Формирование тарифов Укрзалізниці на грузовые перевозки должно учитывать объемы предоставленных услуг – эксперт
Формирование тарифов Укрзалізниці на грузовые перевозки должно учитывать объемы предоставленных услуг – эксперт

Формирование тарифов Укрзалізниці на грузовые перевозки должно учитывать объемы предоставленных услуг – эксперт

Формирование тарифов Укрзалізниці на грузовые перевозки должно учитывать объемы предоставленных услуг – эксперт

Решения Укрзалізниці вредят конкурентоспособности украинской продукции.

Укрзалізниця при формировании тарифов должна использовать экономически обоснованный подход, а значит учитывать объем предоставляемых услуг. Но сейчас госкомпания закладывает в тариф услуги, которые клиенты не получают. Об этом заявил президент ОП «Укрметаллургпром» Александр Каленков, комментируя вопрос гармонизации грузовых тарифов, которую инициирует Укрзалізниця.

Эксперт отметил: «Они используют слова «унификация», «гармонизация». Я не знаю, в чем они видят здесь гармонию. Сейчас тарифообразование не обосновано экономически и никогда не было. Система классов, существующая сейчас, и унификация классов, как они говорят, – она несовершенна, но унификация классов – это толчок в другое направление. В идеальной ситуации тарифы должны быть сформированы независимыми органами и должны включать расходы компаний, которые сочтены правильно».

По его словам, затраты на транспортировку руды и, например, зерна значительно ниже – поскольку отправки руды не привязаны к сезонности. Кроме того, эшелоны для отправки формируются прямо у ГОКов. Что касается транспортировки зерна, то нужно собрать поезд из отдельных вагонов, расположенных в разных местах.

«Чтобы вывозить железную руду в морские порты не используется ни одной промежуточной станции, не используется дополнительных депо и т.д. Они идут круглогодично, без каких-либо перерывов. И себестоимость для Укрзалізниці в разы ниже, чем перетягивать какие-нибудь 3-4 вагона от одной малодеятельной станции к другой. Расходы колоссальные при этом! Но это все не расписывается отдельно на разные группы товаров», - подчеркнул Каленков.

Мировой опыт

Для сравнения, в странах Евросоюза при формировании железнодорожного тарифа используется базовая ставка, к которой затем добавляются коэффициенты – сезонность, необходимость задействования дополнительных станций и т.д.

«Там очень простое формирование. Существует базовая ставка, и если ты возишь продукцию не повагонно, а по маршруту, у тебя скидка. Если ты не загружаешь промежуточные станции, маневровые, локомотивы и т.п. - у тебя есть скидка. Это будет справедливо и экономически обосновано и не будет вопросов», - говорит Каленков.

Последствия

Эксперт подчеркнул, что существующие подходы в тарифообразовании отражаются на конкурентоспособности украинской продукции, а также в целом снижают инвестиционную привлекательность Украины.

«Сейчас инвесторы уже думают об инвестировании в Украину. Но для них нерешенный вопрос – это тарифообразование государственных монополий. И это может помешать инвестициям в Украину очень существенно. Они видят сейчас эти унификации энерготарифов, видят непонятную политику Укрзалізниці. И могут не пойти в Украину», – резюмировал эксперт.

Формирование тарифов Укрзалізниці на грузовые перевозки должно учитывать объемы предоставленных услуг – эксперт - Фото 1

Напомним, Укрзалізниця с начала года перевезла 118 млн тонн грузов. Это на 24,3% больше, чем за аналогичный период 2023 года, когда было перевезено 95 млн тонн грузов. В августе перевозки грузов составили 14,2 млн тонн – это даже больше, чем в финплане УЗ, где предполагалась перевозка 13,8 млн грузов.

Источник материала
loader
loader