Четыре года назад японская компания выпустила очередной хит продаж Sony PlayStation 5, что уже в который раз спровоцировало огромные очереди и дефицит самого желанного игрового «компьютера» современности. Эта приставка заслуженно получила свою популярность и сейчас разберемся почему.
В завершающей части серии статей об игровых консолях Sony PlayStation поговорим о последней версии приставки, а также вспомним предыдущие выпуски, кратко освежив память об этих феноменальных игровых компьютерах, завоевавших мир и сердца миллионов фанатов.
Содержание
- 1 Ажиотаж, успех, очереди
- 2 Технические особенности и версии
-
3 Новый геймпад DualSense и VR2 геймпад DualSense и VR2
- 3.0.1 Основные характеристики PlayStation VR2
- 4 Победа над ПК, снова и снова
- 5 Выводы и воспоминания
Ажиотаж, успех, очереди
На релизе Sony PlayStation 5 почти невозможно было приобрести в Украине, а в США формировались огромные очереди. В Интернет-магазинах все копии продавались за несколько секунд, ведь жадные перекупы забирали целые партии, чтобы потом наживаться на любителях видеоигр Кто помнит 2020 год и то, как в магазине Rozetka все PS5 продались за секунду после возможности оформить заказ?
Прошло немало времени, прежде чем рынок стабилизировался а дефицит был преодолен, но возникает логичный вопрос. Почему Sony PlayStation остается такой желанной, даже на фоне Microsoft Xbox? О ПК и вспоминать не стоит, потому что в последнее время их продажи резко упали Никто кроме майнеров никогда не скупал компьютерные комплектующие, еще и в таких масштабах, ведь именно игровые консоли всегда были главным устройством для геймеров. За PS5 люди готовы бежать по головам друг другучтобы первому получить лучший игровой компьютер современности.
За все время было продано 65 миллионов единиц PS5, но до конца жизненного цикла консоли еще далеко, поэтому отметка 100 миллионов не кажется как-то фантастической. Возможно, получится повторить успех PS4 (117 миллионов), а вот превзойти PS3 (87 миллионов) возможно получится уже в 2025-2026 годах.
Технические особенности и версии
Компании Sony понравилось работать с AMD, поэтому новенькая PS5 получила x86 начинку на базе 8-ядерного APU AMD Zen 2. Это было правильное решение, ведь компоненты оказались относительно недорогими, производительными, энергоэффективными, с огромным запасом производительности на будущее.
Также это сыграло на руку любителям ПК-гейминга, ведь портировать (ААА игрушки изначально всегда делают для приставок, а не ПК) видеоигры с консоли было так же легко, как и в предыдущем поколении. Это в свою очередь подбросило масла в процесс вымирания эксклюзивных видеоигр, которых и так осталось мало для Sony PlayStation.
Кроме производительного процессора (на уровне AMD Ryzen 7 2700X/3700X) Sony PlayStation 5 имеет 16 ГБ GDDR6 унифицированной памяти и SSD накопитель со скоростью чтения до 5000-6000 МБ/с. Также пользователь может без проблем расширить память дополнительным SSD, потому что диск на самом деле не на 1 ТБ, а лишь 825 ГБ. Видеокарту сравнивают с десктопным аналогом AMD Radeon RX 6700 XT, но в консоли больше памяти.
Это первая консоль с режимом 120 FPS в видеоиграх, а также заявлена поддержка разрешения до 8K, хотя на самом деле немногие игры работают в 4K, не говоря о еще большем количестве пикселей. В любом случае прирост производительности после PS4 огромный, колоссальный, а любители Call of Duty теперь могут соревноваться против ПК игроков в равных условиях (aim-assist эффективнее клавиатуры с мышью), конечно, если приобрести 120 Гц монитор или телевизор.
В отличие от Microsoft Xbox, где есть принципиально две разные версии, Sony PlayStation 5 имеет лишь две максимально похожие модификации: с Blu-Ray приводом и без него. Учитывая активную жизнь на вторичном рынке видеоигр Sony, геймерам не очень то и хочется брать модификацию без дискового привода. Все потому, что приобрести оригинальную игру за 300-500 гривен через полгода после релиза это очень хорошая опция. Именно поэтому из магазинов в первую очередь разгребают именно классические Sony PlayStation 5, а не Sony PlayStation 5 Digital Edition.
В 2023 году на рынке появилась компактная Play Station 5 Slim, которая стала на 24% легче, ниже, тоньше. Выглядит она как младшая сестра и видно, что дизайнеры вдохновлялись предыдущими модификациями Slim в более старых консолях. Похоже, что выпуск моделей Fat на релизе, а Slim через несколько лет становится традицией для Sony.
