«Буча» 2024 и аморальность Второй республики
«Буча» 2024 и аморальность Второй республики

«Буча» 2024 и аморальность Второй республики

Пишу этот пост по свежим впечатлениям от сегодняшнего просмотра. Первая часть будет попыткой рефлексии, вторая - диагнозом нынешней системы.

Признаюсь, до просмотра я испытывал определенный скепсис относительно фильма - несмотря на все заявления Юрия Романенко, уже слишком часто надежды на качественный украинский контент сменялись разочарованием. Поэтому я твердо держал перед фильмом состояние "неочарованности". И как говорится, всегда удобно быть скептиком - ты либо прав, либо приятно удивлен.

Так вот - я приятно удивлен. "Буча" не просто хорошо снятое кино, осмелюсь заявить - это лучший исторический фильм о полномасштабной российско-украинской войне из всех снятых до сих пор. На этом моменте многие могут покрутить у висков - лучший исторический фильм?! А как же постер из Бородянки?! Вообще этот Чедолума берега путает. Именно так - лучший исторический фильм. Для меня исторический фильм - художественный фильм, который наилучшим образом передает атмосферу, если хотите "дух эпохи". Это не документалка, он не обязан в каждой детали соответствовать тому, что мы знаем о прошлом. Художественные фильмы снимать намного сложнее, особенно писать к ним сценарии. Кино это концентрированный опыт. "Буча" это концентрированный опыт, насквозь прошитый метафорами и отсылками к мировой культуре, особенно - христианству. Фильм имеет прекрасный звуковой ряд, который помогает погрузиться в атмосферу первых дней большой войны. А вставки из новостей и реальных диалогов работают еще больше на погружение.

Итак, сценарии - традиционно самая слабая часть украинского кино. В данном случае авторам удалось создать несколько пластов в ленте. Начнем с идеологического. Фильм является буквально манифестацией широкого проекта. Главный герой - литовский еврей с паспортом гражданина Казахстана. Его деда с семьей выселили из Украины во время Второй мировой войны. Еврей, который возвращается на земли предков, чтобы во время нового геноцида спасать жизни. Иностранец-беженец, который в 2019 году нашел (вернулся) Новую Родину. Его помощник - это собирательный образ выходцев из детдомов. Для них, как и для главного героя, нет места в "обычной" жизни. Как и герой - его помощник выбирает Украину, жить в ней и защищать.

Итак, это первый идейный стержень. Украина - это не происхождение, язык или социальный статус - это экзистенциальный выбор человека. Каждый может быть украинцем или украинкой. Главный герой, которого сыграл польский актер Цезарий Лукашевич, это не пафосный супергерой.

«Буча» 2024 и аморальность Второй республики - Фото 1

Когда ему впервые звонит куратор из ГУР (крымская татарка), он спрашивает "мне уезжать или оставаться?". Сначала он отказывается ехать за семьей украинского разведчика в Бучу, но потом соглашается. Позже он почти садится в поезд, но выходит. Выходит, потому что больше никто не сможет помочь кроме него - у него есть гражданство относительно "дружественного" оккупантам Казахстана. Другим пройти блокпосты россиян будет в разы сложнее. Герой проходит несколько кругов ада, подобно цитируемому им в начале Данте. В такие моменты мы видим интересный ход режиссера и операторов - кадры поездки на несколько секунд показаны вверх ногами. Символ входа в Зазеркалье - совершенно противоположный от обычного мир. Почти визуализация Мирчи Элиаде о выходе из "профанного" пространства.

Второй идейный стержень - отсылки к мировой культуре. То, что происходило и происходит в Украине - не уникально, это то, что может познать человек разных времен, культур и эпох. Основная же отсылка сделана к христианству. Кресты, богоборчество, вечный вопрос: "Если Бог существует, как он мог все это допустить?!" От прямого чтения едва ли не самого известного из Псалмов - двадцать второго и до упоминаний об ангелах, крестах. Больше всего мне запомнилось воспроизведение мозаики Микеланджело "Сотворение Адама" двумя прикованными украинками в подвале. Даже сейчас, когда я пишу это, я чувствую, как увлажняются слезами мои глаза.

