Правительство одобрило повторный вариант проектагосударственного бюджета на 2025 год ко второму чтению в Верховной Раде. Парламент должен принять проект бюджета до 20 ноября.
Изначально в бюджет были заложены следующие макроэкономические параметры (см. табл.).
Если сжато, то, по ожиданиям, номинальный ВВП возрастет с 7,48 трлн до 8,47 трлн грн. Увеличение валового продукта в номинале составит таким образом почти 1 трлн грн, или 13%.
Стоит обратить внимание на существенное торможение темпов реального экономического роста валового продукта: с плановых 3,5% в 2024 году до 2,7% в 2025-м.
Важен ли этот индикатор?
Прежде всего он важен тем, что правительство, очевидно, ожидает возможности продолжения войны на протяжении всего следующего года. Таким образом, на целый год откладывается и начало динамичного восстановления украинской экономики. Здесь можно предположить наличие еще одного сценария, а именно — некоторой заморозки войны (переведения ее в формат военного конфликта низкой интенсивности), но все равно без ожидания запуска проектов по динамичному восстановлению.
Это очень важный момент, ведь запуск программ восстановления — это существенное ускорение темпов экономического роста. В этом случае прогноз динамики ВВП был бы в диапазоне 4–5%, а не 2–3%. Тем более что в 2022 году ВВП Украины упал на 28,8%, поэтому сейчас экономика не использует примерно 25–30% своего довоенного потенциала. Для выхода на довоенный тренд развития Украина должна ежегодно расти на 8% на протяжении минимум трех лет. Конечно, фактора только проектов восстановления тут явно недостаточно — надо запускать и новую экономическую модель роста. Но, судя по плановым показателям на 2025 год, ни первого, ни второго в следующем году не будет.
Прогнозы по инфляции: она предполагается на уровне 9,5% (в 2025 году прогнозировалось 7,9%), а это уже фактически приближение к зоне двузначных показателей.
Повышения средней заработной платы можно ожидать с 20,58 тыс. грн до 24,4 тыс., при этом в Украине осталось примерно семь миллионов налогоплательщиков — физических лиц (кроме физических лиц-предпринимателей). По сравнению с довоенным уровнем падение почти в полтора раза. В структуре рынка труда все большую роль будет играть бюджетный сектор.
Девальвация гривни — с 40 до 45 грн за доллар, то есть немногим более 10%, что почти отвечает запланированному показателю инфляции.
Темпы роста экспорта увеличатся с 4,7 до 7%. Это возможно за счет либо повышения мировых цен на наше сырье, либо улучшения портовой логистики.
Однако темпы увеличения импорта сократятся с 6,3 до 3,7% (год к году). Это можно объяснить именно отсутствием планов на масштабное восстановление экономики, ведь при наличии таких программ можно было ожидать существенного роста импорта, прежде всего технологического. Но можно рассмотреть и версию сокращения импорта двойного назначения, что является признаком планов по переведению войны в формат военного конфликта низкой интенсивности.
В целом эти макропоказатели — признак дальнейшей атрофации производительных сил украинской экономики, прежде всего производственных.
По сообщению Минфина, доработанный ко второму чтению законопроект сбалансированный и предусматривает следующее.
«Доходы в проекте государственного бюджета на 2025 год (без трансфертов) предусмотрены в сумме 2 324 166 млн грн, в том числе доходы общего фонда — 2 130 299 млн грн и доходы специального фонда — 193 866 млн грн, и предложено увеличить по сравнению с первым чтением на 2 819 млн грн».
Указанная коррекция произошла в первую очередь за счет увеличения общего фонда на 50 011 млн грн и уменьшения специального фонда на 47 192 млн грн.
Как известно, специальный фонд бюджета — это закрепление некоторых источников доходов за соответствующими статьями расходов (то есть некоторые виды доходов направляются исключительно на финансирование определенных видов бюджетных расходов).
Для примера, средства от растаможивания ввезенных на территорию Украины автомобилей (во времена правительства Гройсмана) использовались для покрытия дефицита Пенсионного фонда Украины.
Спецфонд — это уровень расходов государства, привязанных к определенным доходам. Сейчас эта модель фактически разрушена, что, с одной стороны, обеспечит правительству большую оперативность в управлении государственными средствами, а с другой — усилит фактор «ручного управления».
В случае проекта бюджета-2025: из источников формирования Государственного дорожного фонда (специальный фонд бюджета) более 43 млрд грн перебросили в общий бюджетный фонд. Это означает фактически заморозку дорожного строительства во время войны, хотя это имеет и некоторые объективные предпосылки.
