Сектор правосудия. Как Украина выполняет рекомендации ЕС
Сектор правосудия. Как Украина выполняет рекомендации ЕС

Сектор правосудия. Как Украина выполняет рекомендации ЕС

Сектор правосудия. Как Украина выполняет рекомендации ЕС

На прошлой неделе Европейская комиссия приняла ежегодный Пакет расширения, дав детальную оценку текущему состоянию и прогрессу, достигнутому Украиной на пути в ЕС. Оценки сопровождались рекомендациями по приоритетным реформам.

В Отчете по Украине Европейская комиссия отметила, что «несмотря на продолжение захватнической войны России, Украина продемонстрировала чрезвычайную стойкость и преданность своему европейскому пути».

В Брюсселе подчеркивают, что «после первой межправительственной конференции в июне 2024 года аналитическая проверка acquis (скрининг) продвигается плавно. Если Украина выполнит все условия, Комиссия с нетерпением ждет открытия переговоров по кластерам, начиная с «Основ», как можно скорее в 2025 году».

Одним из ключевых блоков кластера «Основы» является сектор правосудия, включающий скрининг со стороны ЕК украинской судебной системы, органов прокуратуры, адвокатуры, системы исполнения судебных решений и состояния юридического образования.

Что же рекомендует Еврокомиссия Украине?

Стратегия развития сектора правосудия

Первая и одна из основных рекомендаций ЕК — это разработка и принятие нового среднесрочного стратегического документа для системы правосудия, который должен охватывать оптимизацию сети судов, систему судоустройства и управления судами, укрепление Верховного суда и усовершенствование процедуры отбора его судей, обновление процессуальных кодексов, исполнение судебных решений, альтернативное разрешение споров, цифровизацию, а также реформу адвокатуры, юридического образования и системы подготовки судей.

Над этим документом сейчас работает офис президента. На прошлой неделе профильный заместитель руководителя ОП Ирина Мудра на мероприятии «Путь Украины в ЕС: Ключевые выводы из Теневого отчета по разделу 23 «Правосудие и основоположные права» презентовала ключевые положения проекта Стратегии развития системы правосудия и конституционного судопроизводства на 2025–2029 годы.

Кроме принятия Стратегии, Мудра обещает разработать и План действий к ней с конкретными сроками, ответственными органами и КРІ. Здесь главное, чтобы сроки были реалистичными и учитывали институциональную состоятельность и количество задач, которые уже стоят перед ключевыми органами, ответственными за судебную реформу, — Высшем советом правосудия и Высшей квалификационной комиссией судей.

Важно также, чтобы пути реформирования ключевых сфер предлагались с уважением к независимости судебной власти и КСУ и воспринимались ключевыми стейкхолдерами. Тогда шансы на успех реформ значительно повышаются.

У Украины в 2019 году уже был негативный опыт судебной и прокурорской «реформ» от Руслана Рябошапки. Отрицательные последствия этого «реформирования» наша страна не может преодолеть и пять лет спустя.

Институциональная состоятельность ключевых судебных органов

Вопросу институциональной состоятельности ВСП, ВККС и Общественного совета добропорядочности посвящено значительное количество рекомендаций ЕК.

Так, в отчете речь идет о необходимости заполнить четыре вакансии в Высшем совете правосудия со стороны президента (конкурс продолжается) и съезда адвокатов (конкурс уже три года не объявляется), а также одной вакансии в ВККС (победитель конкурса станет известен до конца года).

Не менее важен для Еврокомиссии и старт работы Службы дисциплинарных инспекторов ВСП. Собеседования с кандидатами, успешно прошедшими конкурс, начнутся в ВСП уже на будущей неделе.

В Отчете ЕК речь идет и о повышении институциональной состоятельности Высшего антикоррупционного суда в связи с назначением в его состав 25 новых судей: 15 — в первую инстанцию и 10 — в апелляционную.

На будущей неделе кандидаты в судьи ВАКС начнут сдавать экзамены. А 6 ноября президент подписал закон, которым продлил на полтора года полномочия Общественного совета международных экспертов, который вместе с ВККС будет проверять добропорядочность кандидатов в этот суд.

