В этой северной стране монархия не менее популярна и любима, чем в дождливой Англии, поэтому Глюксбурги вполне могут конкурировать с Виндзорами. И хотя громких скандалов в семье Елизаветы II все-таки было намного больше, в плане эпичности королевская династия Норвегии явно опережает — их истории больше похожи на сюжет достойного романа, нежели на действительность (читайте также: 20 лучших романов 2024 года: от любовных историй до нового Пелевина). Не знаем наверняка, насколько у королей и принцев схожи взгляды на внешнюю и внутреннюю политику, однако решительность в любви и способность идти против правил у наследников норвежского престола явно в крови — генетика — наука серьезная!
Предлагаем вам вспомнить самые резонансные ситуации, произошедшие внутри королевской семьи Норвегии. От брака с шаманом до физического насилия — вы будете потрясены не меньше общественности.
Женился на продавщице
Союз короля Харольда и королевы Сони считается одним из самых крепких и счастливых среди монархов всего мира. 29 августа 2024 года они отпраздновали 56-ю годовщину свадьбы — за это время они вырастили двоих детей, воспитали семерых внуков, объездили весь мир и вместе побеждали в спортивных соревнованиях. Кажется, что этой паре даже возраст не помеха.
Однако за то, чтобы быть вместе, им пришлось побороться. Несмотря на то, что Соня представляла из себя идеальную партию для Харольда: умница, красавица, знала несколько языков, изучала моду и экономику, не была замечена в провокационных и скандальных ситуациях и будто от природы была наделена по истине королевскими манерами, она была простолюдинкой. А, как известно, в прошлом веке такой союз считался непростительным мезальянсом, даже если невеста умная, амбициозная и достигшая всего собственным трудом.
Король Улаф V прочил сыну в невесты наследниц престолов других государств, однако на вечеринке общих друзей Харольд влюбился в Соню. На протяжении 9 лет их роман был тайным, так как отец принца был категорически против этих отношений. Заставить его изменить свое мнение не могли даже доводы о том, что Соня не искала денег и славы, ничего не просила и была искренней. Для правителя она долгое время оставалась не больше, чем продавщицей в магазине.
Однако со временем их связь все-таки просочилась в мировые СМИ. Когда стало понятно, что пришло время менять статус пары, Харольд поставил отцу ультиматум: либо будущей королевой Норвегии будет Соня, либо он отказывается от престола или навсегда остается холостяком. После серьезного разговора, Улаф пошел навстречу своему сыну и сделал все, чтобы этот брак состоялся (читайте также: Харальд и Соня: четверть века на троне, полвека любви).
Так королевой Норвегии стала простолюдинка, прекрасная Золушка. И ни разу об этом выборе не пожалел ни сам Харольд, ни народ, который с теплотой и искренней любовью принял новую монархиню.
Невестка с сомнительным прошлым
Наследный принц Хокон решил повторить судьбу отца и в будущие жены себе выбрал обыкновенную официантку. Только вот если репутация королевы Сони была кристально чиста, то Метте-Марит была девушкой с сомнительным прошлым (читайте также: Тени прошлого: 9 королевских невест с сомнительной репутацией). Родилась в 1973 году в многодетной семье в небольшом городке Кристиансанн. Тепла и заботы девочка получала мало: мать старалась уделить внимание каждому, а после развода с мужем еще и заново строила личную жизнь.
Возможно, именно из-за этого после довольно спокойного детства у Метте-Марит наступила очень бурная молодость. Знакомство с «крутой» компанией позволило будущей королеве с головой погрузиться в мир вечеринок и наркотиков. Казалось бы, где наследный принц мог встретить настоящую бунтарку? Однако у будущих влюбленных оказался общий интерес — страсть к музыке.
Ежегодно в родном городе Метте-Марит проходил рок-фестиваль Quart. Молодые люди посещали его ежегодно, но лишь в конце 90-х, когда Хокон только вернулся из армии, общие друзья представили его девушке. Искра между ними вспыхнула сразу же. Не будет преувеличением сказать, что любовь снесла будущему королю Норвегии крышу: он решил жить вместе с Метте-Марит на съемной квартире в Осло и всерьез задумался о том, чтобы отказаться от престола ради своей невесты. Мужчину совершенно не смущало наличие и девушки двухлетнего сына Мариуса, которого в 23 года она родила от некоего Мортена Боргома, завсегдатая местного отделения полиции, не раз привлекавшегося за хранение запрещенных веществ, вождение в нетрезвом виде и даже насильственные действия.