Третий стержень - исторические отсылки. Параллели между российскими оккупантами и вермахтом во времена Второй мировой прослеживаются на протяжении всего фильма. Авторам, в лучших традициях "банальности зла" Ханны Арендт, удалось показать исполнителей массовых преступлений. Человек, который ни секунды не колеблясь стреляет в лицо другим людям, может приветливо разговаривать с маленькими детьми и даже давать им конфеты. Играть на пианино, пока рядом насилуют и пытают. "Мы пришли очистить вас от грязи" - до боли знакомые фразы из все еще близкого ХХ века. Употреблять эвфемизмы "грязь", "нацики", "бандеровцы" - чтобы не признаваться самим себе, что убиваешь живых людей. Авторы в одной из сцен также сделали четкую отсылку к Голодомору 1932-1933 гг. Интересные исторические отсылки и в диалогах героя с россиянами на блокпостах - та же депортация чеченцев в Казахстан.

Вячеслав Довженко (сыграл прототип "Богемы" в "Киборгах 2017") после этого фильма стал моим любимым украинским актером.

«Буча» 2024 и аморальность Второй республики - Фото 2

Он не просто хорошо сыграл полковника ФСБ, он его сыграл, черт возьми, просто гениально! Даже без всего вышеописанного, одна игра Довженко стоит просмотра. Он блестяще передал образ образованного и безжалостного исполнителя поставленных задач. Ветеран двух чеченских войн, которому по большому счету плевать на идеологию, воспринимает поначалу вторжение как еще одну "командировку в горячую точку". Он заботится о маме (нашел ей лекарства), и убивает гражданских без раздумий. Фильм прекрасно иллюстрирует, как постепенно распадается личность под тяжестью содеянного. Начинает он Николаем Иванычем - имперским полковником с определенным лоском и харизмой. Через месяц грабежей, убийств и зверств мы видим небритого дерганого типа. Такой себе винтик в машине унижения и убийств, начавший ржаветь от крови. И чего стоит "слово офицера" этих винтиков... Страшно это писать, но из всех персонажей я лучше всего почувствовал именно его. Почти физически ощутил его образ мышления и картину мира. Что лишь подтверждает гениальность Вячеслава Довженко, перед которым я снимаю шляпу.

Четвертый идейный стержень - человечность. Не только в действиях главного героя. А как базовая система отношений и мотивации. Это главная вещь, что отличает стороны в ленте. Сергей Стрельников (Довбуш из прошлогодней ленты), который играет гуровца, практически альтер-эго фсбшника. Такой же служака-винтик на первый взгляд. Сначала он отказывается помогать главному герою, который перед этим вывез его семью. Заявляет, что военные цели в приоритете. Однако, когда Лукашевич говорит: "ну так это же не твоя семья" - в нем пробуждается сочувствие и человечность. Украинский офицер на блокпосту постоянно отговаривает героя ехать в Бучу не потому, что ему не жаль гражданских. А потому, что он думает о жизни главного героя. Так же куратор из ГУР думает не только как выполнить задание и вывести очередной "пакет", но как уберечь исполнителя. Тем временем на российской стороне правит бал иерархия унижения. Унизить или дать по морде подчиненному, независимо от того, солдат ли это-мародер или твой коллега офицер ФСБ - единственный возможный способ коммуникации там, где о воинской дисциплине и чести даже не слышали. Солдаты мародерствуют и убивают с молчаливого согласия командиров. Командиры отбирают "львиную долю" награбленного у своих солдат. Грабь награбленное, не зли начальство и издевайся над слабыми "цивилами" - modus vivendi таких сообществ.

