Будущее самолета четвертого поколения Eurofighter выглядит весьма сомнительно, так как на арену выходят машины со стелс-возможностями. Более того, на подходе авиационные системы FCAS, которые не оставят "тайфунам" никаких шансов.
Eurofighter Typhoon, многоцелевой самолет четвертого поколения, является краеугольным камнем Королевских ВВС Великобритании уже два десятилетия. Несмотря на появление стелс-истребителей пятого поколения вроде F-35, Typhoon по-прежнему эффективен для выполнения таких задач, как оперативное оповещение и патрулирование воздушного пространства.
Фокус перевел статью американского журналиста, бывшего летчика ВВС США Харрисона Касса о дальнейшей судьбе многоцелевых истребителей Eurofighter Typhoon
- Постоянная модернизация позволяет поддерживать актуальность Typhoon, и планируется, что он останется на вооружении как минимум до 2040 года. Но высокая стоимость модернизации и разработка боевой авиационной системы будущего (FCAS) могут в конечном итоге привести к его устареванию.
- Маневренность и передовые системы обеспечивают его нынешние возможности, но будущее нестелсового Typhoon весьма сомнительно.
Eurofighter Typhoon: сможет ли он выжить в будущем, где доминирует стелс?
Истребитель Eurofighter Typhoon уже два десятилетия остается одним из основных самолетов Королевских военно-воздушных сил Великобритании (RAF). Но сможет ли Typhoon, не обладающий стелс-возможностями, оставаться актуальным с появлением технологий пятого поколения и ростом значимости стелс-технологий?
Будущее истребителя Eurofighter
Eurofighter Typhoon — это рабочая лошадка RAF четвертого поколения, так же как F-16 Fighting Falcon — рабочая лошадка ВВС США четвертого поколения. Для некоторых задач стелс-истребитель пятого поколения просто не нужен — например, для операций быстрого реагирования и патрулирования воздушного пространства. На самом деле
Typhoon даже лучше подходит для таких задач, чем, скажем, F-35 Joint Strike Fighter.
"Если вам требуется быстрое реагирование на тревогу и патрулирование воздушного пространства, то вам нужен самолет с большим радиусом действия, с лучшими характеристиками на высоте, не подверженный угрозам с точки зрения безопасности и дешевый в эксплуатации, — говорит сотрудник Королевского института объединенных служб Джастин Бронк. — Typhoon гораздо лучше подходит для этой роли". Кроме того, Typhoon может нести больше боеприпасов, что делает его "вероятно, более эффективным" для миссий в оспариваемых воздушных пространствах вроде Ирака и Сирии.
А благодаря постоянной модернизации Typhoon остается более современным, чем можно было бы предположить по его возрасту, и оснащается современной электроникой, радарами и системами защиты.
"Но модернизация обходится недешево, — сообщает Air Force Technology, — и некоторые из старых самолетов придется списать на 15 лет раньше, чем планировалось". По мере списания "Тайфунов" RAF будет сложнее выполнять привычные задачи по борьбе за превосходство в воздухе просто потому, что будет меньше истребителей, на которых можно тренироваться.
Тем не менее, Typhoon никуда не денется: этот истребитель останется основным для RAF по крайней мере до 2040 года, "несмотря на то, что он дороже F-35A и стоит столько же, сколько F-35B".
"F-35, особенно F-35B, гораздо дороже в эксплуатации, чем Typhoon, — сообщает Air Force Technology. — У Eurofighter нет малозаметного покрытия, которое нужно поддерживать, а также его цепочкой поставок в основном упарвляет сама Великобритания, что дает ей больше прав собственности и рычагов влияния".
Великобритания также сотрудничает с другими странами над созданием Future Combat Air System (FCAS), стелс-истребителя шестого поколения. Программа FCAS все еще находится на ранних стадиях, и до ее реализации еще много лет. Однако FCAS воплощает стремление к инновациям, которые неизбежно приведут к устареванию Typhoon.
Истребитель Typhoon в фокусе внимания
Typhoon — это двухмоторный сверхзвуковой многоцелевой истребитель с мгновенно узнаваемым силуэтом. Почему узнаваемым? У "Тайфуна" есть предкрылки и дельтавидное крыло, что делает его одним из самых легко отличимых самолетов в небе.
Самолет впервые поднялся в воздух в 1994 году. Было произведено более 700 "Тайфунов" для таких стран, как Австрия, Германия, Италия, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия, Испания, Великобритания и Катар. Иностранных клиентов привлекает маневренность Typhoon как на низких, так и на сверхзвуковых скоростях. Маневренность самолета обусловлена конструкцией с ослабленной устойчивостью — он настолько неустойчив, что летчик не может поддерживать устойчивость самолета без искусственного вмешательства. Поэтому для поддержания стабильного полета планера Typhoon используется четырехсторонняя цифровая система fly-by-wire. Эта система, которую прозвали "беззаботной", запрещает летчику действовать за пределами допустимой зоны полета.
Typhoon построен из легких материалов, в том числе на 82% из композитов. Расчетный срок службы планера составляет 6 тысяч летных часов.
Typhoon не является стелс-истребителем. Однако в него были добавлены элементы, снижающие радиолокационное сечение (RCS). Одним из примеров являются реактивные воздухозаборники, которые скрывают переднюю часть двигателей от радаров. Другие радиолокационные цели, такие как крыло, оперение и киль, имеют агрессивную стреловидность, чтобы избежать отражения энергии радара на переднюю часть планера. А некоторые виды внешнего вооружения устанавливаются полуутопленными в планер, что частично экранирует их от радаров. И, наконец, для отделки многих отражающих элементов самолета, таких как передние кромки крыла, кромки воздухозаборников, руль направления и аэродинамические поверхности, были использованы радарно-поглощающие материалы (RAM).
Typhoon оснащен двумя двигателями Eurojet EJ200, которые могут обеспечивать тягу до 9176 кг/с (с включенными форсажными камерами). В EJ200 использованы передовые технологии, включая цифровое управление и мониторинг состояния, широкохордные аэродинамические профили, монокристаллические турбинные лопасти, конвергентное/дивергентное выхлопное сопло — все это обеспечивает высокое соотношение тяги и массы, многоцелевые возможности, суперкрейсерскую скорость, низкий расход топлива, низкую стоимость владения, модульную конструкцию и потенциал развития.
В целом Eurofighter Typhoon — это перспективный самолет, который будет оставаться на вооружении еще как минимум пятнадцать лет. Но дни нестелсвого истребителя уже сочтены.
Об авторе
Харрисон Касс — журналист, пишущий об обороне и национальной безопасности, на счету которого более 1000 статей на темы, связанные с международными проблемами. Адвокат, пилот, гитарист и профессиональный хоккеист, Харрисон служил летчиком-стажером в ВВС США, но был демобилизован по состоянию здоровья. Получил степень бакалавра в колледже Лейк-Форест, степень доктора юриспруденции в Орегонском университете и степень магистра в Нью-Йоркском университете. Харрисон слушает группу Dokken.