Под микроскопом. Что показал мониторинг качества школьного образования?
Под микроскопом. Что показал мониторинг качества школьного образования?

Под микроскопом. Что показал мониторинг качества школьного образования?

Под микроскопом. Что показал мониторинг качества школьного образования?

Чтобы наша система образования эффективно работала и развивалась, нужно не только иметь планы реформ, но и видеть в деталях, как они реализуются. Это как в медицине — чтобы эффективно лечиться, надо пройти обследование. А вот с системой образовательных анализов у нас проблема. В Украине нет постоянной системы образовательных измерений, которая бы регулярно тестировала всю школьную вертикаль от первого до двенадцатого класса.

Но сказать, что у нас совсем нет данных о качестве школьного образования, тоже нельзя. У нас есть база данных результатов ВНО (НМТ), — и это информация о качестве знаний выпускников. Да, не идеальная, но есть.

Также у нас в стране начаты мониторинги качества начального образования — их было уже несколько. Исследования PISA, в которых наша страна участвовала уже дважды, дают представление о качестве знаний 15-летних школьников. То есть Украина начинает накапливать базу данных, и это очень хорошо. Но в системе образования оставалось слепое пятно, не оказавшееся в поле зрения специалистов по образовательным измерениям. Это середина школьной пирамиды — с пятого по восьмой класс.

Однако лед тронулся — Государственная служба качества образования начала регулярно мониторить качество знаний учеников этих классов. Уже второй год подряд она проводит «Общегосударственное мониторинговое исследование качества образования в заведениях общего среднего образования в условиях военного положения». В этом году в нем приняли участие более 10 тысяч школьников из 225 школ всех регионов (кроме Севастополя и АР Крым) и всех типов учебных заведений. Они выполняли компьютерные тесты по математике и украинскому языку на платформе Всеукраинской школы онлайн (ВШО). Те, кто учится в школе дистанционно, проходили тестирование дома, остальные — в школе на школьных компьютерах или своих гаджетах.

Кроме хорошей выборки, максимально возможной в условиях войны, у этого исследования есть еще несколько важных плюсов.

По примеру международных исследований в его рамках проводится анкетирование школьников по теме, как они видят процесс обучения, как с ними работает учитель, что их мотивирует и помогает, а что наоборот. Это бэк-офис результатов, позволяющий лучше их интерпретировать. Еще один большой плюс в том, что в поле зрения этого исследования попали школьники, шесть лет учившиеся по реформе НУШ, а значит, мы сможем хотя бы приблизительно увидеть эффект нововведений. Важно также, что результаты мониторинга презентуют не только в Киеве, но и в регионах, где планируются серия дискуссий и обсуждений вопроса, что делать с этими результатами.

В чем минусы исследования?

К сожалению, в тестировании, как и на НМТ, не было открытых вопросов, и во всех заданиях надо было или выбрать ответ, или установить пару соответствующих понятий. Кроме того, тестирование проводилось не только в школе, но и дистанционно. Те, кто выполнял тесты из дому, иногда делали это при отключенных веб-камерах. Поэтому неизвестно, кто стоял рядом и где участники тестирования могли искать ответы на вопросы теста. Примечательно, что результаты дистанционщиков лучше, чем результаты тех, кто выполнял тест в школе. Официально нарушения в ходе тестирования зафиксированы наблюдателями в 1,5% сессий тестирований. При тестировании онлайн ученикам иногда помогали родственники, офлайн — это были банальные перешептывания и попытки списать. Словом, старые школьные проблемы, хорошо всем известные. Как показал опрос наблюдателей, всего 41% из них полностью доверяют результатам тестирования онлайн и 81% — результатам, полученным при очном наблюдении в учебном заведении.

Но даже с поправкой на «коллективный разум» родственников и на возможные случаи недобросовестности, результаты исследования помогают увидеть основные проблемы с качеством образования. По моему мнению, их несколько.

Проблема качества знаний

Результаты тестирования большинства школьников не дотянули до достаточного уровня — они выполнили задания тестов на среднем уровне, то есть на твердую троечку. Хотя большинство тестовых заданий по всем предметам были легкими или оптимальными и касались простого воспроизведения знаний, то есть это были стандартные задания. А вот заданий на применение знаний и соображение было меньше, и выполняли их хуже. Подобные результаты были и в таком же мониторинге, проведенном в прошлом году. По всей видимости, школа до сих пор заточена на зубрежку и воспроизведение знаний.

«Это победа! — охарактеризовала результаты исследования директор одной школы. — Потому что дети писали во время войны и тревог». Не разделяю такой оптимизм. Я очень сочувствую детям и учителям, но война это не повод для того, чтобы прятать голову в песок. Наоборот, война должна побуждать посмотреть правде в глаза и засучить рукава, потому что на кону наше будущее. Проблемы с качеством образования начали проявляться задолго до войны, и этот процесс уже становится хроническим.

