавец. – На разные позиции будет разный процент. Не попадут под скидку товары, на которые низкая цена всегда. И рождественские аксессуары. Приятные цены будут на постель, одеяла и, конечно, мебель.
По секрету продавец рассказал, что мегапопулярное в сети магазинов кресло-«барашек» снизится в цене вплоть до 50%.
Да что там кресло! Автомобилисты уже листают акционные предложения больших АЗС. Пока крупнейшие автозаправочные сети держат тайну, будут ли в "черную пятницу" скидки на горючее.
- Хотелось бы минус 10 гривен на литре бензина, но утешусь и минус 7, - шутит автомобилист Василий.
Скидки – это, конечно, хорошо, но, как говорится, «включите разум», чтобы действительно сэкономить и лишнего не купить. Вот несколько ценных советов.
Как поймать скидку в "черную пятницу"?
- Отслеживайте цену желаемого товара. Начните прямо сейчас, хотя и это может быть поздно. Потому что за неделю до распродажи она может вырасти на 50%, а 27 ноября будет, например, -30% от стоимости. Разве это экономия?
- Обходите акции 1+1=3 и другие схожие варианты. Это только желание продавцов продать неинтересный большинству залежалый товар.
– Эксперты говорят, что реальную скидку можно получить, покупая несезонные товары: семена, луковые цветы, ядохимикаты от вредителей. С одежды – это купальники, летние аксессуары и обувь. Еще бывают интересные акции по бытовой химии.
– Есть несколько мобильных приложений, где можно отслеживать цену на тот или иной товар в той же «Розетке» или ином маркетплейсе. Для этого нужно скачать программу на свой смартфон и ввести в поиске название товара. Затем на экране появится некая «кривая»: в определенную неделю цена «полезла» вверх, а в другую – вниз.
История «черной пятницы»
Известно, что такая акция возникла в США еще в 60-х годах. За несколько недель до Рождества американцы даже отпрашивались с работы на шопинг. Покупали одежду, рождественские товары, но прежде всего подарки.
"Почему бы не заработать на такой любви покупателей к рождественским расходам?" - подумали торговцы. И однажды после американского Дня благодарения (последний четверг ноября) впервые несколько магазинов предложили покупателям скидки на товары. Прибыль была огромной, ведь в эти магазины ринулись люди, которые хотели урвать ту или иную вещь именно со скидкой.
А «черной» такая пятница стала потому, что на американских дорогах с самого утра были безумные пробки. Аж черно от машин! Кстати, впервые термин Black Friday упомянули корреспонденты The New York Times.
Как маркетинговый ход "черная пятница" понравилась торговцам многих стран мира. Правда, с названием возникли некоторые недоразумения в Египте, Ливии, Пакистане и других арабских странах. Вместо "черной" там используют термин "белая" или "желтая" пятница.
Но как вы эту пятницу не называйте, с каждым годом скидки… снижаются. То есть уменьшаются. К примеру, в США все чаще критикуют владельцев крупных торговых сетей, которые предлагают по дешевке неликвидный товар или же ставят надоедливые акции 1+1=3. А то, что действительно ценно, таковым и остается даже в "черную пятницу".