В этом году вышла обновленная Sony PlayStation 5 Pro,но ее релиз несколько разочаровал фанатов, потому что топовая версия оказалась лишь немного быстрее оригинала. В некоторых играх разница такая мизерная, что ее буквально незаметно невооруженным глазом, или без счетчика FPS. Возможно, в новых играх 2025-2026 года владельцы PS5 Pro наконец почувствуют преимущества топовой консоли.
Пользователи получили просто неплохое минорное улучшение, но это уже не тот скачок, что в предыдущем поколении После апгрейда PS4 > PS4 Pro это все выглядит, как какое-то издевательство, еще и за немалые деньги. Возможно сейчас лучше приобрести игровой компьютер за 700$?
Новый геймпад DualSense и VR2 геймпад DualSense и VR2
Контролёр DualSense значительно отличается от своего предшественника DualShock 4 и предлагает немало новых возможностей, обеспечивающих глубокое погружение в игровой процесс. По крайней мере так уверяет разработчик. На практике игроки получили отличное обновление и без того удачного геймпада:
-
Тактильная обратная связь (Haptic Feedback):
- DualSense использует новейшую технологию тактильной обратной связи, которая заменяет традиционные вибромоторы. Контроллер теперь использует два линейных актуатора, позволяющих создавать более детализированные и точные вибрации.
- Игрок может почувствовать различные текстуры поверхностей, по которым передвигается персонаж. Например, хождение по песку, снегу или камням будет ощущаться по-разному, что добавляет реалистичности игровому процессу.
- Технология позволяет чувствовать такие внутриигровые мелочи, как дождевые капли или свист шаров.
-
Адаптивные триггеры (Adaptive Triggers):
- Триггеры L2 и R2 имеют возможность менять свою чувствительность и сопротивление в зависимости от игровых ситуаций.
- Например, при натягивании лука вы почувствуете возрастающее сопротивление триггера, имитирующего натяжение тетивы. В шутерах можно ощутить разницу между различными видами оружия — от легкого стрелкового оружия до тяжелых пулеметов.
- Эта технология позволяет лучше прочувствовать взаимодействие с окружающей средой, и дает игрокам возможность ощутить игровой процесс физически.
-
Микрофон и динамик:
- DualSense имеет встроенный микрофон, который позволяет общаться с друзьями без необходимости использования гарнитуры. Это очень удобно для быстрого голосового чата.
- Встроенный динамик получил улучшенное качество звука. Он используется в играх для создания дополнительных звуковых эффектов, дополняющих основное аудио. Например, вы можете услышать звуки перезарядки оружия или сигналы от персонажей.
-
Тактильные сенсоры и акселерометр и акселерометр:
- Контроллер оснащен гироскопом и акселерометром, позволяющими распознавать наклоны и движения. Это добавляет новые возможности управления, особенно в играх, где предусмотрено управление с помощью наклонов (например, в симуляторах вождения или авиасимуляторах, только не в Microsoft Flight Simulator).
- Датчики движения позволяют использовать геймпад как дополнительное средство управления, что особенно заметно в VR-играх.
-
Кнопка «Создать:
- DualSense заменил кнопку Share на новую кнопку Create. Она расширяет возможности создания контента, позволяя игрокам быстро записывать видео, делать скриншоты и транслировать игровой процесс.
- Интерфейс PlayStation 5 обеспечивает легкий доступ к редактированию и публикации контента на платформах социальных сетей.
-
Дизайн и эргономика:
- Геймпад DualSense получил лучший дизайн с плавными линиями и большими габаритами, чем DualShock 4, что обеспечивает комфортный хват, особенно для длительных игровых сессий.
- Поверхность контроллера имеет микротекстуру, состоящую из маленьких символов PlayStation (крестик, круг, квадрат, треугольник). Это не только визуально интересно, но и улучшает сцепление, которое становится актуальным во время напряженных онлайн матчей в Call of Duty.
-
Аккумулятор и подключение:
- Контроллер оснащен встроенным аккумулятором емкостью 1560 мАч, что на 50% больше, чем у DualShock 4. Это позволяет играть до 8-12 часов на одном заряде (в зависимости от интенсивности использования адаптивных триггеров и тактильной обратной связи).
- Зарядка осуществляется через USB-Cа такой кабель есть в каждом доме, поэтому проблем с подключением не будет.
