Будущая звезда украинской и мировой оперы Людмила Повстенко (девичья фамилия) родилась 25 мая 1975 года в поселке Ирклиев, Черкасской области.
С девяти-десяти Людмила начала выступать в хорах и разных музыкальных коллективах. Родители отдали дочь в музыкальную школу на фортепиано, однако Людмиле нравилось пение.
В последнем классе музыкальной школы, когда девочке было 15 лет, ее наставники (супружеская пара Фурса, Сергей Михайлович и Галина Ильинична, он – баянист, она – дирижер-хоровик) привезли Людмилу в Киев на прослушивание к Ивану Игнатьевичу Паливоде, который тогда был завкафедрой музыкального училища имени Глиэра. Паливода взял девочку в свой класс.
Людмила в 10 лет. Фото из личного архива.
После окончания училища она продолжила учебу в Киевской консерватории также по классу вокала у педагога Дианы Петриненко.
Карьера
В 1996-ом году Людмила дебютировала в консерваторской оперной студии. Исполнила главную роль в опере «Наталка Полтавка». После окончания консерватории, певица стала солисткой оперной студии.
В 1997-ом году молодая певица стала обладательницей Гран-при на международном музыкальном конкурсе им. Н. Лысенко.
Людмила Монастырская была солисткой Киевского детского музыкального театра.
Людмила студентка консерватории. Фото из личного архива.
В 2006 году певица уехала из Киева на малую родину в Черкассы, где стала артисткой Черкасского драматического театра.
В следующем году Монастырская вернулась в Киев.
В 2008-ом году Людмила Монастырская приглашена в Национальный театр оперы и балета на главную рольв опере «Аида» Джузеппе Верди.
«В 2008-м мы в Детском музыкальном театре готовили «Аиду» для гастролей в Латинской Америке, но что-то не сложилось. Как раз в это время основной состав «Аиды» в Национальной опере уехал на гастроли в Японию. А в осеннем репертуаре были заявлены и «Аида», и «Джоконда», «Пиковая дама», «Сельская честь», «Тоска» – то есть много спектаклей с партиями для лирико-драматического сопрано. Мне предложили спеть несколько спектаклей «на замене», и все прошло успешно», - рассказывала позже оперная дива в одном из интервью.
Потом Монастырская стала получать и другие роли в оперном театре.
Первое заграничное выступление украинской оперной певицы состоялось в Тронхейме (Норвегия). Монастырская исполнила арии из оперы «Тоска» (Дж. Пуччини).
Потом состоялось выступление в Неаполе, затем Людмила приняла участие в фестивале Пуччини в Торре-дель-Лаго.
Людмила Монастырская – Амелия в постановке «Бал-маскарад», Национальная опера Украины, 2015 г.
В 2010-ом году Людмила Монастырская приглашена в «Дойче Опер», гдеисполнила главную роль в опере «Тоска». В этом же году певица «засветилась» на итальянском фестивале «Festival Puccini».
Спустя год украинская артистка появилась в лондонском театре «Ковент Гарден», исполняя роль леди Макбет в одноименной пьесе. Вскоре выступления Людмилы Монастырской оценила американская публика.
В 2012-ом году певица подписала контракт о сотрудничестве с Бернским оперным театром. В этом же году она пела в «La Scala» (Италия) и «Metropolitan Opera» (США).
С Пласидо Доминго. 2015 год. Фото из личного архива
В 2013-ом году Людмила Монастырская выступила в Лондонском королевском театре вместе с Пласидо Доминго и Зубином Метой.
Украинская певица выступала на сцене Метрополитен-опера исполнив ведущую партию в спектакле «Аида», где её партнёром по сцене был Роберто Аланья, певший партию Радамеса. Для этой версии «Аиды» была организована прямая трансляция из театра по телевидению высокой чёткостидля всего мира, в том числе на кинотеатры.