Квалификационное оценивание и конкурсы на судейские должности

Уже более года продолжаются квалификационное оценивание судей, конкурсы в суды апелляционной инстанции и уже упомянутый конкурс в ВАКС.

Результаты, к сожалению, довольно скромные. За год около 170 судей завершили квалификационное оценивание. Это всего 10% тех, кто должен был его пройти по состоянию на начало возобновления этой процедуры.

Но, несмотря на медленные темпы оценивания, в ЕК отмечают, что сотрудничество ВККС и ОСД «является положительным в целом, несмотря на некоторые расхождения в оценке добропорядочности».

Это хороший сигнал для Украины, ведь после четырех лет остановки у нее, наконец, есть хоть небольшой прогресс в вопросах очистки судебной власти.

Вместе с тем в Еврокомиссии отмечают, что «ВККС должна систематически обеспечивать транспарентность и надлежащую аргументацию в принятии решений, а ВККС и ОСД должны продолжать совершенствовать сотрудничество». С этим есть определенные проблемы, поскольку сейчас продолжается дискуссия между парламентом, ВККС и ОСД о доступе последнего к судейским досье.

У этой ситуации есть также историческая составляющая. Дело в том, что предыдущим составам ВККС и ОСД аналитическую информацию о судьях не предусмотренным законом способом предоставляли НАБУ и НАПК.

Это было эффективно, но прекратилось в начале текущего года из-за загруженности этих органов выполнением собственных функций.

Тогда ВККС оказалась не готова самостоятельно собирать и обрабатывать такие массивы данных (и, соответственно, предоставлять их ОСД). Сейчас ситуация улучшилась, но периодически система все равно дает сбой. Это негативно сказалось на качестве и скорости оценивания судей по меньшей мере в 2024 году. А если ситуацию не исправить комплексно, это повлияет и на скорость конкурсных процедур, прежде всего в отношении кандидатов в апелляционные суды.

В Еврокомиссии проблему понимают, поэтому дали интересную рекомендацию для ее решения: «НАБУ и НАПК должны увеличить аналитическую поддержку ВККС, а последней нужно также развивать собственную состоятельность».

Общественные организации в Теневом отчете к разделу 23 «Правосудие и основоположные права» предлагали вариант для развития ВККС «собственных способностей» — это создание внутри ВККС отдельного аналитического подразделения, которое для целей конкурсов и квалификационного оценивания будет собирать и обрабатывать для ВККС и ОСД информацию о судьях и кандидатах в судьи из открытых и закрытых государственных реестров. То есть аналитические справки, которые раньше готовили НАБУ и НАПК, сможет продуцировать сама ВККС.

Это потребует определенных законодательных изменений, но и вариант, предлагаемый ЕК, тоже в них нуждается. Поэтому нас в ближайшее время ждет широкая экспертная и политическая дискуссия не только о доступе ОСД к судейским досье, но и о том, кто и как должен их наполнять.

Также Еврокомиссия рекомендует «укрепить состоятельность и эффективность ОСД, в частности путем предоставления вспомогательного персонала и улучшения доступа к досье». В действительности наличие сильного аналитического подразделения внутри ВККС, которое будет предоставлять членам ОСД такой же объем аналитических данных, как и членам ВККС, решит вопрос состоятельности для обоих органов и даже для ВСП, который для выполнения возложенных на него функций нуждается в информации из судейских и кандидатских досье.

Обратили внимание в ЕК и на решение Верховного суда в деле судьи Усатого, где Большая палата отклонилась от своей предыдущей практики квалификационного оценивания, что угрожало его срывом в отношении 180 судей. Автором этого решения является судья Большой палаты Олег Кривенда. ZN.UA в своих публикациях предупреждало о невозможности избрания его судьей БП ВС из-за сомнительной добропорядочности. Но Кассационный административный суд и его председатель Михаил Смокович, сейчас претендующий на избрание судьей Конституционного суда, не обратили внимания на низкую добропорядочность Кривенды.

