На следующий год запланирована пенсионная реформа. Какой она будет
На следующий год запланирована пенсионная реформа. Какой она будет

На следующий год запланирована пенсионная реформа. Какой она будет

В проекте бюджета-2025 заложено проведение пенсионной реформы в июле следующего года.

Какой она может быть, что изменится по сравнению с тем, что есть сейчас и на кого ориентируется Украина при ее проведении?.

Система нуждается в реформе.

Реформирование существующей системы пенсионного обеспечения назрело давно.

Ее необходимость вызвана тем, что сейчас официально в Украине около 10,3 млн.

пенсионеров, а работающих - до 9,5 млн.

То есть пенсионеров гораздо больше, чем работающих, и последние не в состоянии покрыть потребности тех, кто уже вышел на пенсию.

“Внедрение накопительной системы должно быть обязательным элементом пенсионного страхования”,- считает первый заместитель министра социальной политики Дарья Марчак.

По ее словам, это позволит значительно поднять выплаты большинству украинцев.

В июле следующего года реформа, наконец, должна быть проведена.

Однако до сих пор ясно не известно, как именно это будет происходить.

По словам члена комитета социальной политики Верховной Рады Украины Сергея Гривко, сейчас обсуждаются разные варианты пенсионной реформы.

“Дискуссия уже очень давно ведется относительно прожиточного минимума и накопительного пенсионного обеспечения.

Часть ЕСВ, уплачиваемая работодателями, будет направлена ​​на накопительный счет лица.

Это будет 1,5–2%.

Также человек самостоятельно мог бы добавить на этот счет определенную сумму, чтобы его пенсия стала больше.

Размер ЕСВ при этом не изменится.

Проект Арахамии.

Вероятнее всего, в основу пенсионной реформы будет положен законопроект “О накопительном пенсионном обеспечении” №9212 под авторством Давида Арахамии и других депутатов, который был зарегистрирован в Верховной Раде еще в начале 2023 г., но в апреле 2023 г.

возвращен на доработку.

Согласно этому законопроекту, из зарплат граждан, еще не достигших возраста 55 лет, часть средств перечисляется на их накопительный счет.

При этом работодатели по-прежнему уплачивают 22% от зарплаты сотрудника как единый социальный взнос (ЕСВ).

Из ЕСВ средства будут перечисляться на накопительный счет работника: в первый год 1%, во второй год – 1,5%, в третий год – 2%.

Накопительные счета также будет пополнять государство на паритетных началах по крайней мере в первые 3 года.

Остальные деньги начисляются по солидарной пенсионной системе, которая есть сейчас.

Эти средства будут инвестироваться и увеличиваться.

80% из них пойдут на покупку ценных бумаг, гарантированных Минфином.

Внесенные на накопительный счет деньги станут собственностью лица, на имя которого открыт этот счет.

Работник сможет доложить дополнительные деньги со своих доходов на накопительные счета, чтобы пенсия была выше.

Накопительные счета к концу 2025 г.

будут в созданном государством уполномоченном пенсионном фонде.

После этого граждане смогут открыть накопительные счета в негосударственных пенсионных фондах и с 2027г.

платить уже туда.

Свежий проект Минсоцполитики.

Согласно ему накопительную пенсионную систему планируется ввести с 1 января 2026 г.

(а не летом 2025 г.).

В первый год накопительный взнос будет составлять 1% с ЕСВ и 1% с НДФЛ (налог на доходы физических лиц), во второй год – 2% с ЕСВ и 2% с НДФЛ, в третий год и далее – по 3% соответственно.

Эти средства будут платить работодатели до достижения человеком 55 лет.

Чтобы получить большую пенсию, граждане смогут переводить на накопительный счет дополнительные средства.

Эти деньги будут аккумулироваться в течение трех лет в государственном инвестиционном фонде, на четвертый год граждане самостоятельно смогут выбрать негосударственный фонд для накопления отчислений из зарплаты.

Здесь поддержка софинансирования государством накопительных счетов граждан не предусмотрена.

Для ФЛП накопительная пенсионная система будет добровольной.