-
Подсветка и индикация:
- DualSense имеет светодиодную полосу, которая теперь расположена вокруг сенсорной панели, что позволяет легко увидеть статус контроллера (например, номер игрока или уровень заряда).
- Подсветка меняет цвет в зависимости от ситуаций в играх, что добавляет интерактивности.
Параметр / геймпад | DualShock 4 | DualSense |
---|---|---|
Тактильная обратная связь | Вибромоторы | Haptic Feedback |
Адаптивные триггеры | Нет | Є |
Микрофон | Нет | Встроенный |
Зарядка | Micro-USB | USB-C |
Емкость аккумулятора | ~1000 мАч | 1560 мАч |
Сенсорная панель | Да | Да (улучшенная) |
Дополнительная клавиша | Share | Create |
Если говорить максимально пафосно, то DualSense — не просто эволюция DualShock 4, а настоящая революция в управлении. Благодаря удачно реализованным инновациям, таким как адаптивные триггеры и тактильная обратная связь, он обеспечивает уникальный игровой опыт, который делает игры еще более иммерсивными. О подобном любители комбинации клавиатура + мышь могут лишь мечтать. К тому же, DualSence отлично работает с ПК и поддерживается почти всеми современными играми для Windows, но некоторых без фирменных фишек.
Sony активно развивает направление виртуальной реальности (VR) и в рамках PlayStation 5. Компания обновила PlayStation VR2 (PS VR2)что стало огромным шагом после успеха оригинальной PS VR, которая была выпущена для PlayStation 4 в 2016 году. PS VR2 предлагает значительно лучшие характеристики и функциональность, что позволяет полностью раскрыть потенциал виртуальной реальности.
Основные характеристики PlayStation VR2
-
Дисплеи высокой четкости:
- PS VR2 оснащен OLED-экранами с разрешением OLED с разрешением 2000 x 2040 пикселей на глаз, что дает общее разрешение 4K.
- Частота обновления составляет 90 Гц или 120 Гц, что обеспечивает плавный и комфортный геймплей без размытия.
-
Поле зрения:
- Расширенное поле зрения до 110 градусов близкое к тому, что видит человек и превосходит предыдущую версию PS VR (100 градусов). Это позволяет лучше погружаться в игровой процесс, делая изображение панорамным.
-
Функция трекинга глаз (Eye Tracking):
- PS VR2 поддерживает технологию трекинга глаз, которая позволяет консоли отслеживать, куда именно смотрит пользователь. Это открывает возможности для реализации динамической фовеальной рендеризации (Dynamic Foveated Rendering), которая увеличивает качество изображения именно в той точке, куда направлен взгляд, уменьшая нагрузку на систему и одновременно убирает эффект искусственности изображения;
-
Технология обратной связи (Haptic Feedback):
- Встроенные тактильные двигатели в гарнитуре позволяют игрокам почувствовать физические эффекты, такие как толчки, удары или даже эффект прохождения сквозь различные текстуры. Это расширяет возможности погружения в VR-среду, делая ее более реалистичной.
-
Усовершенствованное отслеживание движений (Inside-Out Tracking):
- PS VR2 использует inside-out tracking, что означает встроенные камеры на самой гарнитуре для отслеживания движений игрока и контроллеров. Это устраняет потребность во внешних камерах, как было у предыдущей PS VR.
- Технология позволяет с высокой точностью отслеживать положение в пространстве, уменьшая задержку и улучшая точность управления. Это именно то, чего так не хватало оригинальной системе PS VR.
-
Улучшенные контроллеры PS VR2 Sense:
- Новые контроллеры имеют дизайн, подобный геймпадам DualSense, и поддерживают адаптивные триггеры и тактильную обратную связь. Они оснащены специальными сенсорами, которые позволяют определять положение пальцев без нажатия кнопок, что делает взаимодействие с игровым миром более естественным.
-
Единый кабель подключения:
- В отличие от предыдущей версии PS VR, требовавшей множества кабелей и внешнего блока, PS VR2 подключается к PS5 через единственный кабель USB-C, что значительно упрощает процесс настройки.
Параметр / VR | PS VR | PS VR2 |
---|---|---|
Разрешающая способность | 960 x 1080 пикселей на глаз | 2000 x 2040 пикселей на глаз |
Дисплей | OLED | OLED с поддержкой 4K HDR |
Частота обновления | 90 Гц | 90/120 Гц |
Поле зрения | 100 градусов | 110 градусов |
Треккинг | Внешняя камера | Inside-Out Tracking |
Трекинг глаз | Нет | Есть (Eye Tracking) |
Тактильная обратная связь | Нет | Есть (в гарнитуре и контроллерах) |
Подключение | HDMI + отдельный блок | USB-C |
PlayStation VR2 установила новый, еще более высокий стандарт в мире виртуальной реальности для консолей благодаря своим инновационным технологиям и улучшенной производительности самой приставки. Благодаря таким особенностям, как трекинг глаз, адаптивные триггеры и тактильная обратная связь, игроки могут наслаждаться более глубоким и захватывающим VR-опытом. Это делает PS VR2 лучшей системой виртуальной реальности на рынке по крайней мере по соотношению цена/возможности.