О фильме можно писать еще долго. Он не легкий, хоть и без кровавых сцен. С десяток раз в течение просмотра у меня подступали слезы. Я вышел из зала будто в трансе. Отложил остальные дела на сегодня. Вести светские беседы сразу после такого опыта - выше моих имеющихся сил. Однако это качественный, многосмысловой исторический фильм, снятый на очень приличном уровне. При желании всегда можно придраться - и постер неправильный, и БТРов там было три, а не два на улице и персонажей в фильме фактически только двое: главный герой и полковник ФСБ. Таким критикам не нравится фильм "Тайный дневник Симона Петлюры" (2018) потому что там пуговица на униформе бойца УНР не аутентичная. А то, что сюжетная фабула и способ подачи слизаны с российского сериала о Троцком (2017) они не замечают.

"Буча" же снята за частные средства. И снята лучше, чем те, которые снимают обычно за бюджетные.

И тут переходим к более короткой второй, но не менее важной части текста.

N.B. Все дальнейшее - это личное мнение, сформированное информационным пузырем. Автор этих строк будет рад, если ошибается.

Ситуация с восприятием фильма "Буча" в украинском обществе это просто (нелитературное слово). Один сдержанно негативный отзыв на kinowar, автор которого поленился даже на сайт фильма зайти или в украинскую википедию. И еще один такой же на Захид.нет. На ютубе только двухлетние видео о скандале с постером. Ни одного серьезного обзора от "топовых кинокритиков" за четыре дня после премьеры. Как писал Тарас Шевченко "...все молчит. Ибо благоденствует!".

Этот "заговор молчания" легко понять и трудно принять. Легко - потому что фильм создан вопреки продюсерской клике, которая крепко сидит на коррупционных потоках из Минкульта. Которые, копируя российские схемы, тоже через "фонды кино" отмывают десятки и сотни миллионов гривен. И вот тут, масштабный фильм, хорошо снятый, с нормальными посылами и отсылками, которые поймут иностранцы с многих континентов. И авторы которого принципиально обратились к бизнесу, а не к бю

джету за финансированием. Само существование "Бучи" ставит под вопрос потребность в этих бюджетных кормушках. Ведь оказывается, что качественно можно снимать, не обкрадывая государство. Авторы смогли написать приличный сценарий. Пригласить топовых актеров Лукашевича, Довженко и Стрельникова. Привлечь военную технику и снаряжение. Сделать достойную операторскую работу. И не украсть ни одной гривны у государства. Это уже второй фильм о российско-украинской войне, после "Иловайск. Батальон Донбасс" (2019), снятый в обход схем продюсерской мафии.

И вот я смотрел ленту фб в эти дни - одни отзывы от медоедов и зрителей "пула". Это крупнейший христианский фильм за последние, если не за все годы - где мнение священников и церкви? Где исследователи Голодомора и Холокоста, на которые прямые отсылки в фильме? Ленту во Львове в "планете кино" показывают аж... неделю в малом зале. Залы почти пустые (шесть человек на моем сеансе). Заговор молчания таки дает эффект. Но против чего этот заговор?

И у меня есть базовая гипотеза. Гнилая система второй республики все больше деградирует. В первую очередь морально. Провалить фильм, сделать вид, что его нет, лишь бы "наказать выскочек". Наплевать, что это качественный продукт, который может быть ключом в культурной дипломатии за рубежом ведь там... постер из Бородянки. Отсутствие широкой реакции на такой фильм - моральный приговор второй республики. Чем дальше мы идем, тем меньше становимся похожими на персонажа Лукашевича, и больше - Довженко. Недаром я в финальной сцене с ним увидел образ... об этом когда-нибудь позже.

Позитив в том, что через отношение к "Буче" теперь можно увидеть как то или иное личность относится к деградировавшей коррупционной системе второй республики. Можно просто спросить "ломов" - "Как тебе "Буча"? И вы поймете, кто есть кто.

Относительно проката - вся надежда на простых украинцев и зарубежные стриминговые платформы. Чем больше людей сходит на фильм в Украине, тем больше шансов попасть в тот же Нетфликс.

А фильм войдет в пантеон нового, несхематозного качественного украинского кино Третьей Республики.

P.S. Если вы дочитали это до конца - снимаю шляпу перед вашим вниманием и силой воли:)

Источник материала
loader
loader