В итоге Украина получила совсем не дипломатическое предупреждение от ЕК за это решение, а БП ВС — очередной раскол среди судей, ведь, судя по количеству отдельных мнений, решение в деле Усатого принято с минимальным преимуществом, что дает шансы на победу здравого смысла в других подобных делах.

Добропорядочность судей

Добропорядочность судей Верховного суда и высших судов — также в поле зрения Брюсселя. В отчете ЕК речь идет о том, что «для повышения подотчетности судебной власти и доверия общественности Украина должна принять законодательство о декларациях добропорядочности судей».

«Обновленная система должна включать для судей высших судов временную, но содержательную процедуру проверки с привлечением независимых экспертов», — это, по сути, четкое требование Еврокомиссии, за которое судьи ВС и высших судов должны благодарить не только уже уволенного из ВС за коррупцию Всеволода Князева, но и тех судей БП ВС и особенно судью Кривенду, голосовавших за решение в деле Усатого.

Еврокомиссия прямо говорит о том, что «коррупционные риски в Верховном суде все еще требуют соответствующего реагирования через систему улучшенных деклараций добропорядочности и их проверок ВККС, а также проверок со стороны НАПК имущественных деклараций и мониторинга образа жизни судей, а кроме того, улучшения отбора судей ВС на основании нового законодательства и единых критериев для оценки добропорядочности и этики судей, утвержденных ВСП».

Поэтому из очевидного — Брюссель предъявляет повышенные требования к проверкам добропорядочности судей ВС и высших судов. Из неочевидного — непонятно, чем они должны отличаться.

Новый суд для рассмотрения дел при участии центральных органов власти

После ликвидации в 2022 году Окружного административного суда города Киева дела против центральных органов власти (кроме президента и парламента) временно рассматривает Киевский окружной административный суд. В Еврокомиссии понимают, что так не может продолжаться, и настойчиво рекомендуют создать для этого новый суд «с привлечением независимых экспертов и надлежащей проверкой добропорядочности и компетентности кандидатов». Не менее настойчиво рекомендуют завершить процедуру квалификационного оценивания бывших судей ОАСК.

Обучение судей

В этом году в поле зрения Еврокомиссии — и вопрос обучения судей. Чиновники ЕК — хорошие дипломаты, и когда они настаивают на необходимости институциональных реформ в Национальной школе судей «для укрепления управленческого и операционного потенциала», а также «модернизации учебных программ и методов обучения», это может означать только одно: Украина нуждается в глубоком реформировании системы судейского образования.

Общественный сектор в Теневом отчете также обращал внимание на низкое качество и устаревшие методы образования, которые сейчас демонстрирует НШСУ.

Поэтому Украине в ближайшей перспективе необходимо определиться, по какому из путей двигаться — перестраивать структуру Нацшколы судей и менять ее менеджмент (который не менялся со времен Януковича—Портнова) или вообще ликвидировать ее и строить почти с нуля современный Тренинговый центр. И это — не о смене вывески, а об изменении подходов к управлению Школой и обучению судей. Для этого надо провести комплексные функциональный, кадровый и финансовый аудиты НШСУ и принимать решения по их результатам.

Вместо выводов

Отчет содержит еще немало других рекомендаций — реформирование адвокатуры, обеспечение единства судебной практики, усиление прокурорского самоуправления, улучшение исполнения судебных решений и т.д.

Следующий отчет о своем прогрессе Украина получит через год.

Сейчас работают рабочие группы по кластеру «Основы», нарабатывающие дорожные карты для каждой из сфер этого кластера. По ним Украину и будет измерять Европейский Союз.

Как указано в отчете ЕК, «демократия, верховенство права и фундаментальные ценности и в дальнейшем будут оставаться краеугольными камнями Политики расширения ЕС. Членство в ЕС остается стратегическим выбором».

Последнее предложение этой цитаты вполне может стать национальной идеей на следующие пять лет, ведь только от нашего собственного выбора и общей ответственности зависят и путь в ЕС, и скорость его прохождения.

Источник материала
loader
loader