Победа над ПК, снова и снова
В техническом плане Sony PlayStation 5 уже не была флагманом и самым производительным игровым устройством еще на релизе, как PS3(консоль за 500$ которая втоптала в землю примитивные и слабые ПК 2006 года за 2000$). Сейчас можно приобрести похожий по производительности игровой компьютер лишь немного дороже, чем PS5, но есть несколько важных нюансов, связанных с оптимизацией или запланированным старением, если вы хотите верить в теории заговора.
Не секрет, что консоли устаревают медленно, и чем ближе к концу жизненного цикла приставки, тем больше ощущается ее превосходство над компьютерами. То есть на релизе аналогичный ПК показывает себя хорошо, но через 5-6 лет консоль уходит в большой отрыв. Рассмотрим один яркий пример с игрой Call of Duty Warzone. Последние несколько обновлений сильно ухудшили производительность на топовых ПК.
Например, один из лучших игровых процессоров современности AMD Ryzen 9 7950X3D (в играх быстрее только Ryzen 7 7800X3D и Ryzen 7 9800X3D) на данный момент показывает лишь 115-130 FPS в новом сезоне Warzone, хотя недавно это значение было 200-230+ FPS. Да что там, в первом сезоне Warzone Intel Core i7-10700K способен был нарисовать 190-200 FPS, а сейчас не удержит и отметку 60-80 FPS.
На Sony PlayStation 5 в этой игре всегда получаем 100-120 FPS, как на самых мощных ПК современности. Одно кривое обновление для Windows версии игры может сломать все и заставить владельцев дорогих системных блоков пускать слезы разочарования, что их ПК за 3000$ работает не быстрее 500$ консоли. Все потому, что игру разрабатывают только для консолей, а потом пытаются адаптировать изменения под ПК, не тратя много времени на оптимизацию, забывая про начинку многолетней давности.
При этом PS5 имеет процессорную производительность на уровне AMD Ryzen 7 2700X, что совсем из другой категории. Несмотря на все сейчас игра так же плавно работает, как и на релизе Warzone. То есть аналогичная компьютерная начинка 2020 года уже не является такой актуальной для видеоигр, как японская консоль Проходит время, много времени и ПК превращаются в уксус, а PS5 (как и все остальные PS) становится качественным вином.
Несмотря на то, что современные ПК значительно быстрее PS5, они все равно не могут конкурировать с консолью по уровню продаж. Этому виной удобство: один аккаунт, примитивный интерфейс, в котором разберется хоть трехлетний ребенок, нажали на две кнопочки и уже играем в любимую игру — на ПК аналогичный процесс несколько сложнее. То есть ответ 65 миллионов геймеров прост — это удобнее!
Кстати, о преждевременном старении компьютерной утвари хорошо говорит рыночная стоимость. В начале продаж условный процессор AMD Ryzen 5 5600X оценивался в 299$, а сейчас стоит лишь чуть больше 100$. То есть за четыре года процессор обесценился втрое. Игровая консоль Sony Playstation 5 держит стабильный ценник на протяжении всего своего жизненного цикла, ведь не теряет актуальности, в отличие от компьютерных комплектующих.
Во время недорогих, выгодных, производительных и крутых ПК Sony PlayStation 5 хорошо продается благодаря простоте использования, а также минимальному порогу вхождения. PS5 это удобно, приятно, легко, комфортно. Прежде всего это впечатления от игры, а не процесса обновления драйверов, это эмоции от геймплея, а не страдания типичными Windows-проблемами.
