Заварили кашу. Что не так с бесплатным питанием для школьников
Заварили кашу. Что не так с бесплатным питанием для школьников

Заварили кашу. Что не так с бесплатным питанием для школьников

Заварили кашу. Что не так с бесплатным питанием для школьников

В начале октября 2024-го появилось громкое заявление правительства о том, что с этого месяца и до конца года ученики младших классов будут обеспечены бесплатным одноразовым горячим питанием. На это местным громадам выделили 2 млрд грн из государственного бюджета. И это лишь часть суммы, необходимой для обеспечения едой школьников, остальное должны добавить громады из местных бюджетов.

Питание детей — дело хорошее, мы двумя руками «за». Но важно, как его будут реализовывать. Кажется, это уже стало государственным трендом — анонсировать изменения «задним числом», без каких-либо намеков на то, как их можно реализовать. Идея сырая и недостаточно продуманная, и вот почему.

Идея принята внезапно, без достаточных консультаций с местной властью и обсуждений.

«Решение о введении бесплатного питания для всех детей начальной школы с октября 2024-го стало неожиданным для громад, — говорит эксперт Ассоциации городов Украины (АГУ) Михаил Гончар. — Этот вопрос не обсуждали накануне нового учебного года. Даже в бюджетной декларации на 2025–2027 годы речь об этом не шла. Согласно стратегии реформирования системы школьного питания, утвержденной правительством в 2023 году, этот вопрос теоретически должны были рассматривать в 2025-м, и то при наличии финансирования».

Планируется, что школа, где есть свой повар, за государственный счет сможет покрыть 100% стоимости продуктов, необходимых для питания. И это, собственно, все затраты, ведь повар в штате и так получает зарплату. И если питание организовано благодаря услугам по кейтерингу или аутсорсингу, то за счет средств субвенции оплачивается не более 70% стоимости такой услуги. Другие 30% средств должна выделить местная громада. И здесь начинаются проблемы. Ведь средства на питание государство выделило поздно. Чтобы их освоить, теперь нужны решения, принятые местными радами. А в больших громадах нужно будет провести еще и дополнительные тендеры, ведь предыдущие были ориентированы преимущественно на детей льготных категорий. А времени до конца года осталось мало. И это означает, что громады могут не успеть использовать государственные средства, и в конце года они вернутся в бюджет.

Есть проблемы с распределением средств, выделенных на питание.

В принципе логика подсчетов должна быть такой: берем количество учеников, которые учатся в младшей школе, и умножаем эту цифру на 50 (стоимость школьного обеда) и на количество дней. Но аналитическая система АІКОМ, куда школы должны вносить данные обо всех своих учениках, не работает. Следовательно, придется ориентироваться на данные прошлого учебного года. А это значит, что количество детей и выделенных громадам средств иногда не совпадают, о чем, по нашей информации, уже заявляют некоторые местные руководители на совещаниях. Они получают на питание значительно меньше средств, чем нужно. Так происходит в тех громадах, где много учеников, которых нет в учетных данных прошлого года.

Учебный год не заканчивается в 2024 году, он продолжается до весны 2025-го. Но средств, заложенных в проект госбюджета на 2025 год, может не хватить на питание младших школьников.

«В цифрах это выглядит так, — говорит Михаил Гончар. — По состоянию на 1 сентября 2023 года (информация на 1 сентября 2024-го еще не обнародована) в начальной школе училось 1 миллион 397 тысяч детей. Учебный год продолжается не меньше 175 учебных дней. Умножаем это на определенную правительством стоимость обеда в 50 грн. Следовательно, потребность в деньгах на 2025 год составляет 11,8 млрд грн. Но в проекте бюджета на этот год заложено 100 млн грн субвенции и 2,8 млрд грн средств международных партнеров (то есть будут эти средства или нет — неизвестно). И будет ли бесплатное питание в школах в 2025 году — тоже неизвестно. А если учесть все льготные категории питания, которые должно компенсировать правительство (воспитанники детсадов и ученики, имеющие статус детей, пострадавших от войны, ВПО), по нашим расчетам, эта потребность составляет 28,7 млрд грн. Непонятно, где правительство возьмет эти средства».

Не все школьные столовые отвечают требованиям по организации питания. Поэтому только перечисления средств на обеды недостаточно. Нужны также средства на модернизацию и ремонт.

Государством установлены требования по организации школьного питания. В постановлении Кабинета министров Украины четко указано, что все процессы должны соответствовать Порядку организации питания в учебных заведениях и детских заведениях оздоровления и отдыха, а также нормам безопасного питания НАССР. Далеко не все школьные столовые и пищеблоки соответствуют всем нормативам. Многие из них нуждаются в ремонте или модернизации. И это не новость для правительства, ведь об этом идет речь даже в Стратегии реформирования системы школьного питания на период до 2027 года.

В целом 2023 год отметился изменением нормативно-правовой базы по организации системы питания, но не отметился модернизацией старых столовых и пищеблоков. Чтобы получить финансирование от государства на ремонт пищеблоков и столовых, школы должны отвечать определенным критериям: большое количество учеников, наличие проектно-сметной документации, софинансирование из местных бюджетов и т.п. Выходом из ситуации для школ могла бы стать возможность получать питание с фабрики-кухни, и правительство обещало в будущем открыть целую сеть таких фабрик, но сейчас работает только одна небольшая фабрика в Буче. Ее мощностей не хватает даже на всю Киевскую область, не говоря уже о стране.

Питание школьников должно быть не только бесплатным, но и качественным.

Если государство не имеет точного учета школьников, которым нужно питание, оно не сможет правильно рассчитать средства. Меньше средств — ниже качество.

Стоит также отметить, что родители школьников неоднозначно восприняли новость о бесплатном питании, потому что еще чувствуют фантомные боли — помнят опыт прежних лет, когда в школьных столовых вся бесплатная еда была такого низкого качества, что дети выносили ее на мусорник. В то же время обеды, купленные за деньги родителей, были лучше. В начале октября, сразу после заявления правительства о том, что младшие школьники будут обеспечены горячим бесплатным питанием, наша ОО «Родители SОS» проводила опрос родителей относительно их ожиданий от реализации такой идеи. Многие родители заметили, что даже сейчас бесплатное питание, которое государство предоставляет для льготных категорий школьников, значительно худшего качества, чем то, которое дети покупают в школьной столовой за деньги родителей. «Никакой Клопотенко со своими школьными рецептами здесь не поможет. Дети массово отказываются есть эту бурду», — комментировали родители. Поэтому одновременно с выделением средств на питание правительство должно продолжать реформу этой системы.

Подход к обеспечению бесплатного питания младших школьников должен был бы учитывать также ситуацию в сфере безопасности каждого региона, быть гибким, обеспечить питание одинакового качества для всех категорий детей независимо от того, местный бюджет это финансирует или это субвенция государственного бюджета, или же деньги родителей. А пока что мы имеем заявление правительства, выделенные средства, которые неизвестно как смогут освоить регионы, неопределенность по дофинансированию и сомнительные перспективы на 2025 год. И все это — на фоне недоремонтированных укрытий, постоянных тревог, в ожидании блэкаутов.

Бесплатное питание для школьников — это, в принципе, хорошая идея, которая могла бы принести пользу, если бы была продуманной и подготовленной. В то же время вместо помощи школам и громадам она может принести им еще одну головную боль. Идея бесплатного питания подается обществу как инициатива президента, а реформой школьного питания официально занимается первая леди. Но сырая реализация этой идеи может принести больше репутационных рисков, чем плюсов.

Источник материала
loader
loader