Власть в несколько этапов хочет реформировать сферу игорного бизнеса. В рамках первого, вероятно, ликвидируют КРАИЛ
Власть в несколько этапов хочет реформировать сферу игорного бизнеса. В рамках первого, вероятно, ликвидируют КРАИЛ

Власть в несколько этапов хочет реформировать сферу игорного бизнеса. В рамках первого, вероятно, ликвидируют КРАИЛ

Власть в несколько этапов хочет реформировать сферу игорного бизнеса. В рамках первого, вероятно, ликвидируют КРАИЛ

Согласно инсайту правительственного квартала, сначала власти хотят «отбелить» игорный рынок.

В ближайшее время в Украине планируется запустить радикальную реформу игорного бизнеса, изменить правила лицензирования, налогообложения и контроля, что должно превратить «игорку» в нормальную цивилизованную индустрию. В статье «Перевернуть игровой стол. Что не так с игорной индустрией и что с этим хочет делать власть» Евгений Пилинский пишет, что первоочередной задачей в рамках первого этапа реформы может стать ликвидация «мертворожденной» Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ).

«Частью этой реформы является законопроект №9256-д «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью борьбы с игровой зависимостью (лудоманией) и совершенствования государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей», который депутаты хотят в октябре-ноябре проголосовать. Но этот законопроект является лишь частью общей реформы правил игры», – пишет автор и отмечает, что в его распоряжении оказалась одна из правительственных концепций возможных изменений.

Саму реформу, по его словам, планируется реализовать в несколько этапов. В первый, в частности, входят «отбеливание рынка» и его детоксикация. Задачей первого этапа будет создание нормального здорового и прозрачного плацдарма и условий работы, при которых можно будет создавать коммерческий, а не преступно-коррупционный игровой рынок.

Так, в первый этап реформы входят:

  • ликвидация КРАИЛ и создание «Агентства регулирования азартных игр» (АРАИ);
  • изменение подхода к налогообложению;
  • подключение операторов рынка к единой системе платежей, определенной НБУ;
  • переформатирование подходов к выдаче лицензий и проверке лицензиатов;
  • возможность конвертации криптовалют при внесении платежей.

«Отмечаю, что сейчас это лишь концепция, которая может претерпевать изменения и корректировки, но вектор на изменения выглядит неотвратимым», – подчеркнул Плинский.

Законопроект №9256-д, автором которого является глава финансового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев, является частью плана по реформированию «игорки» и совпадает с некоторыми пунктами первого этапа перезагрузки. В ВРУ обещают очень быстро принять документ во втором чтении.

Законопроект предлагает вместо КРАИЛ создать «центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере организации и проведения азартных игр». Если же законопроект будет принят, то новое «Агентство регулирования азартных игр» (АРАИ) потеряет значительную часть автономности и коллективной безответственности, которые есть у КРАИЛ. Наличие последних стало причиной потери контроля над игорным рынком и коррумпированности самой Комиссии. В то же время АРАИ приобретет определенный контроль со стороны правительства.

Базовые функции АРАИ фактически дублируют перечень полномочий КРАИЛ:

  • выдача/аннулирование лицензий;
  • проверка и контроль платежей;
  • обнаружение нелегальных операторов;
  • принятие решений о блокировке сайтов.

«Но одновременно меняется механика контроля над самим Агентством и его возможностями контролировать рынок. Законопроектом №9256-д для АРАИ внедряются механизмы и инструменты проведения контрольных закупок ставок, проверок работы операторов с помощью ботов, возможность программного контроля платежей. То есть АРАИ наделяют практическими инструментами контроля», – рассказывает Плинский.

Кому именно будет подчиняться Агентство, по словам автора, сейчас неизвестно. Согласно законопроекту, АРАИ будет подчиняться напрямую правительству, но по всей вероятности, добавляет Плинский, что де-факто это будет Министерство цифровой трансформации.

Эта версия выглядит логичной с учетом того, что представление лицензий и их получение планируют реализовывать через портал Дія. В то же время, проверка будет автоматической, без ручного вмешательства Агентства и без физического доступа лицензиатов к его членам», – добавляет автор.

В то же время, сейчас не очень понятно, как в случае автоматической проверки выдачи лицензий избежать их покупки операторами с российским или преступным капиталом. Ведь последние могут просто зарегистрировать ООО на подставных лиц с украинским паспортом.

«Однако именно устранение человеческого фактора при выдаче лицензий было главным мотиватором для ликвидации КРАИЛ, хотя пока неясно, какие предохранители от коррупции будут в АРАИ, насколько этот орган будет защищен от влияния правоохранительных структур и отдельных чиновников, что, собственно, и стало бедой КРАИЛ.. Но, возможно, мы увидим это в более широком проекте презентации реформы», – подытожил Плинский.

Ранее Гетманцев сам заявлял, что ВРУ в ближайшие недели рассмотрит вопросы ликвидации КРАИЛ. По его мнению, если менеджмент КРАИЛ не справляется с вызовами, то ему необходимо написать заявление об увольнении. При этом в парламенте уже готов ко второму чтению законопроект о ликвидации комиссии.

Источник материала
loader