Как владелец системного блока с AMD Radeon RX 7900 XTX скажу несколько фактов о ПК и PS5 в формате вопрос-ответ от себя лично:
- Производительнее ли такой ПК, чем PS5? Конечно, но на практике из этого немного пользы;
- Заметна ли разница в графике на 4К телевизоре? В большинстве игр разница минимальна и почти не ощущается;
- Что лучше для рядового геймера, ПК или PS5? Для ААА игр PS5, для казуальных забавок ПК;
- Есть ли смысл покупать PS5 Pro? Да, но только если нет оригинальной PS5;
- Как играть в GTA VI на ПК? На YouTube, как вариант, или через два-три года после релиза;
- Что выбрать для игр в 2024-2025 году? Стационарную, или портативную консоль любого производителя, на крайний вариант ноутбук с RTX 4060;
Выводы и воспоминания
В следующем году оригинальная Sony PlayStation 1 празднует 30-летие. Это большой юбилей не только для самой компании, но и для сообщества геймеров по всему миру. Именно благодаря успеху PS1 имеем такой мир видеоигр, как сейчас, а не иной. Собственно первая консоль Sony сделала настоящую революцию, воспользовавшись возможностями компакт-дисков на полную.
История Sony PlayStation 1: как CD-диск победил Nintendo и изменил мировую индустрию видеоигр
Именно эту консоль полюбили разработчики за отличный баланс начинки и поддержку CD на 660 МБ. Игры впервые стали большими, с качественной музыкой, катсценами, длинной историей и качественным геймплеем. Помимо игровых функций Sony PlayStation 1 стала лучшим мультимедийным устройством 1995 года.
Во времена, когда качественный CD-медиаплеер стоил бешеные деньги, а компьютеры использовать дискеты на 1.44 МБ, Sony PlayStation 1 выглядела настоящим мультимедийным монстром за сущие копейки. Неудивительно, что приставка понравилась не только геймерам, ведь стала главным медиацентром для 102 миллиона пользователей по всему миру.
История Sony PlayStation 2: самая популярная в мире игровая консоль, установившая новые стандарты видеоигр
Приставка получилась такой удачной, что тысячи игр выпускались на протяжении всего жизненного цикла вплоть до 2014 года! Удивительно, но на Sony PlayStation 2, которая вышла в 2000 году, можно было поиграть в FIFA 2014, чем не могла похвастаться ни одна игровая консоль или компьютер.
Не меньшим феноменом стала Sony PlayStation 3, которая получила не просто сильную начинку, а лучшую в своем роде. Это был суперкомпьютер вне конкуренции, который японская компания вынуждена была продавать себе в убыток по 500$ (себестоимость на сотню выше).
История Sony PlayStation 3: революция для консолей, поражение для ПК
Восьмипоточный процессор POWER поставил на колени все самые мощные ПК того времени (смехотворные CPU Intel Core 2 Duo, Core 2 Quad и AMD Phenom X2, X3, X4 были слишком слабые), на оставив им никакого шанса на конкуренцию, хотя немалую часть рынка все же забрала компания Microsoft с успешным Xbox 360, который быстрее появился в продаже.
Переход с уникальной, но, к сожалению, вымирающей архитектуры POWER был неизбежен. В 2013 году Sony PlayStation 4 с x86 начинкой от AMD начала новую эпоху видеоигр, которая продолжается до сих пор. Это было начало конца эксклюзивных игр, ведь отныне портировать ААА проекты с консолей на ПК стало значительно проще.
История Sony PlayStation 4: начало конца эпохи эксклюзивов
Хотя Sony PlayStation 4 уже не удивляла своими характеристиками на релизе, но она хорошо прошла испытание временем. До сих пор эта приставка остается актуальным и удобным устройством для виртуальных развлечений, хотя геймерские ПК 2013 года уже давно гниют на свалках.
Sony PlayStation 5 достойно приняла эстафету от предшественника и крепко держит планку лидера. Несмотря на серьезную конкуренцию со стороны Microsoft Xbox Series и нашествие портативных консолей Valve, Asus, Acer, MSI, Lenovo, несмотря на развитие мобильных видеоигр и стремительный рост производительности среди ноутбуков, PS5 хорошо продается.
Японский хит не подвел и снова стал лучшим в своей категории Sony PlayStation 5 заслуженно считается стационарной игровой приставкой №1 в мире. Могла бы она быть лучше? Вероятно, что да, особенно Pro версия. Но самое главное, что Sony в каждом поколении своих консолей прилагает максимум усилий, чтобы геймеры получали приятный и интересный пользовательский опыт. И талантливым японским инженерам это каждый раз удается!
Каждый раз Sony PlayStation становятся лучше, совершеннее и не перестают удивлять, хотя современного игрока удивить на самом деле не так то и легко. Неважно как дальше будет двигаться индустрия видеоигр, но Sony PlayStation 5 и все ее предшественники построили сверхпрочный фундамент. Sony PlayStation является священным источником современных видеоигр. Sony PlayStation это Грааль видеоигр. Sony PlayStation это и есть игры.