30 октября на платформе Netflix вышел фантастический подростковый слэшер «Временной срез», который подхватывает тренд последних лет добавлять в хорроры о маньяках в масках какой-то знакомый троп из других жанров. В данном случае, например, это путешествия во времени. В рецензии ниже рассказываем, как себя будет чувствовать современный подросток в далеком 2003-м и насколько интересно в очередной раз наблюдать за очередным душегубом с ножом наперевес, который решил погоняться за беззаботной молодежью.
Плюсы:
приятный вайб нулевых; несколько напряженных моментов;
Минусы:
плохо практически все;
«Временной срез» / Time Cut
Жанр научно-фантастический слэшер
Режиссёрша Ганна Макферсон
В ролях Мэдисон Бейли, Антония Гентри, Гриффин Глюк, Майкл Шенкс, Рэйчел Кроуфорд, Джордан Петл, Меган Бест, Сэмюэл Браун
Премьера Netflix
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
Апрель 2003-го. Несмотря на гибель нескольких школьников, ставших жертвами таинственного убийцы в маске, старшеклассники одного из американских городков где-то в Миннесоте решили устроить большую вечеринку. Примерно такую же, что была в слэшере-кроссовере «Фредди против Джейсона», который вышел в том же 2003-м. Только здешний деревенский колорит ограничивается каким-то заброшенным амбаром вместо развлечений среди обильных кукурузных полей. На этом мероприятии оказывается и школьная красавица Саммер Филд, правда, оно станет для девушки последним, ведь психопат с ножом (точнее, на этот раз с косой) добирается и до нее.
21 год спустя младшая сестра Саммер, Люси, отправляется с безутешными родителями почтить память погибшей. И вдруг на месте убийства она обнаруживает странное устройство — настоящую машину времени. Не успев толком понять, что происходит, девушка переносится в судьбоносный 2003 год, когда ее сестра была еще жива. Теперь Люси нацелена спасти обреченную родственницу и выяснить личность маньяка. Но удастся ли ей осуществить задуманное?
Глядя на «Временной срез», трудно избавиться от неприятных мыслей о том, что его сюжет содержит ровно ноль свежих идей и сплошь соткан из одних лишь типичных жанровых клише. И эти мысли справедливо возникают еще до просмотра. Авторы ленты пытаются следовать трендам современных слэшеров, когда к обычному маньяку в маске и кучке школьников, погибающих от его руки один за другим, добавляется какой-то троп из других жанров.
Загибаем пальцы: в «Последних девушках» (2015) увлекательно обыгрывался присущий «Крикам» метанарратив; в «Счастливого дня смерти» (2017) создатели апеллировали к концепту «день сурка»; в «Химерах» (2020) — к обмену телами; в «It’s A Wonderful Knife» (2023) речь шла о параллельных вселенных, к тому же, это было еще и переосмысление рождественской классики «Эта замечательная жизнь» Фрэнка Капры (1946).
Сценарий к двум из четырех вышеупомянутых ужастиков писал Майкл Кеннеди, так что вовсе не удивительно его видеть и в сценаристах «Временного среза» (в следующем году планируется к выходу «Heart Eyes» — слэшер, разбавленный ромкомом, к созданию которого Кеннеди также приложил руку).
Фильм берет за основу старые добрые путешествия во времени, и этим он очень сильно вторит прошлогоднему «Абсолютному убийце», вплоть до того, что маски у маньяков едва ли не идентичны. Но есть и определенные косметические отличия — например, в «Убийце» главная героиня в исполнении Кирнан Шипки отправлялась к молодой версии собственной матери в синтезаторные 80-е, здесь же речь идет о встрече с сестрой в технологически продвинутых двухтысячных.Соответственно, в кадре фигурируют многочисленные признаки того времени. По стилю одежды местные девушки напоминают героинь комедии «Дрянные девчонки». Из розовых наушников, подключенных к CD-плееру, звучат молодежные хиты Avril Lavigne. На стене красуется постер с истребительницей вампиров Баффи. Юная путешественница во времени пугается шума, который издает модем. На компьютерном мониторе легко угадывается Windows XP. Да и прикончить кого-нибудь куском компакт-диска тогда было гораздо проще, чем сегодня.
Добавьте сюда прямое упоминание «Американского психопата» или звучащую невзначай фамилию Майерс, и вы получите действительно приятный ностальгический вайб с отсылками. Но вместе с тем, это едва ли не единственное, что есть хорошего в ленте.
Если, например, сценарий «Венома: Последний танец» писался на салфетке, то история «Временного среза» явно придумывалась нейросетью, причем «придумывалась» здесь сойдет за эвфемизм. Там, где тот же «Абсолютный убийца» добавлял в повествование уместную комедийную легкомысленность, новинка от Netflix сплошь серьезна и даже делает попытки в подростковую драму, но эти драматургические потуги выглядят смехотворно. Ну и, давайте честно, с таким количеством крови на экране полноценным слэшером назвать это трудно.
В итоге перед зрителем предстает вторичная, ленивая и, в конце концов, самая обычная подростковая чушь, единственной вменяемой мыслью которой становится месседж о том, что раньше трава действительно была зеленее. Недаром же одна из героинь решает проигнорировать жалкий актуальный таймлайн и остаться в таком чудесном 2003-м.
Вывод:
«Временной срез» — вторичное, клишированное и предсказуемое подростковое кино, которое толком не реализуется ни в жутком жанре слэшера, ни в научно-фантастическом компоненте, связанном с путешествиями во времени;