Людмила Монастырская не смотря на зарубежные контракты продолжает выступать в Национальной опере Украины. Поёт ведущие партии в операх Верди «Аида», «Бал-Маскарад», «Макбет», «Дон Карлос», «Набукко», «Норма», партию сопрано в «Реквиеме», Пуччини «Тоска», «Турандот» и др.
Людмила Монастырская в образе Аиды в постановке Метрополитен-оперы в 2012 году / Фото: Andrea Mohin/The New York Times
С начала полномасштабной войны России против Украины Монастырская ездила с концертами в поддержку Украины и часто соглашалась на роли, с которых снимали российских коллег. Одной из них была замена путинистки Анны Нетребко в Метрополитен-опере.
Певица удостоена множества престижных наград, в том числе высшей премии Украины им. Т. Г. Шевченко.
Семья
Мама, Валентина Ивановна Повстенко, – учитель, специалист по украинской и русской филологии.
Отец, Виктор Владимирович Повстенко, –технолог пищевой промышленности, занимался предпринимательством.
Людмила Монастырская с отцом. 2013 год. Фото из личного архива
У Людмилы есть младший брат Юрий.
«Родители всегда трудились не покладая рук, чтобы у детей было все самое лучшее. И это касалось не только материального: во главу угла всегда ставились человеческие отношения, честность, порядочность, культура, образование», - вспоминала Монастырская о своих родителях.
В 1997 году, будучи студенткой консерватории, Людмила вышла замуж за Александра Монастырского.
«Он выделялся не только внешностью, но и харизмой. Монастырский – человек с внутренним стержнем, со своей позицией, способный переубедить собеседника», - говорила певица о своем муже.
В 2011 году Людмила и Александр Монастырские развелись.
У супругов двое детей: дочь Анна (1998 г. р.) и сын Андрей (1999 г. р.).
«Андрей и Аня уже взрослые люди, рассуждают трезво. Пусть сделают свой выбор. Даже если обожгутся, это будут их собственные ошибки. А я помогу всем, чем смогу», - рассуждает оперная звезда.
Цитаты:
Об отношении европейцев к войне в Украине:
"Я много гастролирую и знаю менталитеты других стран. Наверное, поэтому меня часто спрашивают, как они относятся к русской культуре. На что я отвечаю: "Так в их же двор не прилетел какой-то обломок". Они не варятся в этих воздушных тревогах и стрессе 24 на 7. Поэтому, пожалуй, они и относятся к этому со спокойным безразличием. У меня очень много было таких моментов, когда на закрытых мероприятиях прямым текстом мне говорили: "Отдайте уже эти территории – пусть скорее война закончится". Когда мне это говорят итальянцы, я им предлагаю: "Чего же вы тогда не отдадите Сицилию или Сардинию?".
О снятии спектаклей российских композиторов:
"Национальная опера Украины – это главный театр нашей страны, поэтому во время войны здесь не может быть российского репертуара. Хотя сами по себе эти известные российские композиторы – гении, потому что написали произведения, которые не одно столетие исполняются во всем мире. То, что писал Чайковский, то сокровище. Но отказ от этой музыки – это не только политическое, но и морально-нравственное решение. Это вполне логичная реакция, если происходит геноцид, и наш самый ярый враг, наш ближайший сосед, при этом хочет стать нами. Ибо эти московиты к Киевской Руси вообще не имеют никакого отношения. Даже название они забрали…".
О продвижении «русского мира»:
"Не секрет, что Россия навязывала свою культуру десятилетиями, вкладывая в артистов большие средства. Это своего рода тоже оружие с их стороны. Я кричу об этом много лет. И Минкульт, и Министерство иностранных дел должны поддерживать наших. Нас не так много, в частности оперных артистов, представляющих Украину в мире, – не наберется и десяти».
О западной публике:
«Публика на Западе всегда тонко чувствует артиста. И если ты на 100% отдаешь себя сцене, то не столь важно, какой это театр - Ла Скала, Ковент-Гарден, Берлинская опера. Публика в любом театре это почувствует и оценит. Важна отдача. Вокальная техника. И твоя способность вкладывать душу в музыку».