В результате реформы каждый человек в будущем сможет получить замещение своего заработка не ниже 60%.

“Это уровень хороших европейских стран.

Ты платишь определенные взносы в накопительную систему или в солидарную, и на пенсии из этих сбережений тебе выплачивают примерно 60% того заработка, который ты имел на протяжении жизни”, – отметила министр социальной политики Украины Оксана Жолнович.

По ее словам, нужно как минимум 30 млрд грн для того, чтобы реформа качественно стартовала.

Уменьшат пенсии прокурорам и чернобыльцам.

В следующем году планируется изменить подход к начислениям спецпенсий.

По информации народного депутата Украины Ярослава Железняка с 2025 г.

максимальная пенсия может составить 23 тыс.

А для бывших должностных лиц будет применяться установленный коэффициент, согласно которому пенсия может быть уменьшена.

“Если у прокурора пенсия 60 тыс., то свои 23 тыс.

он получит, а остальные 37 тыс.

умножатся на коэффициент.

Это может быть 100%-50%-10% или 0%.”, - говорит Железняк.

По его словам, сейчас зарегистрирован законопроект Галины Третьяковой №12165 “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно пенсионного обеспечения отдельных категорий работников”.

Возможно, именно он унормирует пенсии для госслужащих и правоохранителей.

Он отвечает требованиям МВФ.

В нем говорится, что пенсию за выслугу лет прокурорам будут назначать только после увольнения.

Пенсии для силовиков и работников прокуратуры будут пересчитываться с учетом роста денежных доходов населения в Украине и роста потребительских цен на коэффициент увеличения в соответствии с Законом “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”.

В свою очередь глава бюджетного комитета Роксолана Подласа сообщила, что в 2025 г.

планируется существенно ограничить выплаты “чернобыльских” пенсий.

Это освободит 15 млрд грн для бюджета.

В 2025 г.

на период действия военного положения в Украине доплата неработающим пенсионерам, постоянно проживающим в зоне обязательного отселения и в зоне гарантированного добровольного отселения, устанавливается при условии, что такие лица проживали там на 26 апреля 1986 г.

или в период с 26 апреля 1986 г.

по 1 января 1993 г., в связи с чем лицу предоставлен статус лица, пострадавшего в результате Чернобыльской катастрофы.

Доплата за проживание на указанных территориях устанавливается в размере 2361 грн.

Лицам, которые после аварии на Чернобыльской АЭС самостоятельно или в установленном законодательством порядке по направлениям областных государственных администраций, изменили место жительства за пределы зон, а затем вернулись на постоянное место жительства в них, а также лицам, которые зарегистрировали свое место жительства или переехали на постоянное место проживание в указанные зоны после аварии на Чернобыльской АЭС, доплата за проживание там не устанавливается.

Опыт стран ЕС.

Интересно, что в Европе нет единой для всех системы пенсионного обеспечения.

Они используют несколько систем одновременно.

Среди них: солидарные, накопительные, правительственные, негосударственные, страховые.

Пенсионеры могут участвовать сразу в нескольких.

Для этого учитывается стаж, размер зарплаты, общий доход семьи, прожиточный минимум, индексация, должность и т.

В каждой европейской стране разные параметры, влияющие на размер пенсий.

Однако, так или иначе, чем больше стаж, тем больше размер пенсии.

Минимальная пенсия начисляется тем пенсионерам, у которых стаж не менее 40 лет (в Германии, Франции, Дании, Швеции, Норвегии), 37 лет – в Испании, 20 – в Польше.

Самые высокие средние пенсии в таких странах как Норвегия (2 тыс.

евро), Дания (1800), Германия (1400) и Франция (1200).

В то же время, самые низкие - в таких странах, как Болгария (130 евро), Румыния (175), Литва (220) и Эстония (230).

Интересно, что в развитых странах ЕС (Франции, Германии) пенсии защищены от инфляции, перехода на другую валюту, других негативных факторов.

В ЕС продолжает реформировать систему пенсионного обеспечения.

Реформы в странах Европы, как правило, связаны с увеличением пенсионного возраста.

Виктория Хаджирадева.

Источник материала
loader
loader