Будущая королева — мать-одиночка и официантка без образования — общественность страны была возмущена. Однако родители Хокона, король Харольд и королева Соня к выбору сына отнеслись уважительно: наверное, потому, что сами прекрасно помнили 9 мучительных лет, которые были преградой для их брака. Метте-Марит была принята в семью очень тепло, монархи не только не выступали против нее, но и всячески поддерживали невестку: Соня позаботилась о том, чтобы девушка получила образование и приложила все усилия для того, чтобы пресса не терроризировала Метте-Марит за ее прошлое.
За 2 дня до свадьбы будущая принцесса выступила на пресс-конференции, где признала ошибки прошлого и раз и навсегда закрыла эту главу жизни. После свадьбы Хокон усыновил 4-летнего Мариуса, а позже у пары родились дочь Ингрид — первая за 600 лет будущая королева Норвегии и сын Сверре Магнус. Сейчас народ обожает Метте-Марит, не попрекает ее за бурную молодость и с заботой следит за тем, что именно происходит в этой семье.
Стриптизерша — новый член королевской семьи
Однако вместе с Метте-Марит в королевскую семью пришли проблемы совсем не благородных кровей. Первый сюрприз подготовил отец принцессы Свен Олаф Бьярте Хёйби. Бывший журналист одного из местных изданий города Кристиансанн и в молодости не отличался примерным поведением: проживал на социальное пособие, дважды был осужден за насилие и страдал алкоголизмом. Хотя с дочерью мужчина виделся почти каждые выходные, теплыми их взаимоотношения явно не назовешь.
После свадьбы с принцем Хоконом выяснилось, что долгие годы именно отец за крупные гонорары сливал желтой прессе информацию о детстве и юношестве Метте-Марит, предоставлял ее личные фотографии и снабжал издания сведениями о внуке Мариусе. Помимо этого в публичном пространстве он не переставал порочить свою дочь, постоянно акцентируя внимание на ее разгульном прошлом. Для того, чтобы не порочить королевскую фамилию в глазах норвежского народа, Метте-Марит даже делала заявления, в которых четко давала понять, что никаких сношений со своим отцом она не имеет, а их родственная связь потеряна.
Казалось бы, уже этого достаточно для того, чтобы называться настоящим скандалом, однако Свен Олаф пошел дальше. В 2005 году он объявил о предстоящем браке с 34-летней стриптизершей. И хотя Ренате Барсгард можно назвать настоящим профессионалом своего дела: в Осло она славилась своими голыми танцами на мальчишниках, представить ее на приеме у королевы Сони и короля Харальда не представляется возможным. Последней каплей стало то, что в одном из интервью мужчина сравнил будущую жену с дочерью-монархиней — вот это уж точно скандал так скандал!
Третий лишний
Головную боль королевской семье Норвегии доставил и первый сын Метте-Марит, Мариус Борг Хёйби (читайте также: Кто такой Мариус Борг Хёйби: сын будущей королевы Норвегии и головная боль всей королевской семьи). В возрасте четырех лет мальчик был усыновлен принцем Хоконом, правда, без наделения его королевскими обязанностями и титулами. Но это совсем не помешало тому, чтобы Соня и Харальд принимали его, как родного внука. Мариус всегда был на традиционных ежегодных королевских портретах, посещал важные для страны мероприятия и совершенно не чувствовал себя обделенным.
Что же произошло дальше: может быть, гены сыграли свое? С подросткового возраста молодой человек стал учинять скандал за скандалом. Причиной для первого стало то, что в своих социальных сетях Мариус выложил семейное фото, указав геолокацию, хотя прекрасно знал, что в целях безопасности нахождение членов королевской семьи держится в строжайшем секрете.
Второй — когда в американском колледже представился товарищам будущим королем Норвегии. Уже в тот момент умиление общественности над крошечным блондином, похожим на ангела, превратилось в непонимание и некоторое презрение. Действительно, перед народом Мариус представал не в лучшем свете: постоянно менял девушек, а в социальных сетях демонстрировал свой образ жизни, состоящий из вечных тусовок, алкоголя и излишних вольностей. Многие удивлялись тому, как спокойно на кадрах папарацци держится Метте-Марит: то ли принцесса вспоминала себя в юношеские годы, то ли понимала, что ее главной надеждой является Ингрид и Сверре-Магнус.