Проблемы с реформой НУШ

Нынешнее исследование показало, что нет принципиальной разницы между успехами «реформированных» шестиклассников и «нереформированных» восьмиклассников ни по процентам успешности (см. рис. 1), ни по качеству. Обе группы школьников лучше выполняют задания на воспроизведение знаний, чем на их применение и соображение (а это же и есть компетентность).

Как известно, реформа НУШ базируется на двух китах: это компетентностное обучение (применение знаний, а не зубрежка) и ориентация на личность ребенка. Кстати, напомню, что эти идеи отнюдь не новы, мы внедряем их уже не менее десятка лет, и все никак не внедрим.

Проблемы с компетентностным обучением видны не только в тестах, но и в анкетах школьников. Так, примерно 34% шестиклассников сказали, что на уроках математики их никогда или почти никогда не поощряют искать другие способы решения задач, то есть способы, отличающиеся от тех, которые изучали в классе. В восьмом классе такой ответ дали 38% респондентов. На уроках математики никогда или почти никогда не приводят примеры того, как математика может понадобиться в жизни, — об этом сказали 35% шестиклассников и 43% восьмиклассников. По украинскому языку очень похожая картина.

Но ради справедливости стоит отметить: около 90% учеников и шестого, и восьмого классов сказали, что учителя делают все, чтобы помочь им овладеть учебным предметом, что они объясняют ту или иную тему до тех пор, пока ученики ее не поймут.

И о личностной ориентации обучения. Анкетирование школьников выявило тенденцию: каждый третий шестиклассник и каждый третий восьмиклассник всегда или почти всегда нервничают, когда думают о математике или украинском языке. При этом многие шестиклассники отметили, что учитель всегда или почти всегда говорит им, что у них все выходит хорошо: на уроках математики — 73%, на уроках языка — 63%. У восьмиклассников картина чуть лучше: 80% сказали, что их хвалят на уроках математики, и 77% — на уроках языка.

Анкеты школьников показали, насколько они мотивированы к учебе. На рис. 2 учтены ответы тех, кто полностью согласен с таким утверждением.

Радует, что тех, кому нравятся уроки математики и языка, значительно больше, чем тех, кто от них не в восторге. Но есть и те, кто не просто их не любит, а хочет, чтобы таких уроков вообще не было. И особенно больно видеть, что это касается уроков украинского языка.

Отдельно хочу обратить внимание на результаты исследования по украинскому языку. Во всех международных и отечественных исследованиях и тестах мы видим, что с языком и чтением у украинских школьников проблем не меньше, чем с математикой. Но, к сожалению, у гуманитарного цеха нашего образования и науки нет такого мощного лобби, как у математиков, которые после первого же исследования PISA в 2018-м всячески привлекали внимание к изучению этого предмета. Это исследование PISA назвали шоком из-за математики, совсем забыв, что в нем были очень печальные результаты и по чтению. И хотя этот ажиотаж не изменил кардинально ситуацию, он по крайней мере сместил фокус внимания общества на проблемы с математикой. Гуманитарные же проблемы нашего образования так и остаются в тени. Возможно, сейчас, когда у нас есть новые данные мониторинга, пора это исправить?

«Вы рассказали сейчас о том, что с качеством образования есть проблемы, — сказала сооснователь ОО « Родители SОS» Елена Парфенова на киевской дискуссии о результатах мониторинга. — Но мы, родители, и так это знаем. Вы лучше скажите, что дальше, что вы будете с этим делать?».

Конечно, многое в образовании зависит от учителей, и учителя есть разные. Но не надо только на них перекладывать ответственность за все проблемы. Чтобы педагоги хорошо выполняли свою работу, им нужно создать условия и поддержать их. И это не только достойная зарплата, но и качественные программы и учебники, желательно, доставленные в школу своевременно. И современные курсы подготовки и переподготовки учителей. И профессиональные управленческие решения. И готовность идеологов реформ признавать ошибки в стратегиях и исправлять их.

«Основные результаты нашего исследования полностью отображают актуальное состояние образования в Украине и соразмерны с данными Всемирного банка и UNICEF об образовательных потерях во время пандемии в мире, — говорит глава Государственной службы качества образования Руслан Гурак. — Хотя наш контекст значительно более сложный. Важно, что и в годы пандемии, и в сверхсложный военный период наша образовательная система смогла устоять. Структура долгосрочной стратегии восстановления заключается не только в заполнении пробелов, но и в том, чтобы иметь четкое стратегическое представление о будущем: какие знания и навыки нужно давать всем тем, кто получает образование. Именно поэтому в Целях устойчивого развития для Украины в цель «Качественное образование» включено проведение нашего мониторинга — тестирование соискателей образования шестых и восьмых классов до 2030 года».

Источник материала
loader