То есть 39,3 млрд грн акцизного налога с произведенных в Украине и ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции), в частности с транспортных средств и горючего, не будут использоваться на дорожное строительство, а поступят в общий фонд бюджета.
За счет принятия ряда налоговых новаций увеличен и прогноз налогового сбора. Например, налог на «банковскую прибыль, надутую ветром», принесет дополнительно в бюджет 41 799 млн грн.
Корректирование показателя рентной платы за пользование недрами для добычи других полезных ископаемых общегосударственного значения принесет всего лишь 420 млн грн.
Можно ожидать уменьшение налога и сбора на доходы физических лиц на 20 119 млн грн и дивидендов (доходов), начисленных на акции (доли) хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых есть государственная собственность, на 15 820 млн грн.
Расходы, по данным Минфина, определены следующие.
«Расходы и предоставление кредитов в законопроекте ко второму чтению предусмотрены в сумме 3 995 055 млн грн, в том числе расходы общего фонда —3 709 787 млн грн и расходы специального фонда — 285 268 млн грн, и увеличены по сравнению с первым чтением на 2 819 млн грн, в том числе по общему фонду увеличены на 50 011 млн грн, а по специальному фонду уменьшены на 47 192 млн грн.
Для решения вопросов как социального, так и экономического характера предусмотрено увеличение расходов государственного бюджета, в частности, на:
- развитие вооружения и военной техники — 1 млрд грн;
- грантовую поддержку научных исследований Национальным фондом исследований — 143,1 млн грн;
- проведение совместных научных исследований в рамках международного двустороннего сотрудничества — 19,3 млн грн;
- предоставление помощи на проживание внутренне перемещенным лицам — 1 млрд грн;
- для государственной поддержки развития животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции — 1 млрд грн;
- новую бюджетную программу по обеспечению функционирования операторов критической инфраструктуры в сфере гражданской авиации — 827,9 млн грн;
- новую бюджетную программу «Государственный фонд регионального развития» — 1 млрд грн;
- новую бюджетную программу «Предоставление компенсации для восстановления отдельных категорий объектов недвижимого имущества, поврежденных вследствие боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации, с использованием электронной публичной услуги «єВідновлення» — 1 млрд грн;
- новую бюджетную программу «Компенсация за уничтоженное жилье» — 3 млрд грн».
Как видим, рост по важным социальным и экономическим программам довольно номинальный. Здесь нужно обратить внимание только на увеличение финансирования критической инфраструктуры гражданской авиации, что может сигнализировать о начале возобновления авиационного сообщения в Украине в 2025 году.
Стратегический инвестиционный совет также одобрил предложения министерств по публичным государственным инвестициям по 36 проектам на сумму 36,43 млрд грн, в частности:
- образование — 11 800 млн грн;
- водоснабжение — 8 000 млн грн;
- социальная защита — 5 995 млн грн;
- здравоохранение — 5 642,9 млн грн;
- транспорт — 4 419 млн грн;
- государственное управление — 502 млн грн;
- культура (укрытия) — 70 млн грн.
Финансовый ресурс местных бюджетов увеличен на 19 845,9 млн грн.
Объем доходов местных бюджетов — плюс 7 733,4 млн грн.
Объем межбюджетных трансфертов из государственного бюджета в местные бюджеты увеличен на 12 112,5 млн грн.
В частности, на 1 млрд грн увеличены расходы на аварийно-восстановительные работы жилищно-коммунальной сферы в г. Харькове.
Кстати, увеличение дополнительной дотации центрального бюджета местным связано с сокращением ожидаемых поступлений по налогу на доходы физических лиц в 2025 году на 20 млрд грн (что может свидетельствовать об ожидании частичной демобилизации военных, которые являются плательщиками этого налога, — те самые планы по заморозке войны).
В целом изменения в проект бюджета свидетельствуют, что в 2025 году экономика будет находиться в своеобразном лимбе, или чистилище между адом войны и раем восстановления.
Война, возможно, из полномасштабной перейдет в военный конфликт низкой интенсивности с частичной демобилизацией военных. Но значительная часть ВСУ будет находиться на линии размежевания, то есть ключевые расходы бюджета и в дальнейшем будут на сектор обороны.
Вместе с тем геополитические риски останутся высокими, что не позволит запускать масштабные программы восстановления и привлекать новые инвестиции. Не будет для этого и соответствующих средств.
Разморозка политических процессов в стране (с возможностью выборов) займет почти весь год, при этом некоторые ограничения прав и свобод граждан могут действовать и в дальнейшем, в частности и закрытые границы. Все эти социальные, геополитические и экономические факторы и заложены в бюджет, который можно назвать условно реалистичным, но от которого при этом зависит выживание государства в следующем году.