Транзит российской нефти через Украину: поддержку обеспечивает венгерская MOL и украинские чиновники
Транзит российской нефти через Украину: поддержку обеспечивает венгерская MOL и украинские чиновники

Транзит российской нефти через Украину: поддержку обеспечивает венгерская MOL и украинские чиновники

Транзит российской нефти через Украину: поддержку обеспечивает венгерская MOL и украинские чиновники

Венгерская MOL держится за транзит через Украину, хотя имеет альтернативу российской нефти.

Все доводы в пользу продолжения транзита российской нефти не выдерживают критики. Прекращение такого транзита отвечает санкционной политике ЕС против России и не создает критических рисков для Украины. При этом это позволит лишить Россию дохода в размере 6 млрд долларов ежегодно. Об этом в статье «Россия получает 12 миллиардов долларов за счет Украины. Пора это остановить» пишут президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Михаил Гончар и экскерующий ООО «Оператор ГТС Украины» (2019–2022) Сергей Макогон.

Авторы отмечают, что исторически Россия транзитировала по Украине нефть через южную ветвь нефтепровода «Дружба» в Венгрию, Словакию и Чехию. Последние несколько лет через него прокачивается 14,5 млн. тонн нефти ежегодно, что приносит российским компаниям около 6 млрд. долларов доходов. «Укртранснефть» получает за транзит около 240 млн долл., то есть почти в 25 раз меньше, чем россияне.

Эксперты напомнили, что ЕС еще с декабря 2022 г. ввел санкции и запретил импорт в ЕС российской нефти. Но некоторые страны ЕС получили временно исключения из санкций, включая Венгрию, Словакию и Чехию. Большинство стран уже нашли альтернативы российской нефти, в частности, Польша, Германия и Чехия. Только венгерская компания MOL, владеющая нефтеперерабатывающими заводами в Венгрии и Словакии, которые принимают российскую нефть через южную ветку «Дружбы», защищает импорт нефти из РФ через Украину. Хотя при этом есть возможности получать нефть со средиземноморского рынка через хорватский терминал «Омишаль» и трубопровод «Адрия», мощности которого MOL расширила в 2015 году.

«Для Украины нефтепровод «Дружба» абсолютно не влияет на работу местной нефтяной отрасли, потому что исключительно транзитный, и для транспортировки нефти украинской добычи он не используется. Более того, для транспортировки нефти в нем применяются электроприводные насосы, для работы которых используется украинская дефицитная электрическая энергия», - подчеркивают авторы.

В июне 2024 года Украина попыталась ввести санкции против транзита нефти российского добытчика «ЛУКойл», но венгерская MOL быстро обошла их, просто начав покупать российскую нефть на границе Украины с Беларусью, а дальше ее транспортировать по Украине уже как венгерскую. При этом украинское правительство не приняло никаких мер против такого способа избегания санкций, поэтому транзит российской нефти продолжается в полном объеме.

«В течение последнего года Силы обороны Украины постоянно пытаются наносить впечатления российским нефтеперерабатывающим заводам, но при этом почему-то не используется возможность нанести ущерб российской нефтяной отрасли на 6 млрд дол. ежегодно путем введения санкций на транзит нефти», - отмечают авторы.

Согласно данным Enkorr, доля импорта дизельного топлива (ДТ) из Словакии на рынке Украины в сентябре 2024 года составила всего 6%. Плюс, рынок топлива в Европе конкурентен. То есть, Украина может легко заместить объемы импорта с венгерских и словацких заводов на альтернативных производителей.

Источник материала
loader