На какое-то время о Мариусе успели забыть, но в 2024 году он вновь попал на первые полосы всех мировых изданий. В августе стало известно, что старший сын кронпринцессы арестован полицией Осло. В отделение органов обратилась девушка Мариуса, Ребекка Хельберг Арнтсен, ставшая жертвой абьюза со стороны молодого человека. Находясь под действием запрещенных веществ и в состоянии алкогольного опьянения Борг Хёйби избил свою возлюбленную и устроил в ее квартире настоящий хаос — при осмотре помещения обнаружилось, что все вещи перевернуты с ног на голову, а в стене торчит нож, который 27-летний член королевской семьи в порыве гнева воткнул в стену.
Свою вину Мариус признал, захотел нести ответственность и даже написал открытое письмо, в котором сказал, что инцидента «никогда не должно было случиться», принес извинения своей семье, репутация которой на фоне скандала изрядно пострадала, а также обратился к Ребекке:
«Она не заслужила ни того, что произошло той ночью, ни давления со стороны как норвежской, так и зарубежной прессы после. Я знаю, что в такое время, когда меня преследуют фотографы и журналисты, выстоять очень сложно… Моя любовь, мне очень жаль»
Мариус Борг Хёйби
Также молодой человек сообщил, что уже долгое время страдает от депрессии и активно лечится от зависимостей, и обещал подойти к этому вопросу еще серьезнее. Согласно закону Мариусу грозит штраф или лишение свободы на срок до одного года.
Принцесса — жена шамана
Еще одно важное для королевской семьи Норвегии событие, потрясшее общественность, произошло в августе 2024 года — принцесса Марта-Луиза вышла замуж за чернокожего американца, провозгласившего себя шаманом. В 2017 году старшая дочь короля Харальда и королевы Сони развелась со своим мужем, драматургом Ари Беном, с которым прожила 14 лет: у пары родилось 3 дочери. А уже в 2019 году вся страна удивлялась необычному роману Марты-Луизы — принцесса начала встречаться с Дуреком Верреттом, американцем, самостоятельно провозгласившим себя шаманом в 6 поколении (читайте также: Сын миллиардера и простой студент: как выглядят возлюбленные нового поколения принцев и принцесс Европы). Его работа заключается в том, чтобы возвращать власть в руки людей и помогать им жить гармонично, подлинно и осознанно. Среди его клиентов были такие знаменитости, как Гвинет Пэлтроу и Нина Добрев.
По словам жениха сразу во время того, как общие друзья познакомили его с Мартой-Луизой оба поняли, что созданы друг для друга, ведь уже встречались в прошлой жизни. Стоит отметить, что и сама принцесса не раз заявляла о своем даре ясновидения, а её пристрастие к альтернативным методам лечения вызывали шквал негодования у народа Норвегии. Судя по фотографиям, эти двое действительно нашли друг друга. На момент свадьбы Марте-Луизе было 52, Дуреку — 49. В 2022 году она отказалась от своего титула, чтобы не обременять себя королевскими обязанностями, но Харальд сохранил ей титул, взяв обещание не использовать связь с монархией в коммерческих целях. После свадьбы по законам страны Верретт регалий не получит.
Неудивительно, что выбор Марты-Луизы поддержала вся ее семья — кто-кто, а представители норвежской короны точно знают, что значит идти в любви против всех правил. Красочное мероприятие посетили король и королева, принц и принцесса с детьми, а также около 300 друзей. Интересно, что на торжестве для гостей действовал запрет на использование мобильных телефонов, а права на фотографии пара отдала журналу Hello.
Это оскорбило норвежскую прессу, однако принцесса не раз заявляла, что не доверяет местным СМИ и радовала своих фанатов частыми публикациями в социальных сетях. Счастливый финал даже не позволяет назвать этот необычный претендент скандалом, ведь, кажется, лишь общество, зараженное стереотипами, способно осуждать то, что выходит за вымышленные общепринятые рамки.
Фото: Legion Media, Getty Images, соцсети, архивы пресс-служб